Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

сщмч. Иннокентий (Просвирнин) о патриотизме
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм…
Архим. Иннокентий (Просвирнин) о спасении и России

Прп.Паисий об экуменизме
Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев». У него будет пять «я».

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Помните, Чье имя носите»: Воспитание верности в Царской школе новой Царской России 05.04.2017
«Помните, Чье имя носите»: Воспитание верности в Царской школе новой Царской России

Наши читатели уже знают о благом монархическом начинании – Николаевских чтениях, проходящих под патронажем Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (СЗИУ РАНХ и ГС) (см. «Прежде изменения Царства должны измениться люди»: Николаевские чтения с участием молодежи как показатель возрождения нации и Впустить в свою душу Царя: Беседа с православным композитором и руководителем детского хора им. прп. Иоанна Дамаскина И.В. Болдышевой). В Чтениях участвуют ученые, писатели, художники, общественные и государственные деятели, педагоги, студенты и аспиранты вузов, учащиеся средних общеобразовательных учреждений... Последнее мероприятие состоялось 1–2 марта с. г., и в его рамках в Санкт-Петербургском Доме ученых была организована научно-практическая конференция «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты». Нам удалось побеседовать с главным инициатором и руководителем этого уникального проекта, кандидатом философских наук, доцентом СЗИУ РАНХ и ГС Ириной Александровной Трушиной, которая рассказала о своем жизненном пути, затронула некоторые острые исторические темы, а также раскрыла проблемы современного образования и особенности восприятия нынешней молодежью идеалов православной монархии.


– Ирина Александровна, первый вопрос традиционный – о Вас, Вашей семье. Как и когда Вы воцерковились, почему заинтересовались царской тематикой?

– Верующей я была с детства – выросла в православной семье, дедушки и бабушки мои не прерывали преемственность поколений, хранили церковные традиции, отмечали все христианские праздники. Окончила Уральский государственный университет, философский факультет, диссертацию защищала уже на философском факультете в СПбГУ.

Люди воцерковленные знают, что самое важное, самое ценное в жизни происходит, когда мы действуем не по своей воле, а по Божией, отрекаемся своеволия, предаем себя в руки Промысла Божия. В Екатеринбург, где жили мои тетушки, я поехала только потому, что не поступила в Санкт-Петербурге – чтобы не терять год, пришлось выбрать другой вуз. Училась недалеко от того места, где прежде стоял Ипатьевский дом, ходила мимо. А самый первый раз я приехала туда в 1977 году – как раз тогда, когда этот «Дом особого назначения» сносили, и именно в связи с этим впервые заинтересовалась судьбой Царской Семьи. В 1992 году я оказалась в Японии, и удивительно, что мое знакомство с этой страной началось с Оцу – места покушения на Цесаревича Николая Александровича (произошедшего 29 апреля 1891 года, во время путешествия будущего Царя-Мученика на Дальний Восток. – Примеч. ред.). Поэтому такие эпизоды, «зарубки» в биографии, связанные с Петербургом, Екатеринбургом, Оцу, потом как-то «сработали». Все собралось воедино, и я прониклась царским вопросом. Со временем интерес мой стал воплощаться уже в конкретных проектах.

А с чего все началось? Как у Вас произошла, если можно так выразиться, трансформация из философа в православного монархиста?

– Есть мнение, что философ – самый близкий к вере человек. Ведь в рамках нашего курса изучались и богословские труды каппадокийцев (собирательное название Отцов Церкви второй половины IV в., – примеч. ред.), и история патристики (в философии – общее название богословских учений Отцов Церкви, – примеч. ред.). И хотя готовили нас тогда в номенклатуру райкома/обкома партии, тем не менее нам преподавалась история зарубежной и русской философии. В ситуации полного идеологического вакуума через эти дисциплины можно было подойти к Православию. При углублении в них становилось очевидно, что тема Бога и веры – это то, над чем веками размышляло все просвещенное человечество. Ни один серьезный философ не мог обойти этот вопрос – на вершине своего творчества он всегда приходил к мысли о Боге, либо, наоборот, с таких раздумий начинал. Знакомство с творениями Святых Отцов, православной традицией, даже в рамках религиозно урезанной университетской программы, открыло величие веры Христовой.

Воспитание верности: «Помните, Чье имя носите»Тема моей диссертации была связана с символизмом и древнерусской книжной традицией. Отсюда и первый проект – Кирилло-Мефодиевские чтения. Это был ответ на попытки лишить наше богослужение церковно-славянского языка, перевести его на современный «коммунистический» язык, уничтожающий сакральные смыслы. Я осознала, что разрушение нашей не только религиозной, но и языковой, культурной и национальной идентичности – это большая беда, имеющая глубокие корни. Эта проблема непосредственно затрагивает и царскую тему:  к сожалению, не все люди в Церкви сегодня понимают, что как служба может и должна совершаться только на церковно-славянском языке, так и Царь жизненно необходим для бытия русского мира.

Поэтому я полагаю, что христианин не имеет права относиться к Государю Николаю II, его Семье, их подвигу, ко всему, что с ними связано, с неким сомнением, с мыслью, что здесь допустимы какие-то «разные точки зрения». Если мы с Царем – тогда мы православные русские люди, а если без него – какие угодно, только не православные. И сейчас, в столетнюю годовщину трагических событий, в этом еще раз убеждаешься.

Посему в данном отношении особенно удручает позиция некоторых современных «монархистов». Мне кажется, живи они в начале ХХ века, эти «патриоты» могли бы, сами того не желая, оказаться среди гучковых, алексеевых и иже с ними, предавших и гнавших Царя. Да-да, с ними, а не с Гендриковой, Боткиным, Келлером  (мы еще вернемся к перечисленным фамилиям) – не с теми, кто пришел просто отдать свою жизнь за священное дело и пострадать вместе с Государем…

– А в чем ошибка таких считающих себя православными и любящими Россию людей? И каким образом наш народ может воспринять те глубинные основы – веры, культуры, мировоззрения, – о которых Вы говорите?

– Знаете, есть одна очень хорошо раскрывающая смысл этой проблемы тема – т. н. «отречение» Государя Николая II. Она – как лакмусовая бумажка, показывающая, кто есть кто на самом деле. Так, когда Келлеру (военачальник Русской Императорской армии, генерал от кавалерии, «первая шашка России». После февральского переворота отказался приносить присягу временному правительству и приводить к ней свой конный корпус. – Примеч. ред.) пришло извещение об «отречении» Императора, он сообщил своим воинам: «Я получил депешу об отречении Государя и о каком-то там временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы Государь Император в такой момент мог добровольно бросить армию и Россию». Он посылает Царю телеграмму, в которой пишет: «Третий конный корпус не верит, что ты, Государь, добровольно отрекся от престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя». Царю эту послание, разумеется, не передали. Или вот, Гендрикова Анастасия, фрейлина Императрицы, – приезжает к своей родственнице в Кисловодск, узнает там о происходящем в Петрограде, бросает все, бежит, мчится обратно в столицу... И 8 марта, за два часа до окончания срока, данного ближнему окружению Царственных Мучеников для выбора: кто хочет остаться – могут это сделать на правах арестованных, а кто не желает – покиньте Царя, – она вбегает со словами: «Слава Богу, я успела!» Вот что значит настоящая вера и преданность!

Понимаете, так выявляется истинное отношение – эти люди искренне хотели до конца все претерпеть с Государем, без всяких раздумий о последствиях. Они доверяли ему в абсолютной степени, без каких-то анализирований, рассуждений, что «здесь могут быть разные позиции, разные варианты…». Есть вопросы, в которых нет нескольких точек зрения, по крайней мере для человека, называющего себя православным и монархистом. Если ты монархист, если ты веришь Царю – то ты должен быть рядом с ним, сохранять ему верность всегда, без раздумий, без каких-то там поисков. Вот слово «вера» – это же и «доверие», и «верность», – это все однокоренные слова: «я доверяю», «я верю», «я тебе верен». В разные моменты жизни проявляются те или иные грани этой веры. И по отношению к нашим традициям, и к Государю – она необходима прежде всего. Не рассуждения, не заключения от ума, а именно – вера и верность!

– Спаси Господи! А сейчас уже появилось и огромное количество материалов, документально разоблачающих миф об «отречении»...

– Да, во-первых, такого в принципе не могло быть согласно законодательству Российской Империи – там просто нет этого слова, такой нормы права не существовало. Отречение было невозможно и с сакральной точки зрения – на Царя при помазании его на Царство низводился Дух Святый, от Которого он не мог отречься. Во время переписи населения в графе «род занятий» Государь указал: «Хозяин земли Русской», а в «сроке службы» у него значилось: «До гробовой доски». Есть также доказательства, которые подтверждают полную юридическую фиктивность документа об «отречении», его ничтожность – что это просто бумажка с поддельной подписью 1915 года. Я недавно выступала с докладом на эту тему, изучала материалы. Найдено множество документальных свидетельств против «отречения». И потом, для православных людей первостепенное значение имеют слова святых – это и пророчества преподобного Серафима Саровского, и откровение святому праведному Иоанну Кронштадтскому, и видение святителя Макария Московского, и известные ответы старца Николая Гурьянова… Все они говорят о насильственном свержении Царя с престола, о том, что отречения не было.

Почему Государя Императора держали во Пскове почти неделю, не выпуская? Его притесняли, от него пытались добиться хотя бы какой-то бумажки. Но он, будучи великим во всех отношениях, и в данном случае показал удивительную силу воли. Когда топают ногами, стучат кулаком по столу, кричат – это не проявление силы характера, а, скорее, доказательство слабости. А вот такая тихая внутренняя сила – когда человек смиренен и терпелив, – именно она поражает. Николай II выдержал абсолютно все, ничего не подписал. Потому и расправа была столь жестокой – темные силы окончательно взбесились от своей слабости перед святым. С Романовыми, с Синодом, с генералитетом они сделали все, что хотели, – добились нужных поступков, но от Царя – не получили ничего. Им пришлось состряпать совершенно немыслимую, лживую, фальшивую, склеенную из двух половинок, напечатанную на разных машинках бумажку – глупость, которую ни один серьезный человек не может рассматривать как документ. И больше ничего у них нет против Государя, никакого компромата!

– Значит, главное – вера, верность… Но как к этому прийти?

– Во-первых, надо знать историю; необходимо, чтобы ее знали и наши дети. Занимаясь со школьниками и студентами, я вижу, насколько все плохо. Они изучают царское время по советским учебникам со всеми сопутствующими штампами – «кровавый», «кровавое воскресенье» и т. д. Их никто не убрал, и это преступление по отношению к новым поколениям – мы и их пятнаем царененавистнической грязью, приобщаем ко лжи, подводим под анафему! Кроме того, нам как верноподданным сейчас обязательно нужно возобновлять, поддерживать и продолжать то, что начинал Государь.

Вот, Третьи Николаевские чтения мы принципиально посвятили не историческому анализу, не предательству, а верности – тем, кто ее сохранил. Ее-то и нужно воспитывать в молодежи, именно воспитывать, потому что сама по себе, из ниоткуда – она не появится. Например, если ты хочешь, чтобы ребенок стал пианистом – начинаешь разучивать с ним гаммы, занимаешься постановкой руки… Также и здесь – верности тоже нужно учить и учиться!

Воспитание верности: «Помните, Чье имя носите»

Мы говорим со студентами о свершениях Царя. Потому что у нас, к сожалению, не только дети, но и многие взрослые не знают, что же было сделано нашим Государем Императором. А по его начинаниям, его реформам, на мой взгляд, у нас нет равного правителя. Николаевское время – уникальный период развития Русского государства. Мы сейчас сетуем, что у нас кризис, – так давайте посмотрим, что происходило в правление последнего православного самодержца! Какой, например, огромный отмечался прирост населения – значит, люди хотели жить. А у нас сегодня, судя по количеству самоубийств, даже дети жизни не рады. Были и доклады о реформах образования Николая II. Или, вот, мы живем в Санкт-Петербурге, у нас здесь создан Императором подводный флот. Что он такое для нас в настоящий момент? – Стратегическая защита, которой мы обязаны именно Царю-Мученику. К 1915 году у нас уже имелось 78 подводных лодок, которые затем воевали во Вторую мировую. А курсанты-подводники зачастую совсем ничего не знают об основателе их рода войск. При Государе Императоре был установлен праздник моряка-подводника; 1919 году большевики его отменили; только в 90-е годы он возродился, недавно в Сестрорецке снова его помпезно отмечали, но... ни слова об Императоре! То же самое и с авиацией, с флотом, с медициной, с наукой – в каждой из перечисленных областей произошел небывалый взлет, о котором можно рассказывать часами, но об этих прорывах или не знают, или не говорят как о совершившихся трудами Царя Николая II Александровича...

– А как Вы подводите к этому учащихся, пробуждаете интерес, чтобы они тоже прониклись царской темой?


– На самом деле в работе с современной молодежью есть некоторые нюансы. Это мы с Вами, рассуждая о каких-то монархических представлениях, друг друга хорошо понимаем. А им нужны картинки того времени и реальные доказательства. Теоретический подход вызывает у них изначальное недоверие, они в этом чувствуют некую очередную идеологическую пропаганду, и сразу включается защитный механизм отторжения. А когда ты просто показываешь, что было, и ребята видят это как факт, – то сначала у них возникает удивление, потом – уважение и наконец – понимание.

В этом смысле Николаевские чтения прошли, на мой взгляд, успешно. Теперь нам очевидно, что демонстрация достижений Государя Императора – весьма эффективный путь для просвещения нового поколения. У детей рождается желание эти деяния святого Царя продолжать. С таким Царем хочется и жить, и созидать, и служить Отечеству!

Вот, в Российской Империи была проведена реформа образования – так давайте ее изучать и развивать, ведь те изменения дали очень высокие результаты. Обучение у нас стало лучшим в мире; на его основе выстраивалась наука, которая во всех областях занимала лидирующие позиции. Этот потенциал мы и использовали 100 лет, несмотря на то, что методы советской школы не имели с прежней системой образования ничего общего.

Почему же сегодня мы не только отказались от этого поистине царского во всех смыслах наследства, но и ввели новшества, нам абсолютно чуждые – в частности, пресловутый ЕГЭ? О методиках «гендерного воспитания» вообще говорить не хочется – у нас это слово должно быть запрещено, категорически; ювенальные технологии – это же настоящий фашизм в завуалированной форме! В Российской Империи такое не представлялось возможным – тогда существовал закон «О власти родительской», который обязывал детей подчиняться родителям до конца жизни, и страна процветала! Работали родительские комитеты, действовала система, при которой дети, родители, учителя и государство в образовании были союзниками, а не врагами.

– Давайте подробнее остановимся на проблемах современного обучения. Как Вы оцениваете работу нового министра образования О.Ю. Васильевой, какие перспективы видите?


– Суть образовательной системы с приходом госпожи Васильевой не изменилась, ибо пока нам не предлагается ничего вразумительного. К тому же новый министр высказала просто ужасную, на мой взгляд, идею, – что нам нужно вернуться к советским стандартам. Но что такое «советская школа»? Это такой же симулякр, как и отречение, гендер. Т. е. понятие есть, а за ним – пустота. В Российской Империи функционировала эффективная система образования, которая готовила профессиональных педагогов, прекрасные кадры. Она не могла быть сразу уничтожена, и после прихода советской власти все образование держалось на учителях той эпохи, а затем – на их учениках. Ушли эти поколения – ушло и все хорошее, что в этом образовании было.

А что включала в себя непосредственно сама советская система? Во-первых, принцип партийности и классовой борьбы, замешанные на крови, убийствах, репрессиях. Это доносительство, богоборчество; у детей требовали, чтобы они «стучали» на родителей, одноклассников – есть ли иконы дома, ходят ли в церковь, вспоминают ли старину, за этим следовали: в 20-е годы – расстрел, в 30-е – ГУЛАГ, в 70-е – психиатрическая клиника, партийные и комсомольские чистки… Далее – разрушение семьи, противопоставление детей и родителей (например, Павлик Морозов – идеал пионера), страшные клятвы, сатанинская символика... Мы к этому хотим вернуться?! Какая может быть нравственность на такой основе?! Только «нравственный кодекс строителей коммунизма»…

Безусловно, сегодня каждый из нас готов доверить своих детей лишь той системе воспитания и обучения, которая все-таки проверена – временем, историей, традицией, верой. В противном случае последует то, что в психологии называется ломкой архетипа. Что это и к чему приведет? Сейчас на Западе уже известна первая цифра – итог их новых образовательных стандартов. 41% детей, отобранных у нормальных родителей и переданных в однополые «семьи», покончили жизнь самоубийством. Т. е. половина этих несчастных не смогли так жить, они, получается, убиты. Это же очень страшная цена эксперимента! И у нас ныне проводятся безконечные опыты с образованием и воспитанием. И что мы имеем? Тоже массовые детские суициды! Значит, в современной образовательной системе заложены какие-то разрушительные механизмы, приводящие к подобным последствиям.

Нас ставят перед искусственно созданной дилеммой: или советское образование, или ювенально-гендерное. Но ведь есть и иной опыт! Поэтому мы решили предложить свою альтернативу – проект «Царская школа» (см.: Дореволюционный опыт как альтернатива разрушению образования: В рамках Николаевских чтений разработан проект «Царская школа»), подразумевающий возвращение к традиционным православным ценностям, отказ от зарубежного метода оценки результатов образовательной деятельности и образовательных программ, классические методики, которые учат думать, а не действовать по шаблону, фундаментальность, приоритет вопросов нравственного воспитания, привитие навыков освоения труда на земле, недопустимость любых гендерных теорий…


Источник: Газета «Православный Крест» №7 (175) от 1 апреля 2017 г. 





ЦАРСКАЯ ШКОЛА НОВОЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ

Царская школаВ прошлом номере мы опубликовали первую часть беседы с организатором Николаевских чтений, кандидатом философских наук, доцентом СЗИУ РАНХ и ГС Ириной Александровной Трушиной. Напомним, 1-2 марта с. г. в рамках Чтений, на научно-практической конференции «Исторические традиции образования: Царская школа и современные образовательные концепты» был представлен необычный проект – «Царская школа», о котором наша собеседница и рассказывает во второй части интервью.

 – Ирина Александровна, каковы цели Вашего начинания и как Вы думаете воплощать эту идею на практике?

– «Царская школа» задумана нами как альтернатива разрушительным нововведениям в образовании. Цель проекта – создание системы образования и воспитания, которая на новой, современной основе возродила бы лучшие достижения и принципы русской царской школы.

Во-первых, это возвращение к принципу первенствующего права родителей на воспитание и образование своих детей, которое было закреплено в Основном Законе Российской Империи как закон о «родительской власти». Следование этому принципу способствовало процветанию нашей страны, дало стабильный прирост населения (за 20 лет правления Государя Николая II его численность увеличилась на 60 млн человек!), первенство в мире в образовании, науке, культуре. А ювенальные и гендерные новшества как на Западе, так и у нас в стране пока привели лишь к интеллектуальной деградации и массовым детским самоубийствам. Дети не хотят и не могут жить в противоестественном гендерно-ювенальном мире и потому выбирают смерть. Ребенку нужны папа и мама, полноценная традиционная семья, нормальная школа, а не придуманный неизвестно кем извращенный образовательный механизм, когда государство, учителя, родители и дети – враги, которые сошлись в последней схватке. Кто это все внедряет, почему мы им должны верить? Подумайте, за новыми образовательными идеями не стоит ни одного достойного научного, философского, богословского имени, а опровергает их вся человеческая наука и культура, прошедшая поверку временем.

На органичное взаимодействие и сотрудничество страны, педагогов, родителей и ребенка в целях качественного воспитания и образования подрастающего поколения, любящего свое Отечество, и нацелен наш проект «Царская школа». «Советская школа», за которую так ратует новый министр образования, на практике исполняя принципы «Манифеста коммунистической партии», отрезает родителей от процесса образования. Задача «Царской школы» – налаживание отношений между учителями и родителями. В прошлом, при Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты их реализации.

Сейчас также насаждается страшная тенденция, когда родители, самые близкие ребенку люди, в период образования противопоставляются ему как враги, на которых он должен доносить по «телефону доверия» каким-то якобы заботящимся о нем посторонним тетям и дядям. В блокаду матери отдавали свой паек детям, умирая от истощения. Во время недавнего взрыва в петербургском метро одна мать погибла, закрыв своим телом дочь. «Заботливая» «ювенальная» тетя на такое не способна. Это и есть критерий отличия родителей от образовательных чиновников.

Во-вторых, в «Царской школе» в основе образования и воспитания должны лежать православные духовно-нравственные принципы. Согласно социологическим опросам 74% населения России считают себя православными. Думается, что эти 74% имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своей верой, если уж мы живем в демократическом обществе. К тому же они еще являются и налогоплательщиками, а, значит, вправе за свои деньги получать те образовательные услуги для своих детей, которые нужны им, а не людям за границей. А критерий здесь один – школа должна воспитать подрастающее поколение таким, чтобы оно смогло сохранить свою национальную и культурную идентичность и было готовым к защите интересов нашего Отечества.

А что касается конкретных методик – то, например, одним из приоритетов в воспитании русского человека всегда была любовь к своей земле. Причем не просто абстрактно, а конкретно он возделал 1/6 часть суши, которая в результате этого стала не только мощной державой, но и самым дорогим и прекрасным для него местом на планете. Вот для того чтобы русский человек оставался русским, он и должен обрабатывать свою землю. Поэтому при школах в царское время устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки... Недавно были опубликованы результаты исследований, подтверждающие, что человек, с детства занимающийся земледелием, становится уравновешеннее, добрее, его мыслительные способности лучше, т. е. работа на земле – это одновременно возделывание собственной личности.

Также в основу образования обязательно должна быть включена глубочайшая система изучения славянского языка и нашей русской книжности, формирующая менталитет русского человека и способствующая его интеллектуальному развитию.

04.20 цар.шк.jpg

В-третьих, в этот проект мы хотим заложить достижения той реформы образования, которую проводил Государь Император Николай Александрович. Над инициативой работали лучшие специалисты России, ученые, педагоги, общественные деятели, чьи имена известны всему миру. Проводились исследования, ставились эксперименты; что-то осталось нереализованным, но очень многого удалось достичь. Вот эти наработки лучших русских учителей и ученых мы и хотим, и обязаны взять на вооружение. Это делали наши деды и прадеды, это их труд, и трудились они для нас. Нельзя предавать свое прошлое, и в системе образования в том числе!

Еще необходимо, чтобы сеть школ подкреплялась определенной материальной базой. При Государе были созданы специальные фонды, которые помогали школам и гимназиям выстраивать свою систему обучения. Мы планируем пойти по этому же пути.

Вот, таковы основные направления.

– Как думаете, в какой мере все это достижимо?

– Нам одним – ни в какой, но вместе с Царем все получится! А вот когда без Царя в голове и без Бога в душе – тогда, конечно, итогом может стать лишь разрушение. В период реформы Государю Императору Николаю II за 10 лет удалось создать сеть образовательных учреждений по принципу территориальной доступности. А сейчас, спустя 100 лет сельские школы закрываются, дети переходят на т. н. «дистанционное обучение», которое есть профанация образования. В Российской Империи было 140 тысяч школ, а у нас сегодня – 55 тысяч при примерно таком же населении. Царская реформа в первую очередь имела целью заботу о детях, поэтому школы строили как маленькие дворцы (вот их сейчас и занимают чиновники!), да так, чтобы каждый ребенок мог дойти до места учебы пешком. При этом и качество образования было в разы выше, и безплатность начального образования – для всех.

Поэтому и нужно взять все хорошее и проверенное из прошлого, а не протаскивать в образование античеловеческие и богоборческие новшества, такие как ювенальная юстиция, гендерные технологии, т. н. толерантность... Они не испытаны в серьезных исследованиях, не подкреплены уважаемыми в научном мире именами и авторитетами, не проведена даже элементарная их апробация. Т. е. из наших детей по сути делают подопытных кроликов, и когда-нибудь они могут нас спросить: «Папа и мама, а где вы были, когда у меня забирали будущее?..»

А шансы на реализацию проекта велики ровно настолько, насколько мы проявим веру, упорство и стойкость. Если Господь посылает человеку испытания, Он ему дает и силы их преодолеть. Перелом в обстоятельствах часто случается, когда уже доходишь до какой-то крайней точки. Например, во время Великой Отечественной войны нашей армии потребовалось отступить даже до Москвы, чтобы потом, словно оттолкнувшись как от опоры от этой точки, погнать врага обратно. Вот и сейчас мы подошли к определенной черте, и я как работник образования свидетельствую, что дальше отступать некуда. И потому святой Царь, его образ и опыт – это наша надежда и серьезнейшая защита в современном античеловечном глобалистском мире.

– Скажите, а много ли у Вас единомышленников? Насколько, как Вам кажется, «Царская школа» будет воспринята в обществе?

– На это могу сказать, например, что последние Николаевские чтения проходили у нас с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга, директоров шести школ, завучей и учителей, представителей Союза художников, Союза писателей, бизнесменов. То же самое и в Москве. Т. е. поддержка готова на всех уровнях! У всех есть дети, и всех волнует их будущее!

– А противники?

– Знаете же, есть такая поговорка: глаза боятся, а руки делают. Когда я только начинала организовывать Кирилло-Мефодиевские чтения в Академии Государственной службы – а это в прошлом Высшая партшкола! – мне друзья сказали: «Ты с ума сошла, ты понимаешь, где ты хочешь это проводить?!» Один бывший советский «товарищ», весьма влиятельный и на тот момент возглавлявший серьезную бюрократическую структуру, категорически возражал. Но ведь – все получилось! Проект развивается, мы устраиваем олимпиаду по церковно-славянскому языку; «Кирилло-Мефодиевские бдения» – круглосуточные онлайн-чтения древних книг, летописей на церковно-славянском языке, охватывающие пространства от Севастополя до Пскова, Омска и Владивостока; мастер-классы по древнерусской каллиграфии; конкурсы ораторского искусства…

Когда возникла идея «Николаевских чтений», некоторые удивлялись: «Ты это серьезно? Ну, кто тебе позволит „царское“ мероприятие, да еще не в каком-нибудь клубе, а в одном из дворцов Петербурга, с привлечением детей, студентов, учителей, писателей, художников, администрации? Да никогда этого не будет!..» А мы просто взяли и провели их, и без скандалов и шума.

Мне кажется, что мы часто сами себе выдумываем трудности, сочиняем какие-то страхи. Нам представляется, что вот, это невозможно. Но мы же не собираемся делать нечто нехорошее – так что же нас тогда останавливает? Сейчас мы говорим о русской традиционной школе под названием «Царская школа». Но это же, как минимум, красиво и благородно. И это несет в себе великий смысл. Когда тебе говорят, что ты – царский, что ты своего ребенка поведешь в «Царскую школу» – ты начинаешь задумываться: а почему «царский»? Почему наши дети – «царские»? А ведь только русские дети – царские, только у нас был Царь. У нас же не просто монархия, а Православное Царство, которое было только на Руси. Царь – не менеджер-управленец, это избранник, Помазанник Божий, живая икона Царя Господа на земле. И, соответственно, люди, которые живут в таком Царстве, обладают особым статусом – они царские. Однако это не только почет, но и огромная ответственность. Потому и судьба у нас такая тяжелая, и предъявляемые к нам требования необычайно высоки...

– А известны ли Вам какие-либо успешные примеры аналогичных начинаний?

– Да, конечно. На Третьи чтения мы приглашали авторов подобных инициатив. Ведь любая хорошая идея будет жить лучше и развиваться, если уже есть некий положительный опыт, своего рода первые ростки. И вот, например, Школа народного искусства имени Императрицы Александры Феодоровны. У них имеется свой православный храм, дети ходят в русской национальной одежде, на уроках, кроме прочего, занимаются творчеством, постигают исконно русские художественные ремесла, что формирует определенный тип мышления. Ведь образ России неслучайно столь трогателен и прекрасен – значит, существует внутренний генетический код русского человека с потребностью в красоте и душевности. Но ее тоже необходимо воспитывать, взращивать.

Есть у нас и еще один замечательный пример. Когда у Царской Четы родилась первая дочь, Ольга, то Государь создал небезызвестные Ольгинские приюты, которые затем открывались по всей России. Это были интернаты для детей-сирот, но принципы обучения и творческого развития в них действовали те же, о которых я упоминала выше. В основе лежало православное духовно-нравственное воспитание, глубокое изучение родного языка, истории, работа на земельном участке, привитие детям профессиональных навыков на основе русских ремесел, чтобы в жизнь они выходили подготовленными и продолжали наши ремесленные традиции.

Мы приглашали на Чтения бизнесмена, который вместе с капитаном 1-го ранга Поспеловым А.А. решили возродить Ольгинские приюты трудолюбия. Сейчас это 25 индивидуальных жилых домов для многодетных (патронатных) семей с приемными детьми, храм, церковно-приходская школа с учебными мастерскими, спортивная площадка, садово-фермерские хозяйства. Там такое условие: если семья принимает восьмерых детей, им отдают оборудованный двухэтажный дом. Самое интересное: воплощая эту идею, благотворители не знали, что продолжают дело Государя Императора Николая II.

– Удивительно! Эти люди – верующие?

– Да, верующие, но не монархисты – во многом они еще симпатизируют коммунистической идеологии. Но в одном из построенных ими коттеджных поселков действует храм в честь Княгини Ольги с приделом Царственных Мучеников! И этот пример, кстати, объясняет, почему я так твердо убеждена в успехе нашего проекта. Не зря же говорят, что Богу нужны человеческие руки – царский почин смог прорасти даже с помощью людей, которые пока не осознали благо и необходимость возрождения монархии.

– А может быть такое доброделание – путь для русского человека к своим истокам, к Святой Руси?

– Да, именно так! Отсюда и необходимость просвещения взрослого поколения и детей на царскую тему, о царских временах, опираясь на конкретные факты и поступки Государя. Но часто Господь Сам нас призывает через какие-то скорби, страдания. В истории с современными Ольгинскими приютами тоже много человеческой боли. У одного из участников проекта умерла любимая жена, он остался один с тремя детьми. И когда уже казалось, что сил справиться с мукой утраты нет, ему во сне явилась покойная супруга и призвала на служение детям. И настолько глубоко на него это повлияло, что он усыновил еще восьмерых... Интересна и судьба одной удивительной женщины, которая в ситуации, когда жизнь поставила ее перед выбором – или муж и материальное благополучие, или усыновленные дети – выбрала детей и осталась одна с пятерыми, а сейчас уже с восьмерыми детьми. При этом она – талантливый креативный человек... А об историях самих детей без слез говорить невозможно. Сколько страшных диагнозов было снято по молитвам к святым Царственным Мученикам, сколько выправлено искалеченных жизней! Такие поразительные перемены зримо убеждают, насколько велико Божие попечение о нас. Ведь мы часто до конца не осознаем, что святые – живы и они – наши первые помощники и заступники. Они приходят к нам не только когда нам хочется, но иногда по милости Божией воплощают Его Промысл о нас неожиданно. А мы думаем, что сами «такие умные»...

«Помните, Чье имя носите»: Воспитание верности в Царской школе новой Царской России

– Скажите, какую помощь могут оказать Вашему проекту общественные деятели и вообще все желающие?

– Поддержка нам нужна всегда и любая. Во-первых, – молитвенная. Как человек верующий, я точно знаю, что если есть воля Божия, если придет помощь свыше, то все получится. И, кстати, истинно и обратное – в Первую мировую войну, после того как Государя свергли, стране ничего не помогло – ни подводные лодки, ни пушки, ни союзники... Все обрушилось, хотя мы были в шаге от победы...

Поэтому нам необходимы молитвы и, далее, поддержка информационная. Ведь почему победили большевики? Потому что они растиражировали страшное лживое слово «отречение», которое, как компьютерный вирус, поразило умы нашего народа. Когда я читала первый манифест о созыве Учредительного собрания Временного правительства, дивилась – там перед каждым словом «Государь» стоит «отречение», «отрекшийся». Понятие об отречении таким образом врагами Христа было навязано сознанию людей, вошло в их умы. И свое черное дело они продолжают по сей день!

В противоположность этому, думаю, нужно приучать массы к благой мысли о царской школе. Ни о гендерной, ни о ювенальной, ни об общеобразовательной, а именно – о царской. Как можно больше рассказывать о ней, о том, что она собой представляла, что это – наше родное. Говорить о традициях, обо всем, что делал Государь Император в плане образования... Но, к сожалению, пока информационное поле – наше самое слабое место, потому что существует негласный запрет на освещение в СМИ царской темы. Только сейчас она стала, к счастью, немного пробиваться, а прежде вообще об этом не упоминалось, либо все преподносилось тенденциозно. Так, наше мероприятие тоже замалчивалось, даже несмотря на то, что проходило в знаменитом Дворце, с участием представителей власти и гостей из других регионов и стран, молодежи. Но мы не смогли добиться информационного освещения ни от центральных каналов, ни даже от православно-патриотических. Вот это большая проблема. Боятся Царя!

– А простые люди, верующие, наши читатели, кроме молитвы, могут, например, какие-то свои наработки, интересные материалы Вам присылать?

– Разумеется, есть потребность и в сотрудничестве с учителями, с теми, кто связан с образованием, компетентен в этой сфере и может предложить свои варианты, опыт...

Еще мы хотим сделать базовой площадкой для «Царской школы» Феодоровский Государев городок. Это совершенно уникальное место в России, которое было Царем изначально задумано как Русский городок. Ему тоже, кстати, говорили: так нельзя, это нетолерантно (правда, тогда другое слово было). А он отвечал: ну, как это так – моя прабабка Екатерина могла в Петербурге построить Китайскую деревню, а я не могу Русский городок?! И он создает по сути целый комплекс из трех центров – Талашкино, Абрамцево и Царское Село – с целью сохранения и возрождения русской художественной культуры. И вот все, что у нас есть сейчас  народного – художественные промыслы, картины, иконы – все сохранено благодаря этим объектам. Государь, можно сказать, стал основателем музейного дела и первооткрывателем музейных комплексов в нашей стране. И именно музеи спасли многие ценности, когда большевики начали уничтожать культурное наследие России.

Городок с его необыкновенной атмосферой и сказочным видом очень любили дети. И это необычайный во всех отношениях объект – архитектурный, художественный, смысловой. Там же находились и госпитали, где Царица с дочерьми несли свое служение сестер милосердия… Сейчас, к сожалению, комплекс пребывает в запустении и разрушается на глазах. Чиновники не могут договориться, кто его должен отреставрировать. А меня многие ободряют: может, это промыслительно – Господь его бережет именно для «Царской школы». И мы на это очень надеемся. Должно же быть такое место – символический центр, с которым проект будет ассоциироваться. Но Русский городок нам нужен не только как символ, но и как площадка, где педагоги начнут разрабатывать методические материалы, куда смогут приезжать на курсы подготовки, где будут действовать мастерские, залы, проходить выставки, конференции, встречи. Т. е. как такой интеллектуальный, творческий центр «Царской школы».

Знаете, мне часто кажется, что сегодня многое хорошее преподносится некоторыми людьми или силами так, чтобы это дискредитировать и вызвать отвращение. Вот, вышел учебник кураевский (автор – диакон А. Кураев, – примеч. ред.) «Основы православной культуры». Сам курс и то, как он сделан – яркий наглядный пример сказанного. Я бы никогда своего ребенка не пустила на такие уроки, чтобы он не потерял любовь к Православию! Ведь наша вера – живая, сердечная, красивая, а в упомянутом курсе все эти качества отсутствуют. У нас, например, в «Царской школе» есть обязательный предмет – каллиграфия. Церковно-славянский язык (а он назывался всегда просто «славянский») непременно включает в себя графический ряд. Когда дети на мастер-классах по каллиграфии в рамках нашей олимпиады «Русский язык и его истоки» начинают прописывать древнерусские красочные буквицы, они будто просыпаются, оживают, радуются. Прикосновение к старине и русским традициям заставляет их проникнуться любовью к предмету и желанием писать правильно, красиво, а уже затем приходит органичное восприятие созданных этими буквицами смыслов. Как сказочно звучит текст на церковно-славянском языке, как он поет! О том, как увлекают древнерусские тексты, можно говорить долго и примеров приводить множество. Даже взрослых, которые поначалу отказывались от их чтения, после нескольких предложений было уже не оторвать. Это же кладезь мудрости и красоты! Неслучайно ребенка на Руси начинали учить Православию именно с азбуки. И славянский мир воспринял веру Христову только с созданием славянского языка святыми Кириллом и Мефодием. Так почему и нам не обратиться к этим истокам – к азбуке, буквицам, каллиграфии? Это органично вводило бы детей в удивительный мир русского православного слова. А еще есть такой предмет, как история древнерусского православного искусства. У нас столько старинных храмов, столько можно показать в иконописи наглядно и даже на практике! Зачем же начинать с сухого и сомнительного «богословия»? Современные дети, неотделимые от своих айфонов и айпадов, вообще столь абстрактных материй не воспринимают, – им нужен видеоряд. Но в стандартной практике обучения наше церковное искусство как бы специально подается так, чтобы молодежи было неинтересно, хотя в действительности все это увлекательно и прекрасно! Вот и хочется, чтобы ребенок соприкасался с живой тканью нашего православного предания, истории, и эти основы впитались бы в сознание русского человека на всю последующую жизнь.

– Дай Бог! Будем стараться, насколько возможно, освещать эту тему и в будущем. И желаем Вам помощи Божией в Ваших благих трудах!


Источник: Газета «Православный Крест»* №8 (176) от 15 апреля 2017 г.

___________________
* Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100