– Отец Силуан, как начался Ваш путь служения Богу?
– С детства. Я рос в верующей семье, отец был пономарем у иерея Николая – к нему постоянно ездил и помогал. Этот же священник меня крестил на третий день после рождения. И он же говорил потом, что я тоже буду священником. В школах тогда еще не разрешали носить крестики, и мы их прятали под рубашкой, но все равно носили. В деревне, конечно, знали, что наша семья – верующая. Бывало, что и обзывали, ругали.
По храмам тогда распространяли «Журнал Московской Патриархии». Вычитал в нем, что принимают в семинарию, появилось желание. Но, живя в деревне, я не представлял себе это возможным. Однако Господь все устроил. В армии у меня были трудные времена, решил тогда: «Вернусь – точно пойду в семинарию!» А когда домой приехал, отец меня быстро делом занял. Работы было много. Устроился шофером в «Сельхозхимию». Как-то ремонтировал машину, и мне на руку упала коробка, раздробила несколько пальцев, до сих пор шрамы остались.
Старец Кирилл (Павлов) с народом
– Знаю, что Вы окормлялись у старца Кирилла (Павлова). Как завязалось Ваше с ним общение?
– Меня зачислили в братский хор. И впоследствии два года пел на монастырских службах. Отец Кирилл тогда еще был здоров и исповедовал в алтаре. Я постоянно ходил к нему на Исповедь, а потом и вовсе попросился в духовные чада. К тому же каждое утро для семинаристов он читал Священное Писание. Со временем я захотел остаться в монастыре. Трижды посылал прошение владыке, но он не оставлял меня – говорил, что и в миру можно быть монахом. А отец Кирилл благословил вернуться на родину, служить на приходе. Мол, там же и постриг примешь. Все так и получилось, как сказал старец. Сначала, в 1995 году, принял рукоположение во диакона, затем – во священника, а в 2002 году – монашество.
– Что больше всего привлекало в отце Кирилле?
– Прежде всего – его глубокое смирение. Христос нам сказал в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Вот эту добродетель батюшка в наибольшей степени стяжал. И это смирение невозможно пересказать, выразить словами – оно светится в человеке. Святость его ощущалась, ее ведь не спрячешь – человек, живущий по заповедям, сразу виден. Святые Игнатий (Брянчанинов), Паисий Святогорец и другие говорили об этом – что многие праведники по великому смирению желали спрятать свою святость, но у них ничего не выходило. Христос, когда исцелял, тоже запрещал об этом рассказывать, а народ, наоборот, громко проповедовал о Его чудесах.
– Много споров ведется относительно позиции старца Кирилла по проблеме цифровой идентификации людей. Как лично у него окормлявшийся человек, что Вы можете об этом сказать?
– В 1996 году Башкирия стала первым регионом, где начали выдавать ИНН. Сам я ничего о них до того момента не слышал, но дело это мне показалось подозрительным. Я специально поехал к отцу Кириллу спросить, что это такое. И он тогда мне ответил: «Это – начало! Начало начертания от антихриста». Поэтому по возвращению мы даже подали в суд по поводу незаконности обязательного присвоения ИНН, и первый суд выиграли чада из города Салават, больше тридцати человек. Им разрешили не брать номера. В то время и владыка Уфимский и Стерлитамакский Никон (тогда еще епископ) высказался против ИНН. Это уже потом был Священный Синод, где возобладало мнение, что эти номера ни на что не влияют. Но отец Кирилл был с таким решением не согласен и предупреждал: допустим сначала номера, затем – карточки, а там и начертание начнут ставить.
В последние годы, когда реклама греха везде и всюду, особенно вспоминаются слова старца, как нам будет несладко. Наркомания, разврат лезут через компьютер и телевизор. И, как следствие, самая главная беда сейчас – отсутствие нормального нравственного воспитания детей! Детей воспитывает компьютер, ад в их руках! Родители суют эту электронную «соску» и убегают по своим делам. Он читать еще не умеет, еле говорит, а в экран тыкать горазд. Сбываются слова апостола Павла о том, что дети будут непокорны – они действительно уже совсем не слушают отцов и матерей. Это сильно заметно даже по прихожанам, не говоря о тех, кто не ходит в церковь. Это страшная зараза, мощнейший яд! Многие, конечно, стараются хранить своих чад, но далеко не многим это удается. Люди быстро привыкают к комфорту, и потом стеснить себя уже трудно. Тут-то и цепляем всякую заразу, а уж дети – тем более. И законы новые ситуацию только усложняют…
Михаило-Архангельский храм села Ишпарсова
– Что же делать? Ведь не все могут сейчас уехать из города, полностью отказаться от современных средств коммуникации… Как в таком случае спасаться?
– Лукавые силы давно хотят поработить все человечество. Но произойдет это или нет – зависит от того, насколько сильно люди будут противиться грехам и каяться в них. Сам Господь в Евангелии призывает всех к покаянию. Только оно открывает глаза. Если человек не будет каяться, он останется слепцом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) также говорил, что начало и конец – это покаяние. Кто будет каяться, того коснется благодать Божия. Поэтому всей семьей, с детьми, надо ходить в церковь и всем учиться правильно каяться. И причащаться. Через эти Таинства человек духовно прозревает. А не будет этого – никто ничего так и не узнает.
Как чувствовать Божию благодать, если мы постоянно заняты гаджетом? Даже священник, чрезмерно увлекшийся компьютером, становится на путь падения. Можно ли соблюсти меру, когда техника нужна по необходимости? Опять же и снова – только если в нас есть правильное покаяние! По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), человек, не имеющий слез о своих грехах, находится в прельщении, он обманут своей гордостью. Вот какое покаяние должно быть – слезное! Если такового не имеется, то нас затягивает в сети – одно интересное посмотрел, второе, третье… И будем думать: быстрей бы вычитать молитвы, чтобы скорее четвертое интересное посмотреть... Ну, какая это молитва? А потом и вовсе молиться перестанем…
И снова вспоминаю святителя Игнатия, который предупреждал, что в последние времена старцев не будет. И духовным руководителем для людей станет именно глубокое покаяние. Да все Святые Отцы об этом говорили, и батюшка Кирилл в том числе. И только так – через Исповедь и Причастие – придет благодать, которая будет нам не в осуждение, а в просвещение и радость.
– В Вашем приходе сугубо почитают святых Царственных Мучеников. Как Вы считаете, в чем значение их духовного подвига? И на что, по-Вашему, обрек себя Русский народ, потеряв святое семейство?
– В народе тогда стал оскудевать покаянный дух, и он попросту проглядел то, что Царь был верным слугой Бога. Люди ослепли от эгоизма. Не увидели, что он был угоден Богу и на нем почивала благодать. Причем речь не только о духовности Царя Николая II, но и о тогдашних материальных успехах нашей страны. За свою праведность он и получил мученический венец – его ведь не просто так обретают. Святостью жизни, верностью Русскому народу он его и удостоился. И евангельская любовь Царя открылась всему миру через страдание. А ведь Государь мог избежать такой участи, спокойно покинув Россию… Поэтому, видя, как он воплотил в себе евангельские заповеди, даже недоброжелатели осекаются. Почитание святого Царя Мученика и всей его святой Августейшей Семьи – это великое дело, дело богоугодное!
– А что Вы скажете о т. н. «екатеринбургских останках», которые могут преподнести церковному народу как Царские мощи?
– Настоящих останков нет! Об этом четко предупредил отец Николай Гурьянов. Людей просто хотят ввести в заблуждение вражьи силы. А говорить сейчас можно все что угодно – хотя бы потому, что живых свидетелей не осталось. Только Господь может явить правду – мы знаем много примеров. Вспомним святого Симеона Верхотурского и обретение его честных мощей. Никто даже и не знал, кто это такой, а Господь открыл в свое время. А Царственные Мученики в деле Божественной правды – наши сугубые ходатаи. Им надо непрестанно молиться за народ, чтобы у людей открылись глаза, чтобы они хоть немного просветились. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22), – так же Господь сказал. Если вопрос действительно важный, если нам полезно знать то или иное – Господь не оставит. Он всем управляет, все – по Его Промыслу. Видимо, не хватает нам еще покаяния. Нам сейчас важнее всего, каждому из нас, заниматься делом спасения. И продолжать молиться.
– Отец Силуан, за годы пастырского служения вокруг Вас собралась община единомышленников. Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– Я специально не ставил задачу организовать общину. Но Господь постепенно приводил народ – и местных жителей, и приезжих. Приходили и некрещеные – татары, узбеки, крестились, воцерковлялись. Люди устают от городов с их суетой и безконечной гонкой, поэтому переезжают и целыми семьями, покупают дома и заводят хозяйство. Мы всех принимаем. Господь так управляет, что всем есть и еда, и одежда – неважно, сотня нас или две. Господь же сказал: ищите прежде всего Царствие Божие, и остальное приложится (ср.: Мф. 6, 33). Если человек приходит ради спасения своей души, Господь ничего не лишит – не в избытке, но в достатке даст. На данный момент у нас в общине не менее 150 человек и 12 послушников и иноков.
Хотя, конечно, к монашеству тянутся немногие. Мир держит людей: они привыкли к свободе – что хочу, то и ворочу. А крест требует самоотвержения, это трудно дается даже желающему спасаться. Поэтому Апостол сказал: Многими скорбями... (Деян. 14, 22). Этого человеку и надо держаться, чтобы у него отверзлись глаза на данный Господом путь.
Отец Силуан в Крестном ходу с Табынской иконой Божией Матери
в селе Ишпарсове, 2018 год
– Каждому верующему невозможно оставаться равнодушным к тому, что там творится. Отец Кирилл всегда говорил, что надо быть готовым к исповедничеству. Тому же наставлял и преподобный Паисий Святогорец. Да еще апостол Павел писал, что все желающие жить в Иисусе всегда будут гонимы (ср.: 2 Тим. 3, 12). Так что любой христианин должен быть к этому готов. Если он не готов – значит, по сути не христианин. Кто такой христианин? Это воин, который борется. И настоящая война начинается в момент искушений и гонений.
Думаю, Господь попустил такие события на Украине, чтобы люди там проснулись, а мы, здесь, наконец задумались, что может вскоре случиться. Это ведь может повториться и у нас. Мы же были одной нераздельной Русской землей, и именно оттуда пошла в наших краях евангельская проповедь, оттуда началось крещение Руси. Мы постоянно молимся во время службы, в дополнительной ектении, чтобы Господь вразумил оба наших народа. Чтобы мы все вместе увидели, что эти испытания попущены свыше. Чтобы стало всем ясно, кто спасается, а кто гибнет; кто верный, а кто неверный. Также каждый месяц мы собираемся на собрания, где обсуждаем разные актуальные вопросы. Проблемы раскола, создания псевдоцерквей – всего этого мы касаемся…
– А какие еще острые темы вы там поднимаете?
– Например, о новых «цифровых» законах. Чтобы люди, желающие спасения, знали об опасности биометрии. Патриарх Кирилл четко высказался о пагубе этих процессов. Мы подготовили материал и готовы раздать нашим верующим на ближайшей встрече. Планам навязать подобные дискриминационные законы уже лет двадцать – с начала 2000-х. Но я уже говорил – как народ себя поведет. Все зависит от нашего духовного состояния. Отец Кирилл рекомендовал внимать словам святителя Игнатия (Брянчанинова), который, в частности, пишет, что диавол нападает на нас не в той мере, в которой хочет, а лишь настолько, насколько попускает Бог, – если человек своей доброй волей не полюбил Создателя. Действительно, сколько тех, кто не желает быть с Богом! А страдающие – спасаются.
Беседовал Роман Чудов
___________________
См. также:
...<-назад в раздел