Четверг, 21 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт.Серафим о масонском экуменизме
В самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) об апостасии

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

В кулуарах

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Чем больше у людей привязанностей, привычек, тем легче бесам управлять ими: Исповедь бывшего «профессионального» и успешного мага
Когда мне было 17 лет, к нам в гости пришла женщина, экстрасенс. Лично знавшая Джуну Давиташвили и преподававшая безконтактное лечение руками. Она предложила мне совершить астральное путешествие. После 5-6минут ходьбы по комнате я и впрямь каким-то неведомым образом очутился вне тела…

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
19.05.2018
Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни: Новооткрытое сочинение свт. Серафима (Соболева)

2018-05-19_011115.jpg

Публикация ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира. 

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
 «„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"»

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…» 

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

2018-05-19_011503.jpg

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Время, переживаемое ныне, можно, к сожалению, назвать временем особенно успешного распространения социализма. 

Вытесняя все прежние верования и пытаясь стать даже на место самого Христианства, социализм делается своего рода религиею, новою верою, под которою надлежит-де объединиться современному человечеству. И чем дальше идет время, тем более и более социализм приобретает себе исповедников. Недалеко, быть может, то время, когда в большом числе и православный, и католик, и лютеранин, и магометанин, и еврей могут забыть свои религиозные разности и объединиться под одним знаменем социализма. Наблюдая, как пренебрегается теперь учение Христа, как меркнет и угасает Христианская вера на земле при широком и успешном распространении социализма, ужели мы должны вместе с Бебелем сказать: «Будущее принадлежит социализму»?! (Бебель А. Будущее общество. М., 1905. С. 84). 

Не в нашей задаче останавливаться на выяснении причин успешного распространения социализма. Смотря на последнее как на грубое материалистическое миросозерцание, мы можем только сказать, что главная причина этого успеха лежит в плотяности и материальных стремлениях современного человечества. Современный человек слишком далек от Неба. Его интересы и надежды прикованы к земле. «Дайте нам землю, а небо оставим ангелам и воробьям», – повторяет Бебель немецкую пословицу. Не Царство Божие, а царство человеческое здесь, на земле, с его сытостью материальною и с внешнею благоустроенностию стало последнею целью для людей. 

Впрочем, не будем отрицать как особого, хотя и далеко не коренного фактора в успешном распространении социализма тяжелых условий жизни низших классов общества, которым социализм лживо обещает много радостей в будущем социалистическом строе земной жизни. Показать этот строй жизни и посмотреть на него с точки зрения евангельского взгляда и составляет нашу задачу. 


ГЛАВА 1: 
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ 

Главные основы этого строя – экспроприация частной собственности и политическая гражданская свобода. Все нестроения, всякие несчастия и преступления в современной жизни происходят, по учению социализма, вследствие отсутствия указанных основ в наличном строе общественной жизни. Вступление жизни человеческой в небывалый на земле период счастливого состояния с появлением социалистических основ в общественном строе нашей жизни. Характеристика последнего социализмом. Признаки, характеризующие этот строй как счастливый: а) облегчение труда; б) уничтожение преступлений и вообще всякого зла в людях; с) возвышение всего человечества до проникновения идеалами равенства и братской любви чрез социалистическое воспитание и образование; д) отношение будущего социалистического общества к человеку как семьянину и гражданину, полное заботы и любви, имеющее дать ему возможность до самой смерти жить без всяких страданий, забот о завтрашнем дне и предоставить ему наслаждаться только семейными радостями, всевозможными удовольствиями и полным удовлетворением всех своих потребностей. 
  
2018-05-19_012048.jpgРазумеется, невозможно нарисовать в детальных и определенных красках картину будущего социалистического строя. Для этого не хватило бы наших слабых сил. Да и нельзя с точки зрения самих социалистов предвидеть: в какие именно социальные организации выльется и какие формы в отдельных случаях примет будущий строй общественной жизни. «В обществе, – говорить Бебель, – как в природе, все постепенно течет и видоизменяется; одно появляется, другое пропадает. Постоянно делаются открытия, изобретения и различного рода улучшения, значения которых нельзя предугадать, а они революционизуют и изменяют» (Там же. С. 8). Отсюда, если можно говорить о будущем социалистическом строе, то только с точки зрения принципов социальной жизни. В таком случае мы должны прежде всего остановиться на одном из оснований, предназначенном лечь во главу угла будущего социалистического общества. 

Таким основанием в глазах социализма представляется экспроприация частной собственности в пользу общественной. В этом главным образом социальном явлении и полагается социалистами коренной залог всяких будущих благ и всякого добра. Равным образом отсутствие его в общественной жизни служит причиною всяких бед и всякого зла. Таким образом, все хорошее и все плохое ставится социалистами в зависимость от экономической основы, от чисто внешних материальных условий, окружающих человека. 

Рассматривая под таким углом зрения общественную жизнь в данный момент, социализм находит ее полной трагизма, стоящею на краю своей гибели. И такое состояние современной жизни вполне естественно. Оно с неизбежною необходимостью выходит, по учению социализма, из несовершенной и вредной экономической основы общественной жизни, а именно – из наличного существования частной собственности при капиталистическом способе производства. Благодаря этому, блага, получаемые от производства труда, которые должны были бы дать равные и благоприятные условия существования всем, сосредоточены только в руках незначительного меньшинства. Отсюда, на стороне последнего – капитал со всеми удобствами жизни и плодами культуры, а на стороне производителей капитала – нищета со всеми ее последствиями: голодовкою, невежеством, проституцией, босячеством и массою всевозможных преступлений и бедствий. 

Вот что будто бы производит частная собственность, или, точнее, капиталистический способ производства. Последний, по словам Либкнехта, основанный на системе наемного труда, приводит к двум последствиям: с одной стороны – накопление собственности в руках немногих людей и вытекающая отсюда развращенность этих немногих, с другой стороны – обнищание масс – пауперизм. «Рабочий, – говорит Либкнехт, – не может удовлетворить своим простейшим потребностям, несмотря на производимые им богатства. Лишения, нездоровые мастерские и фабричные помещения похищают у него жизненные силы, его ждет раннее увядание, преждевременная смерть. Он не знает семейной жизни, его жена и дети должны идти на фабрику, т. к. его заработка не хватает на жизнь. Его подрастающим дочерям предстоит на выбор краткое и блестящее поприще проституции или долгий, серый, лишенный света и воздуха, удел женщины-пролетария. Всякий, кто стонет под бременем этих нечеловеческих условий, подхватит наш клич: долой систему наемного труда!» (Либкнехт К.Наши цели. СПб., 1905. С. 15; см.: Каутский К. Экономическое развитие и общественный строй. СПб., 1905. С. 79, 139). 

Конечно, Либкнехт не одного только фабричного рабочего желает показать в таких невыносимых условиях жизни. Нет, в таком положении, по мнению Либкнехта, оказывается всякий, кто является настоящим производителем богатства, будет ли им пахарь, или рабочий, или приказчик, или трактирный и домашний слуга и т. д. 

Таково, по мнению социалистов, положение трудящихся классов общества в настоящее время. 

Мы сказали выше, что на стороне последних оставлена, по взгляду социализма, только нищета со всеми ее печальными последствиями, бедствиями и преступлениями. И действительно, нет почти такого преступления, такого проявления человеческого зла, которое социализм не относил бы к частной собственности как к своему первоисточнику. Смотря на невежество, проституцию, босячество и другие подобные социальные явления как на прямое следствие, вытекающее из существования частной собственности, социализм ставит в такое же отношение к частной собственности такие пороки и страсти человеческие, как, например, гордость, тщеславие, гнев, злоба, ненависть (ревность), месть и др. (см.: Бебель А. Указ. соч. С. 94). Словом, какое бы бедствие и преступление мы ни взяли, оно будет выходить из общего и коренного виновника всех зол – частной собственности. И до тех пор человечество будет-де изнывать под бременем бедствий, пока будет существовать частная собственность. «С уничтожением частной собственности на средства труда с их превращением в собственность общественную, – говорит Бебель, – постепенно исчезнет вся та масса бедствий, которые мы видим в буржуазном обществе на каждом шагу и которые становятся все невыносимее» (Там же. С. 77). 

Таким образом, для преобразования настоящего, разлагающегося общества, нужно-де превращение частной собственности в общественную. Как в частной собственности, по учению социализма, заключается начало всякого зла, так в общественной собственности лежит начало и залог будущего общечеловеческого счастья в будущем социалистическом строе. 

Соболев3.jpg 
Предвыборный плакат партии эсеров,1917 год 

Впрочем, нельзя отказать в подобном значении для будущего социализованного общества гражданской и политической свободе. Политическая свобода является для социалистов средством победы над капитализмом. «Рабочий класс, – говорит Либкнехт, – не может вести экономическую борьбу и развивать свою экономическую организацию без политических прав. Он не может добиться перехода средств производства в общественную собственность, не получив в свои руки политической власти» (Либкнехт К. Указ. соч. С. 18). 

Таким образом, без политической свободы частная собственность не будет уничтожена. Без политической свободы не водворится на земле будущий социалистический строй, а следовательно, никогда не осуществятся социалистические идеалы. 

Отсюда понятно, какое важное значение имеет для социализма эта свобода. Вот почему социалисты с готовностию отдать жизнь добиваются свободы собраний, союзов, печати, всеобщего избирательного права, прямого народного законодательства, неприкосновенности личности и вообще возможно большего расширения политических прав и свобод в смысле вышеозначенных требований. 

Но если политическая свобода необходима как средство победы над капитализмом, то она необходима также и для того, чтобы будущее социалистическое общество могло навсегда удержать в своих руках плоды этой победы. А это возможно только в том случае, если будущему обществу навсегда перейдет вся полнота политической власти и политических прав. 

Таким образом, как общественная собственность, так и политическая свобода равно необходимы как два коренных принципа для будущего социалистического строя. Свобода, по словам одного социалиста (разумеется, политическая) так же необходима народу, как воздух и солнце всему живущему. Без нее никакое развитие невозможно. 

Вот те рычаги, которыми социализм хочет поднять мир и дать людям новый, полный счастья, строй жизни. 

Нетрудно теперь нам, выходя из коренных принципов социализма, представить в общих чертах этот будущий социалистический строй жизни. 

Как свежий и здоровый корень дерева распространяет эту свежесть и это здоровье на каждую его ветку и листок, так новая, живительная основа экономическая – корень будущего социалистического общества – сделает здоровою и легкою жизнь каждого отдельного его члена. Частная собственность, перейдя в общественную, предоставит всем равные и счастливые условия существования. Прежде всего она облегчит труд и обстановку труда тем, которые стонут теперь под бременем его невыносимых условий. На те богатства, которые находятся в настоящее время в руках частных собственников, будущее общество так облегчит труд, так изменит его тяжелую обстановку, что положение труженика будет неузнаваемым. Его труд станет легким и приятным. Тогда не будет удушливых, грязных, полных дыма и мрака мастерских, поглощающих жизнь и здоровье человека. «Места производства, – говорит Бебель, – где бы они ни находились – над землей или под землей, будут отличаться от современных в самую выгодною сторону. Вопрос об устранении пыли, дыма, копоти, неприятного запаха уже и ныне может быть разрешен химией и техникой. В применении двигательных сил самую важную роль сыграет электричество. Уже и теперь буржуазное общество старается повсюду воспользоваться его услугами. Но вполне воспользуется этой силой и применит ее в самых широких размерах лишь социалистическое общество» (Бебель А. Указ. соч. С. 26) 

Таким образом, все, что теперь облегчает труд немногим, социалистическое общество в самых широких размерах применит к труду всех и каждого отдельного человека. 

Тогда и пахарь сельский вздохнет свободною грудью. Те земледельческие орудия и машины, о которых ему в настоящее время и мечтать нельзя, тогда, усовершенствованные последними изобретениями, будут предоставлены даром к его услугам. 

Желая показать, как легко и приятно будет жить в будущем социалистическом обществе, Бебель ссылается на баснословные перспективы будущего, раскрытые бывшим французским министром народного просвещения профессором Бертело. Последний полагает, что к 2000 году не будет существовать более ни сельского хозяйства, ни крестьян, т. к. химия сделает ненужной нынешнюю обработку земли. Не будет больше угольных шахт. Топливо заменится химическими и физическими процессами. Будет время, по мнению проф. Бертело, когда каждый будет носить в кармане дозу химических веществ, которыми он будет удовлетворять свою пищевую потребность в белке, жире и углеводах, независимо от времени дня и года, дождей и засухи, морозов, града и вредных насекомых (см.: Там же. С. 27). 

Вообще будущий социалистический строй, как мы сказали выше, облегчит труд не одних только крестьян и фабричных рабочих, а труд всех и каждого. Он освободит от тяжелого и лишнего труда всех, начиная с рабочего и крестьянина и кончая самым последним слугою, сторожем и прачкою. Беллами в своем социалистическом романе «Через сто лет» даже совсем отрицает необходимость существования прислуг в будущем социалистическом обществе. На вопрос: «Кто же у вас (в будущем социалистическом обществе) будет исполнять домашнюю работу?» – Беллами словами доктора Лита отвечает: «Стирка наша производится в общественных прачечных по необыкновенно дешевой цене, а кушанье готовится в общественных кухнях. Работа и починка всего, что мы носим, делается вне дома, в общественных мастерских. Электричество доставляет необходимое освещение и отопление» (Беллами Э. Через сто лет. СПб., 1891. С. 117). 

Соболев33.jpg 
Советский плакат, 1950 год 

Вот какие заманчивые перспективы обещает социализм в будущем социалистическом строе. «Тогда, – говорит Бебель словами проф. Бертело, – наступит переворот, которого в настоящее время невозможно себе и представить. Хлебные поля, виноградники, пастбища исчезнут. Различие между плодородными и безплодными местностями отпадет. Ибо тогда полного развития достигнет искусство со всеми красотами человеческой жизни. А земля будет садом, в котором можно будет по желанию предоставить расти траве и цветам, кустарнику и лесу, и в котором род человеческий будет жить в избытке, в золотом веке» (Бебель А. Указ. соч. С. 29). 

Спрашивается: что же будет с самим человеком; какая же в нем произойдет перемена? 

Мы видели выше, что все бедствия и преступления человека связываются у социализма с существованием частной собственности. 

Отсюда ясно, что с падением частной собственности у человека отпадает всякий повод к преступлениям. К такому именно последовательному и простому выводу и пришел Бебель. «В будущем обществе,– говорит он, – не будут знать ни политических, ни уголовных преступлений и проступков. Воры исчезнут, т. к. исчезнет частная собственность, и в новом обществе каждый может, работая, легко и удобно удовлетворить своим потребностям. Не будет более бродяг – этого продукта общества, основанного на частной собственности; они исчезнут вместе с его падением. Убийство? Зачем? Никто не может обогатиться на счет другого, и убийство из ненависти или мести стоит точно также в прямой или косвенной зависимости от социального состояния общества. Ложная клятва или присяга, подделка подписей, обман, укрывательство наследства, подделка монет, поджоги – все это само собою прекратится с падением собственности» (Там же. С. 80). 

Что же касается сравнительно небольшого числа преступлений жестоких, не имеющих ничего общего с корыстью, то они, по мнению социализма, совершаются или в силу атавизма, или в силу невежества. Первые будут врачеваться в социалистическом обществе медицинскою помощью; вторые – просвещением. 

Таким образом, в социалистическом строе жизни настанет эпоха, когда люди перестанут быть злыми. Но этого мало. С человеком произойдет небывалая еще доселе нравственная перемена. Люди станут более мягкими, добрыми и нравственными. «Я полагаю, – говорит Беллами словами мистера Бартона, – что если мы перенесемся в будущее, то будем поражены той изумительной переменой, которая произойдет в одно столетие как в материальных, так и в нравственных условиях человечества. Если мы взглянем на нравственную сторону этой разницы, мы очутимся перед явлением невиданным в истории прошлого. Пришлось бы извинить того, кто невольно воскликнул бы: „Да, это чудеса!"» (Беллами Э. Указ. соч. С. 260). 

Так велик будет, по взгляду социалистов, нравственный переворот в будущем социалистическом обществе. 

Тогда-то настанет время полного осуществления идеалов равенства, братства и любви на земле. И эти слова не простая фраза; они имеют под собою реальное основание. Если с переменою экономической основы общества люди перестанут быть злыми, то, чтобы иметь еще и положительные, нравственные качества, им нужно только дать лучшие условия жизни. Эти условия, в смысле наилучшего воспитания, образования и дальнейшего после школы устроения жизни человеческой и предоставит людям будущее общество. 

 Н-й С-в [Николай Соболев]
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни
СПб., 1907

Продолжение следует 


Источник: Газета «Православный Крест»*, № 10 (202) от 15 мая 2018 г.  
http://www.pkrest.ru
 

___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100