Претензии кипрских экуменистов: К вопросу о диптихах на «Всеправославном соборе»
С каждым днем мы на один шаг приближаемся к т.н. Всеправославному собору, 4-й вопрос каталога тем которого – Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей. В чем суть вопроса? Каков в настоящее время порядок в диптихе Поместных Православных Церквей? Давайте разберемся.
В настоящее время порядок размещения Церквей в диптихе следующий:
1. Константинопольская.
2. Александрийская.
3. Антиохийская.
4. Иерусалимская.
5. Русская.
6. Грузинская.
7. Сербская.
8. Румынская.
9. Болгарская.
10. Кипрская.
11. Элладская.
12. Албанская.
13. Польская.
14. Чешских земель и Словакии.
15. Православная Церковь в Америке.
Каноническим основанием этого порядка служит 36-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».
В 1054 году Римский престол впал в ересь, и Константинополь стал первым по чести среди Православных Патриарших Престолов. В 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия II (Транос), подвижник святой жизни, находясь в Москве, даровал Русской Церкви Патриаршество. Тогда же с согласия своих собратий восточных Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Русской Церкви дано было пятое место в диптихе вслед за этими древними Церквами, каковой порядок сохраняется и доныне. Остальные Церкви заняли место по старшинству дарования им автокефалий.
Правда, есть Церкви, которые получили автокефалию раньше, чем Русская Церковь. Однако и Константинопольская Церковь возникла гораздо позже Иерусалимской или Антиохийской, о которой в Деянии Святых Апостолов сказано, что там впервые ученики стали называть себя христианами (Деян.11:26). Однако Святые Отцы Второго Вселенского Собора третьим правилом даровали этому Патриаршему Престолу честь и права, равные с Римским престолом, «потому что город оный есть новый Рим», т.е. имперская столица.
Исходя из логики Святых Отцов, можно было бы и Московскому Патриарху даровать второе место после Константинополя, поскольку Москва долгое время оставалась Третьим Римом – городом, в котором жили православные Цари, блюстители Православия во Вселенной. При этом в других странах уже не было православных государей или же, если были, то они во всем зависели от Русского Царя. Однако наши благочестивые предшественники за лучшее почли не изменять 36-е правило Шестого Вселенского Собора, а сохранить указанный в нем порядок размещения Церквей в диптихе.
В настоящее время предстоятель Кипрской Церкви претендует на 5-е место, занимаемое Русской Церковью, поскольку его Церкви была дарована автокефалия еще во времена Вселенских Соборов. 39-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческаго рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутаго острова переселился в Геллеспонсткую область, промышлением человеколюбиваго Бога, и тщанием Христолюбиваго и благочестиваго царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и епископ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от котораго, когда потребно будет, и самаго Кизика града епископ да поставляется».
Впрочем, претензии кипрского митрополита вызваны не реальным положение дел, а его непомерными амбициями, поощряемыми «восточным папой» Патриархом Варфоломеем. Ибо крупнейшей Поместной Церковью на планете является Русская Православная Церковь, которая пользуется самым большим влиянием в православном мире. Потому тщеславие кипрских экуменистов, являющихся верными вассалами «восточного папы», не может и не должно быть удовлетворено, поскольку это для него не спасительно и не полезно.
Таким образом, изобрести нечто новое и получить причитающиеся изобретателю лавры у Патриарха Варфоломея не получится. Лучше диптихи оставить в том порядке, в каком они складывались веками. А чтобы легче происходило взаимное каноническое признание Церквей, необходимо отказаться от ереси экуменизма и вернуться к канонической практике избрания епископов народом. Тогда достойные смиренные архипастыри возглавят Поместные Православные Церкви. А смиренным людям легче обо всем договориться. Сам же 4-й вопрос необходимо исключить из соборной повестки за ненадобностью и надуманностью.
На фото:
Кипрский Предстоятель – Архиепископ Хризостом на встрече с патриархом Кириллом (2013 г.)
Источник: «Восьмой собор»
В настоящее время порядок размещения Церквей в диптихе следующий:
1. Константинопольская.
2. Александрийская.
3. Антиохийская.
4. Иерусалимская.
5. Русская.
6. Грузинская.
7. Сербская.
8. Румынская.
9. Болгарская.
10. Кипрская.
11. Элладская.
12. Албанская.
13. Польская.
14. Чешских земель и Словакии.
15. Православная Церковь в Америке.
Каноническим основанием этого порядка служит 36-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».
В 1054 году Римский престол впал в ересь, и Константинополь стал первым по чести среди Православных Патриарших Престолов. В 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия II (Транос), подвижник святой жизни, находясь в Москве, даровал Русской Церкви Патриаршество. Тогда же с согласия своих собратий восточных Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Русской Церкви дано было пятое место в диптихе вслед за этими древними Церквами, каковой порядок сохраняется и доныне. Остальные Церкви заняли место по старшинству дарования им автокефалий.
Правда, есть Церкви, которые получили автокефалию раньше, чем Русская Церковь. Однако и Константинопольская Церковь возникла гораздо позже Иерусалимской или Антиохийской, о которой в Деянии Святых Апостолов сказано, что там впервые ученики стали называть себя христианами (Деян.11:26). Однако Святые Отцы Второго Вселенского Собора третьим правилом даровали этому Патриаршему Престолу честь и права, равные с Римским престолом, «потому что город оный есть новый Рим», т.е. имперская столица.
Исходя из логики Святых Отцов, можно было бы и Московскому Патриарху даровать второе место после Константинополя, поскольку Москва долгое время оставалась Третьим Римом – городом, в котором жили православные Цари, блюстители Православия во Вселенной. При этом в других странах уже не было православных государей или же, если были, то они во всем зависели от Русского Царя. Однако наши благочестивые предшественники за лучшее почли не изменять 36-е правило Шестого Вселенского Собора, а сохранить указанный в нем порядок размещения Церквей в диптихе.
В настоящее время предстоятель Кипрской Церкви претендует на 5-е место, занимаемое Русской Церковью, поскольку его Церкви была дарована автокефалия еще во времена Вселенских Соборов. 39-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческаго рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутаго острова переселился в Геллеспонсткую область, промышлением человеколюбиваго Бога, и тщанием Христолюбиваго и благочестиваго царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и епископ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от котораго, когда потребно будет, и самаго Кизика града епископ да поставляется».
Впрочем, претензии кипрского митрополита вызваны не реальным положение дел, а его непомерными амбициями, поощряемыми «восточным папой» Патриархом Варфоломеем. Ибо крупнейшей Поместной Церковью на планете является Русская Православная Церковь, которая пользуется самым большим влиянием в православном мире. Потому тщеславие кипрских экуменистов, являющихся верными вассалами «восточного папы», не может и не должно быть удовлетворено, поскольку это для него не спасительно и не полезно.
Таким образом, изобрести нечто новое и получить причитающиеся изобретателю лавры у Патриарха Варфоломея не получится. Лучше диптихи оставить в том порядке, в каком они складывались веками. А чтобы легче происходило взаимное каноническое признание Церквей, необходимо отказаться от ереси экуменизма и вернуться к канонической практике избрания епископов народом. Тогда достойные смиренные архипастыри возглавят Поместные Православные Церкви. А смиренным людям легче обо всем договориться. Сам же 4-й вопрос необходимо исключить из соборной повестки за ненадобностью и надуманностью.
На фото:
Кипрский Предстоятель – Архиепископ Хризостом на встрече с патриархом Кириллом (2013 г.)
Источник: «Восьмой собор»
<-назад в раздел