Четверг, 12 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
КАК ПОДОБАЕТ ОДЕВАТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКЕ? 21.08.2010
КАК ПОДОБАЕТ ОДЕВАТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКЕ?
Не так давно корреспондент «Интерфакс-Религия» Елена Веревкина взяла интервью у историка моды, театрального художника, искусствоведа, писателя, преподавателя и телеведущего Александра Васильева. Среди ее вопросов был и такой: «По статистике число прихожанок православных храмов с каждым годом растет. Каноны Церкви предъявляют довольно строгие требования к женской одежде, при этом женщина хочет оставаться стильной во всех местах своего пребывания. Что Вы ей посоветуете?»

Ответ Александра Васильева был следующим: «Я считаю, что специальная "одежда для храма" является анахронизмом и ересью. И я вам скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между мусульманской одеждой для походов в мечеть и православной одеждой для походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок, закрывающий волосы. В чем тогда специфика? Но если вы посмотрите любую картину русского художника-передвижника XIX века, где изображены прихожане храмов (а таких картин немало, в Третьяковской галерее есть), вы увидите, что там дамы и в шляпах, и в вуалях, и в кружевах, и в моднейших платьях с кринолином, с турнюром – это совершенно никак не связано с тем деревенским анахронизмом, который нам сейчас пытаются продать за признак истой религиозности.

Например, постоянное ношение нательного креста. Возьмите любой портрет русской аристократки XIX века, которые были все крещены, воцерковлены, – ни на одном портрете креста на декольте вы не найдете, это, наоборот, традиция католичества. А возьмите другую христианскую конфессию – католичество, где вас пускают в храм и с непокрытой головой, и с распущенными волосами... Поэтому я считаю, что в Средневековье впадать абсолютно не стоит».

Что думают о таких рассуждениях те, кто сегодня наставляет будущих пастырей, - преподаватели православных духовных учреждений? Их мнения разделились: часть считает, что в этом вопросе необходимо следовать учению святых Отцов Церкви (обозначим их условно как "зеленые"), другие же придерживаются модернистских мнений по этому вопросу (они условно обозначены как "черные").

Черные:
В принципе, Васильев прав. Сейчас сложилась ненормальная тенденция, когда православные женщины одеваются как мусульманки и наоборот -  мусульманки одеваются как православные. Потому в Москве не так давно в метро избили православных женщин, которые были в платочках. Их приняли за ваххабиток. Вот до чего это доводит.

Зеленые:
Спутать мусульманку с православной христианкой может только человек далекий от веры и не имеющий русских культурных корней. Непременным атрибутом мусульманской женской одежды является хиджаб, который закрывает лицо. Российские мусульманки по известным причинам его не носят, а в прочих странах, где ислам господствует, до сих пор женщины носят хиджаб.
Но даже если и нет на мусульманке хиджаба, все равно всегда присутствуют некие элементы в ее одежде, ну или выражении лица, по которым совершенно не трудно определить, что она не православная. А истерия, которая сейчас идет в Москве, это скорее психическая патология, а не здравое общественное мнение.

Черные:
Нет, все же женская спецодежда для храма - это пережиток прошлого и ересь. В храм зайдешь – все в длинных юбках и платочках. Это надо менять.

Зеленые:
Применять термин «ересь» в отношении к одежде - значит демонстрировать свое абсолютное невежество в вопросах Православной веры. Ересь - это искажение Православного учения. Святитель Василий Великий в своем 1-м Правиле пишет: «Ибо древние… иное нарекли… ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся… Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».

В толкованиях к этому правилу епископ Никодим (Милош) отмечает:
«Все отступники от православной церкви разделяются на 1) еретиков, 2) раскольников и 3) парасинагогов. Ясно и определенно различает святой Василий этих отступников, основываясь на постановлениях древних (τών παλαιών). Ереси (αίρέσεις, haereses) составляют те, которые совершенно отделились от церкви и лишились самой веры (κατ αύτήν τήν πίστιν άπηλλοτριωμένους).

Ссылаясь на данное правило святого Василия, Зонара более подробно выразил это, говоря: “еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою (παρά τήν όρθόδοξον πίστιν δοξάζοντας), хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались” (Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II, 182).

 Это учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, — достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик. “Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наше таинство (μυστήριον), но в некоторых частях учения погрешают и несогласны с православными” (διαφερομένους τοϊς ορθόδοξοις), — говорит Зонара в толковании 14 правила IV всел. Собора (Аф. Синт., II, 252). Вообще, по каноническому учению православной церкви, кто не православный, тот — еретик: αίρετικός εστί πάς μή ορθόδοξος» (Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синт., I, 261). Алф. Синт. Μ. Властаря, А, 2 (Аф. Синт. VI, 74)).
Таким образом, еретик это тот, кто искажает Православную Веру.

Православная женщинаНо черная юбка или вообще длинная юбка, длинные рукава, отсутствие декольте на платье или блузке, никак не нарушает Православное Учение. Наоборот, эти правила как раз и возникли под влиянием Заповедей Божиих. Они продиктованы необходимостью для женщин скрывать свою наготу для того, чтобы не возбуждать похоть у мужчин. И вообще одежда, не соответствующая этим требованиям, не прилична и грешна для православной христианки, а приходить в храм в такой одежде двойной грех, ибо она своей одеждой будет соблазном для других. А Господь сказал: кто соблазнит одного из малых сих (по толкованию святых Отцов здесь имеются в виду не только дети, но и вообще верующие люди), верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Черные:
А как же вы объясните, что на картинах передвижников, изображающих прихожанок православных храмов, женщины одеты по моде своего времени – в дорогих одеждах и тканях, в шляпках и без нательных крестиков?

Зеленые:
Движение художников-передвижников возникло во второй половине XIX века и просуществовало до начала XX-го. Это время духовного упадка среди прихожан Русской Православной Церкви. Как правило, в шляпках, дорогих костюмах и платьях ходили представительницы дворянства, аристократии, а так же представительницы интеллигенции. Потому что крестьянки одевались в традиционные русские одежды. А в среде дворянства, аристократии и интеллигенции крепкая вера была большой редкостью. Хорошо, если они в церкви бывали раз в год и то, потому что существовал закон, согласно которому каждый православный гражданин обязан был причащаться минимум один раз в год. А многие вообще отошли от веры. Кроме того в то время под влиянием иностранцев, многие из которых занимали высокие должности в правительстве и бюрократии, широко были развиты идеи экуменизма. Некоторые обер-прокуроры Святейшего Синода были людьми мало-церковными и попадали под влияние еретических западных учений, которые потом навязывали Православной Церкви. Так же и в духовных школах встречались группы преподавателей и студентов, которых «бросало» то в латинство, то в протестантизм. Потому ставить этих маловерных людей в пример нынешним православным христианам просто безумие.

Черные:
Но ведь Александр Васильев известный историк моды, театральный художник, искусствовед, писатель, преподаватель и телеведущий.

Зеленые:
Возможно, Александр Васильев является специалистом в истории моды, хотя известным его назвать трудно. Известен он только в каком-то узком кругу. Возможно, он неплохой театральный художник, искусствовед, писатель преподаватель и телеведущий. Но он абсолютный дилетант в вопросах Православной Веры.

Черные:
Ваши обвинения голословны. На чем вы основываете свои выводы? Докажите свое утверждение.

Зеленые: 
Это не составляет никакого труда. 
Святой Апостол Павел говорит: всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая (1 Кор. 11, 10). А Васильев призывает разрешить женщинам молиться в храме с непокрытой головой. «Надеюсь, - говорит он в том же интервью, - что мы не впадем в нашей стране в этот религиозный экстаз и не заставим всех женщин ходить в храм с покрытой головой». Это говорит о том, что он либо никогда не читал Новый Завет, либо о том, что он еретик-вольнодумец.

Вторая версия находит подтверждение в том же интервью, вопрос и ответ из которого предложены на обсуждение. После того, как он призвал не запрещать женщинам молиться без платка, Васильев обнаружил свое латинофильство. «Я, конечно, сторонник единения Церквей: я надеюсь, мы когда-нибудь протянем руку Ватикану, так же как и Ватикан когда-нибудь протянет руку нашей Церкви, потому что две христианские конфессии в условиях настоящей экспансии мусульманского мира не могут жить порознь». 

Словно обличая невежество Васильева, а заодно и агентства «Интерфакс-Религия», опубликовавшего этот дилетантский бред, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Вы говорите: «Еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству».

Нам же, православным христианам следует руководствоваться не идеями дилетантов, а учением Святых Отцов, достигших высот в духовной жизни. А они относительно женской одежды учат, что она должна быть скромной. «Женщины потому должны одеваться в одежды простые, но приличные; - говорит святитель Климент Алексндрийский, - конечно, они могут быть и из более мягкого материала, чем мужские, все же не такие, в какие одеваются женщины, потерявшие всякий стыд и распустившиеся в изнеженности.

Вообще же сам вопрос корреспондента Веревкиной странный. Что это значит «женщина и в храме хочет быть стильной»? 

Черные:
Это значит, что она хочет быть красивой.

Зеленые:
Но еще святой апостол Петр завещал женщинам более заботиться не о внешнем украшении, а о стяжании добродетелей. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3, 4). Таким образом, вопрос стоит ответа. 



Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100