Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпепия и любве даруй ми, рабу Твоему.
Господи и Владыко живота моего! Даруй ми дух целомудрия. Быть целомудренным — значит вообще хранить душу свою от всяких помыслов нечистых, частнее же — от помыслов сладострастия. Целомудрие души и тела есть как бы свежесть и благоухание нашей жизни. Целомудренный подобен растению, которое рукою заботливаго садовника укрывается от палящих лучей солнца, защищается от сильных порывов ветра, предохраняется от холода, в меру напояется влагою, соблюдается от вреда насекомых и устраняется даже от лишнего прикосновения к нему руки любопытнаго. Как цело, свежо, чисто такое растение, так цел, свеж и чист человек целомудренный. От него как бы благоухает жизнью. В его присутствии стыдится обнаруживаться всякая нескромность, и самый порок часто теряет свою наглость. Такова добродетель целомудрия, украшение всех возрастов, а в особенности — юности. И об ней-то часто не заботятся! Сказать ли более: ею иногда пренебрегают, ее хотят исключить из числа добродетелей! Да сохранит нас Бог от такого безумия, ведущего прямо к низвращению всего святого и прекрасного на земле. О, даруй нам, Господи, дух неоценимого целомудрия!
Господи и Владыко живота моего! Даруй ми дух смиренномудрия. Рабу ли превозноситься пред очами Владыки своего? Смирение есть истинно и человеческая и христианская добродетель, и потому она должна быть как бы характером всех наших добродетелей. Чем больше кто получил талантов от Бога, тем больше должен иметь признательности к Нему и сознания собственной своей нищеты. Что бо имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием? Смиренномудрие подобно целомудрию, с которым оно тесно соединяется, любезно и в очах человеческих. Кто в силе и власти не превозносится, того любят и почитают искренно, кто с умом и талантом не кичится, тому охотно уступают преимущество, кто при богатстве никого не презирает за убожество, тому не завидуют и желают приумножения благополучия. А Господь говорит о смиренномудрых так: на кого воззрю, токмо не кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?! Смиренномудрием приумножаются и сохраняются все дары благодати; один смиренномудрый не падает, потому что он держит себя ниже всех, и не имеет, куда упасть. О, даруй нам, Господи, дух смиренномудрия, этой боголюбезнейшей добродетели, без которой спасение наше ни в каком случае не возможно.
Господи и Владыко живота моего! Даруй ми, вместе со смиренномудрием, дух терпения. Терпения имате потребу, говорит нам св. Апостол, потому что узким путем надобно идти нам в царство небесное. Но где, на каком пути не нужно терпение? А в мире разве не требуется терпеть и сносить? Но ты, христианин, молись о терпении только для благих дел: «Господи, даруй ми терпение не для угождения людям и страстям, а для угождения Тебе, претерпевшему за меня неизмеримые скорби и страдания. Когда станут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильныя оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу горькие для сердца моего утраты, — тогда подкрепи меня немощного и предохрани от ропота на людей и на Тебя Самого! Когда болезни изнурят тело мое, или внутренние смущения — дух мой, когда в служении Тебе ослабеет душа моя, и тьма уныния обляжет сердце мое, — тогда, о, тогда наипаче пошли силу Твою изнемогающему мне, даруй терпение с упованием и сохрани меня от отчаяния.
Господи и Владыко живота моего! Даруй ми дух любве. Бог Сам есть любовь, и кто хочет пребывать в Боге, да пребывает в любви. Любовь — не частная добродетель; она — корень и вершина, начало и венец всех добродетелей, — союз совершенства. Как скоро нет во мне чистой любви к Господу моему, тогда я — не сын Ему и не брат ближним моим. Даруй мне, Боже, дух любви Твоей, — научи меня прощать обиды, молиться за врагов, благословлять клянущих и благотворить ненавидящим меня, как Ты Сам — словом и делом — совершал это на грешной земле нашей, Царство Твое — царство мира и любви; веди же всех нас к нему путем чистой любви и милосердия.
Видите, мои возлюбленные, как содержательна молитва св. Ефрема Сирина! В ней испрашивается у Господа Бога освобождение от всего дурного и злого и дарование всего хорошего и доброго. То есть: испрашивается помощь Божия, чтобы отложити нам ветхого человека и облещися в нового, или — победить наши страсти и пороки и насадить в душах и сердцах наших добродетели. А это есть дело не поста только, а и всей жизни нашей. С каким же вниманием и усердием нужно нам, и как часто нужно, повторять молитву сию не в продолжение только поста, а и в продолжение всей жизни, когда будем чувствовать нужду в помощи Божией. Аминь.
Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — С 117-120.
Источник: http://slovo.russportal.ru/
<-назад в раздел