«Католики и православные. Отличия, но не разделения»: «Правмир» при поддержке министерства культуры раскрывает окна Овертона
«Отличия, но не разделения» – таков основной мотив дискуссии «Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?», состоявшейся 18 февраля 2016 года во Всероссийской государственной Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ). В беседе, прошедшей в цикле встреч «Правмир о главном» при поддержке Министерства культуры РФ, приняли участие кандидат богословия, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий и директор информационной службы римско-католической «архиепархии Божией Матери» в Москве «священник» Кирилл Горбунов. Вопросы обоим участникам задавали историк, ватиканист Алексей Юдин и главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова.
Что изменит в отношениях католиков и православных встреча в Гаване? Что надо преодолеть? Какие вызовы стоят перед теми и другими? Что надо знать друг о друге? О. Владимир и Кирилл поделились впечатлениями о встрече папы и Патриарха, о том, как пережили этот опыт.
О. Кирилл, бывший среди участников поездки в Гавану, больше всего боялся, что эти люди «вежливо поклонятся» и будут вести себя «как общественные деятели». И хотя встречи этой уже давно ждали, испытал «чувство облегчения, что это случилось».
О. Владимир Шмалий «не следил за видеорядом», для него был важен сам факт встречи. Был скепсис, что этого может не произойти, встреча будет неудачная, произойдет сбой… «Так долго мы этого ждали. Встреча могла не состояться, или это была бы политическая по формату встреча, и мы получили бы текст политический», - сказал он. О том, что эта встреча была не политической, свидетельствует текст документа, сказал он далее и зачитал первый пункт декларации. «Я верю, радуюсь этому тексту, воспринимаю его как искренний», - отметил священник.
Участники дискуссии вспомнили, как развивались отношения между католиками и православным за 20 с лишним лет. По словам Анны Даниловой, выходили брошюры, в которых говорилось, что католики будут гореть в аду. Чтобы опубликовать автора-католика в православном издании нужно было «сделать много реверансов». Сейчас реакция на тексты католических авторов уже иная.
О. Владимир Шмалий считает, что был элемент недоверия, связанный со сложными временами. Страна менялась. «В 90-е годы были опасения, что католики захватят важные позиции, и я тоже разделял опасения», - рассказал он. Сегодня облик православия сильно изменился. Его представляют молодые люди, которые много путешествуют, читают, общаются с католиками. Происходит «процесс осмысления».
Кирилл Горбунов рассказал, как, работая в газете «Свет Евангелия» в 90-е годы, вместе с другими мечтал о дружбе с православными.
Участники дискуссии вспомнили и об «экуменическом охлаждении» в начале 2000-х годов; пикеты у посольства Ватикана; о создании католических епархий, визите кардинала Каспера в Москву. По словам о. Владимира, «параллельные структуры» воспринимались всерьез, это «создание и укрепление епархий надо было разъяснять». Нужно быть благодарными тем, кто в годы разочарований следовали экуменическому проекту, отметил о. Владимир.
Стоит напомнить многим нынешним православным священникам, епископам и митрополитам, чем обосновывалось это «экуменическре охлаждение» в начале 2000-х:
Для этого приведем выдержку из статьи архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова) «РИМСКИЙ ПАПА ПРИГЛАШЕНИЯ НЕ ДОЖДАЛСЯ»: «Вся история Российского государства - начиная с крестового похода ливонских рыцарей в 1242 году и вплоть до ХХ века, когда Ватикан и большевизм, а потом Ватикан и гитлеровский фашизм выступили как союзники, - наполнена непрекращающимися попытками католической церкви подчинить себе непокорную православную Россию. Покорение России стало настоящей "идеей фикс" для Римского Престола. Особенно ярко это проявилось в период последнего понтификата. Во второй половине ХХ века мысль о сближении Православной Церкви и Рима находила сочувствие даже среди части русского духовенства. Но постепенно даже либеральные и вполне экуменически настроенные церковные деятели стали понимать истинные цели Ватикана. Вот что писал в 1998 году далеко не консервативный иерарх, всю жизнь проживший на Западе, митрополит Антоний (Блюм): "Пора нам осознать то, что Рим думает только о 'поглощении' Православия. Богословские встречи и 'сближения' на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь».
Как видим, такие экуменисты, как епископ Тихон, и даже митр. Антоний Сурожский, и вообще многие другие церковные иерархи РПЦ, совсем еще недавно прекрасно понимали всю опасность заигрывания с Ватиканом. Что же случилось за последние 10-15 лет, что в корне поменяло православное сознание большинства архиереев и рядовых священнослужителей?!
...Нас отличают «культура, мифы, мироощущения», сказал о. Владимир Шмалий. У православных не хватает стремления к универсальности, у католиков оно есть. Православные привязаны к культурным формам; католики видят больше разнообразия культурных форм. «Православным надо что-то делать с утратой духа универсальности и наличием прошивки противопоставления себя католикам. Один из серьезных вызовов для нас – это разнообразие», - подчеркнул о. Владимир.
По мнению Кирилла Горбунова, «важно открыться для другого опыта - литургического, молитвенного. Многие православные по-прежнему считают, что "католики не спасаются". Проблема связана с учительством в Православной Церкви. (Пусть папист Кирилл не волнуется - благодаря усилиям о. Владимира, проректора ОЦАиД и преподавателя МДАиС и прочих "докторов" и "кандидатов" учительство по окатоличиванию православных семинаристов и академистов идет полным ходом - ред.)».
По мнению Анны Даниловой, людей интересует «базовое разъяснение, чем отличаемся друг от друга», всегда не хватало «простого внятного короткого ответа». (Видимо, Анна так зачиталась католическими авторами, творениями которых буквально усеян её «Правмир», что не имеет даже времени ознакомиться хотя бы с цитатами святых отцов о еретиках-папистах. Приведем самую что ни на есть короткую формулировку: «[Латиняне] – не суть христиане… Латинство пало в бездну ересей и заблуждений… Оно лежит в них без всякой надежды восстания» (прп. Паисий Величковский)).
...Разделение Церквей – общая рана, отметили далее участники дискуссии. Кирилл Горбунов описал это так: «Нам без вас плохо. Нам вас не хватает. У нас есть полнота средств спасения, но это не мешает иметь дыру в сердце без вас».
...Цикл встреч «Правмир о главном» будет продолжен в следующем месяце.
По материалам: «Все ереси»
Что изменит в отношениях католиков и православных встреча в Гаване? Что надо преодолеть? Какие вызовы стоят перед теми и другими? Что надо знать друг о друге? О. Владимир и Кирилл поделились впечатлениями о встрече папы и Патриарха, о том, как пережили этот опыт.
О. Кирилл, бывший среди участников поездки в Гавану, больше всего боялся, что эти люди «вежливо поклонятся» и будут вести себя «как общественные деятели». И хотя встречи этой уже давно ждали, испытал «чувство облегчения, что это случилось».
О. Владимир Шмалий «не следил за видеорядом», для него был важен сам факт встречи. Был скепсис, что этого может не произойти, встреча будет неудачная, произойдет сбой… «Так долго мы этого ждали. Встреча могла не состояться, или это была бы политическая по формату встреча, и мы получили бы текст политический», - сказал он. О том, что эта встреча была не политической, свидетельствует текст документа, сказал он далее и зачитал первый пункт декларации. «Я верю, радуюсь этому тексту, воспринимаю его как искренний», - отметил священник.
Участники дискуссии вспомнили, как развивались отношения между католиками и православным за 20 с лишним лет. По словам Анны Даниловой, выходили брошюры, в которых говорилось, что католики будут гореть в аду. Чтобы опубликовать автора-католика в православном издании нужно было «сделать много реверансов». Сейчас реакция на тексты католических авторов уже иная.
О. Владимир Шмалий считает, что был элемент недоверия, связанный со сложными временами. Страна менялась. «В 90-е годы были опасения, что католики захватят важные позиции, и я тоже разделял опасения», - рассказал он. Сегодня облик православия сильно изменился. Его представляют молодые люди, которые много путешествуют, читают, общаются с католиками. Происходит «процесс осмысления».
Кирилл Горбунов рассказал, как, работая в газете «Свет Евангелия» в 90-е годы, вместе с другими мечтал о дружбе с православными.
Участники дискуссии вспомнили и об «экуменическом охлаждении» в начале 2000-х годов; пикеты у посольства Ватикана; о создании католических епархий, визите кардинала Каспера в Москву. По словам о. Владимира, «параллельные структуры» воспринимались всерьез, это «создание и укрепление епархий надо было разъяснять». Нужно быть благодарными тем, кто в годы разочарований следовали экуменическому проекту, отметил о. Владимир.
Стоит напомнить многим нынешним православным священникам, епископам и митрополитам, чем обосновывалось это «экуменическре охлаждение» в начале 2000-х:
Для этого приведем выдержку из статьи архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова) «РИМСКИЙ ПАПА ПРИГЛАШЕНИЯ НЕ ДОЖДАЛСЯ»: «Вся история Российского государства - начиная с крестового похода ливонских рыцарей в 1242 году и вплоть до ХХ века, когда Ватикан и большевизм, а потом Ватикан и гитлеровский фашизм выступили как союзники, - наполнена непрекращающимися попытками католической церкви подчинить себе непокорную православную Россию. Покорение России стало настоящей "идеей фикс" для Римского Престола. Особенно ярко это проявилось в период последнего понтификата. Во второй половине ХХ века мысль о сближении Православной Церкви и Рима находила сочувствие даже среди части русского духовенства. Но постепенно даже либеральные и вполне экуменически настроенные церковные деятели стали понимать истинные цели Ватикана. Вот что писал в 1998 году далеко не консервативный иерарх, всю жизнь проживший на Западе, митрополит Антоний (Блюм): "Пора нам осознать то, что Рим думает только о 'поглощении' Православия. Богословские встречи и 'сближения' на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь».
Как видим, такие экуменисты, как епископ Тихон, и даже митр. Антоний Сурожский, и вообще многие другие церковные иерархи РПЦ, совсем еще недавно прекрасно понимали всю опасность заигрывания с Ватиканом. Что же случилось за последние 10-15 лет, что в корне поменяло православное сознание большинства архиереев и рядовых священнослужителей?!
...Нас отличают «культура, мифы, мироощущения», сказал о. Владимир Шмалий. У православных не хватает стремления к универсальности, у католиков оно есть. Православные привязаны к культурным формам; католики видят больше разнообразия культурных форм. «Православным надо что-то делать с утратой духа универсальности и наличием прошивки противопоставления себя католикам. Один из серьезных вызовов для нас – это разнообразие», - подчеркнул о. Владимир.
По мнению Кирилла Горбунова, «важно открыться для другого опыта - литургического, молитвенного. Многие православные по-прежнему считают, что "католики не спасаются". Проблема связана с учительством в Православной Церкви. (Пусть папист Кирилл не волнуется - благодаря усилиям о. Владимира, проректора ОЦАиД и преподавателя МДАиС и прочих "докторов" и "кандидатов" учительство по окатоличиванию православных семинаристов и академистов идет полным ходом - ред.)».
По мнению Анны Даниловой, людей интересует «базовое разъяснение, чем отличаемся друг от друга», всегда не хватало «простого внятного короткого ответа». (Видимо, Анна так зачиталась католическими авторами, творениями которых буквально усеян её «Правмир», что не имеет даже времени ознакомиться хотя бы с цитатами святых отцов о еретиках-папистах. Приведем самую что ни на есть короткую формулировку: «[Латиняне] – не суть христиане… Латинство пало в бездну ересей и заблуждений… Оно лежит в них без всякой надежды восстания» (прп. Паисий Величковский)).
...Разделение Церквей – общая рана, отметили далее участники дискуссии. Кирилл Горбунов описал это так: «Нам без вас плохо. Нам вас не хватает. У нас есть полнота средств спасения, но это не мешает иметь дыру в сердце без вас».
...Цикл встреч «Правмир о главном» будет продолжен в следующем месяце.
По материалам: «Все ереси»
<-назад в раздел