– Это попущение Божие, которое Господь силен обратить во благо. Такие серьезные происшествия с детьми случаются в основном, чтобы как раз разбудить родителей. Я тоже духовно спал в свои 40 лет и даже не думал, что уже практически потерял своих детей. Очнулся, когда у старшего в 20 лет начались серьезные проблемы с алкоголем. Вот тогда я и задумался: с чего?! Всю жизнь я был занят материальной стороной дела – зарабатывал им на образование, отдых, интеллектуальное развитие... Супруга тоже старалась уделять их учебе максимум времени и сил. Мы жили по московским меркам выше среднего. И что с того? От трагедии меня это не спасло.
Через начавшиеся скорби с детьми я пришел в Церковь и кардинально пересмотрел все жизненные установки, которые нам насаждали. Поначалу испытывал сильную досаду на учителей и родителей, которые из-за какого-то непонятного страха умалчивали о самых главных вещах. Но со временем понял, что, оставаясь дальше в этой среде, не смогу помочь старшему сыну и окончательно потеряю младших, и морально, и физически.
Тогда мы переехали жить в дальнюю область, к монастырю. Меня взяли работать в обитель, а дети учились в простой сельской школе и православной гимназии. Там, как и везде, были свои трудности, но я это говорю к тому, что часто именно через опасное состояние детей родители вынуждены просыпаться и уже не просто задумываться, а наконец менять свою жизнь.
Как обычно бывает, пока не произойдет что-то вопиющее, родители смотрят на своих детей-подростков сквозь розовые очки. Знаю много случаев, когда ребенок дома вел себя паинькой, а среди сверстников на улице матерился, как не каждый бандит сможет.
Плохо и то, что современные родители вообще загнаны в жесткие рамки: кредитные, ипотечные, налоговые и прочие. Определив ребенка в школу, они больше не видят его проблем, даже не задумываются, что можно (и нужно) жить по-другому. Отслеживать информацию у них тоже времени нет.
Поэтому когда нахожу в надежных источниках статьи или видеоматериалы, проливающие свет на проблемы образования, ювенальные законы, процессы цифровизации, то обязательно рассылаю их своим знакомым, особенно семейным людям. Многие вникают в тему, благодарят и начинают предпринимать хоть какие-то защитные меры.
Нельзя говорить, что уже поздно и ничего не поможет. Это значит сдаться без боя. А если предупрежден – то вооружен. Другое дело, что надо правильно оценить ситуацию – увидеть в ней прежде всего свою вину – духовную. Она часто рядится в одежды «я же хотел как лучше», «нас так воспитывали», «виноваты враги»… Да, виноваты и враги, но почему ты не оказал им сопротивления, когда осознал проблему?!
А пропаганда наркомании, разврата и «свободной» жизни совсем не нова. Вспомним девиз нашей молодости: «секс, наркотики, рок-нролл». Тогда это тоже было круто. А история революции? Что обещали народу троцкие-бронштейны под лозунгом «свободы, равенства и братства»? Так что призывы к «свободе» – это давно используемый прием, в разные времена приобретающий новые формы и методы. Грех всегда кажется привлекательнее, чем «скучная» добродетель.
Более того, сейчас и в религиозной среде происходит подмена понятия греха. Вон, папа римский публично пробует и одобряет листья коки, моет ноги извращенцам, призывая «уважать их выбор». Протестанты давно «венчают» содомитов, да и в нашей Церкви находятся предатели, которые «благословляют» секс-просвет в школах. Есть и «православные» депутаты, которые продвигают западные ценности. Участь их поистине страшна – лучше бы бросились в море, чем развращали малых сих (ср. Мф. 18, 6). Но пока мы живы, даже на крайней черте, будем сражаться с такими.
Тут надо разделять две вещи: одно дело, когда создается среда, толкающая на грех, а другое – само совершение греха. Ты как педагог увидел пагубность в состоянии системы образования и опустил руки: мол, родители все равно не услышат о главном, стоит ли говорить им о каких-то там частностях? Но если мы сейчас пропустим «какие-то там» снюсы, то дальше говорить будет просто не с кем. Вот та черта, за которой уже нет возврата. А до этого времени давай продолжать бороться: молиться, обличать грех, прощать ближних и терпеливо помогать им. Пусть небольшими шагами, но идти в правильном направлении. Мы же православные. Мы верим, что Бог силен обратить во благо всякое зло, как бы далеко оно ни зашло!
<-назад в раздел