В патриотических СМИ вновь зазвучало имя священномученика Гермогена Тобольского.
Некоторые авторы, специализирующиеся на истории России начала ХХ века, упоминают его в своих работах. Например, О. Платонов в книге «Война с внутренним врагом» пишет: «В 1910 году возникает скандальная история с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором, как выяснилось, прожженными аферистами и карьеристами».
Другой писатель С.В. Фомин более снисходителен к епископу Гермогену. В интервью газете «Русский Вестник» он рассказывает о содержании своей новой книги: «Начинается она скандальным делом епископа Гермогена – иеромонаха Илиодора в январе 1912 года…
«Уравнивать» Илиодора и Гермогена вообще, как пишет, например, А.Н. Варламов, автор последней, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» книги о Г.Е. Распутине, разумеется, не стоит, но сравнивать (и даже «уравнивать»!) их реальные действия в 1907-1912 гг. не только вполне допустимо, но никак иначе поступить – если следовать фактам и истине – просто невозможно. Более того, деяния архиерея в этот период были более безответственны, более действенны, а потому более вредны, чем иеромонаха».
Чтобы разобраться в ситуации, мы провели круглый стол на тему «Епископ Гермоген: мифы и реальность» с участием иеромонаха Гермогена Сафонова, историка Виктора Иванова и нашего постоянного сотрудника Никиты Белова.
Н. Белов:
Прежде чем говорить о епископе Гермогене, прошу Виктора дать историческую справку о нем.
В. Иванов:
Священномученик Гермоген, в миру Георгий Ефремович Долганев, родился 25 апреля 1858 года в семье священника. Он окончил Одесское духовное училище, потом Одесскую семинарию и Новороссийский университет, а также Санкт-Петербургскую духовную академию. Духовным отцом его был иеросхимонах Евгений Святогорец. Несколько лет иеромонах Гермоген служил в Грузинском экзархате, а 14 февраля
Н. Белов:
Спасибо, Виктор. Теперь вопрос к отцу Гермогену. Батюшка, вы пострижены в честь священномученика Гермогена. Вы подробно изучали его житие. Что Вы можете добавить к словам нашего историка?
О. Гермоген:
В
В. Иванов:
Мне также хотелось бы привести еще некоторые, наиболее яркие эпизоды из его жизни.
Во время революции
О. Гермоген:
Когда решается какой-либо вопрос, православные в первую очередь должны обращаться к святым Отцам. Что святые Отцы говорят о епископе Гермогене?
Перед смертью святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что за судьбу Православия он спокоен, зная, что епископы Гермоген и Серафим продолжат его дело, будут бороться за Православие. Вот выдержка из письма священномученика Серафима Чичагова к графине Софии Игнатьевой. Говоря о смерти святого праведного Иоанна Кронштадтского, он пишет: «Есть у меня последняя его икона, благословение предсмертное, которое он дал с удивительными словами: “Я могу умереть покойно теперь, ты и Гермоген будете продолжать мое дело, бороться за Православие!”»
В
Священномученик Иоанн Восторгов хорошо знал Владыку и благоговел перед ним. Вот отрывок из его письма: «Я просто мучаюсь от невозможности и неумения в слове выразить Вам все пожелания Ваших друзей и почитателей, всю полноту нашей радости и любви к Вам. Но воистину, было у нас здесь (в Тифлисе – прим. ред.) ликование при известии о Вашем назначении (в самостоятельного епископа на Саратовскую кафедру – прим. ред.)… Так хорошо на сердце при духовном в эти минуты, как я пишу это письмо, общении с Вами… А как хочется увидеться… сбудутся ли мечты золотые о служении под Вашим крылом?»
Здесь хотелось бы привести еще высказывания подвижников благочестия, которые ныне также широко известны и почитаемы православными христианами, хотя и не причислены пока к лику святых. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) в
Любил владыку Гермогена и священномученик Герман (Вольский), архиепископ Никон (Рождественский), идеолог монархического движения Лев Тихомиров, основатель Союза Русского Народа Александр Дубровин и многих другие угодники Божии, подвижники благочестия и деятели православно-патриотического и монархического движения. Из этих высказываний видно, что священномученик Гермоген не был ни «прожженным аферистом и карьеристом», как опрометчиво его называет писатель Платонов, ни «безответственным и вредным», как утверждает писатель Фомин. Это был один из лучших иерархов своего времени.
Н. Белов:
С чем же связаны высказывания С. Фомина, О. Платонова и некоторых других писателей-патриотов, поносящих и клевещущих на священномученика Гермогена?
В. Иванов:
Эти писатели пытаются оправдать, показать истинный святой облик старца и мученика за Христа Григория Ефимовича Распутина. А поскольку владыка Гермоген открыто боролся с ним, то в своих работах они его не щадят.
О. Гермоген:
Действительно, преосвященный Гермоген был лично знаком со старцем Григорием и сначала верил ему. Но потом под влиянием близких к нему людей, а также по ряду других причин изменил к нему свое отношение и начал активную борьбу с ним. Однако впоследствии он осознал свою ошибку, покаялся и примирился со старцем Григорием.
В. Иванов:
Вот что об этом Святитель рассказал некоему Соловьеву, зятю старца Григория, который был женат на его дочери Матроне, в Тобольске в
«Ты отлично знаешь историю моих отношений с покойным Григорием! Я его любил и верил в него, вернее, в его миссию внести что-то новое в жизнь России, что должно было укрепить ослабевшие связи между Царем и народом на пользу и благо последнего! Но его самовольное отступление от нашей программы, противоположный моему путь, по которому он пошел, его нападки на аристократию и на таких людей как Великий Князь Николай Николаевич, которых я всегда считал опорой Трона, заставило вначале меня отвернуться от него, а затем, видя его усилившееся влияние при Дворе и учитывая, что при этом его идеи будут еще вредоноснее, я начал энергичную компанию против него. В азарте этой борьбы я многого не замечал. Я не видел, например, что моя борьба усиливает вредные элементы среди оппозиции Государственной Думы. Я не видел, что словно сатана, искушавший Христа, вокруг меня вертится, неустанно внушая мне ненависть, упорство и злобу, это подлинно презренное существо Илиодор! Результаты ты помнишь? Громкий скандал: я побежден и отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь, где, когда волнения улеглись и я обрел возможность спокойно размышлять, я с ужасом увидел итог моего выступления: борясь за Трон, я своей борьбой только скомпрометировал его лишний раз! Сколько мук и терзаний пережил я потом! И вот 1916 год, декабрь месяц, и Григорий убит!»
Далее владыка Гермоген рассказал, как ему явился старец Григорий. В тот день он отслужил Литургию, пошел в свою келью и начал читать свежие газеты. Там было объявление о смерти старца Григория. «Я невольно подумал, - вспоминал Владыка, - вот он гнал меня, и из-за него я нахожусь сейчас на положении ссыльного, но возмездие было близко, и кара Божия обрушилась на него и он убит!» Вдруг, я никогда не забуду этого момента, я ясно услышал громкий голос Григория за спиной: «Чему радовался?.. Не радоваться надо, а плакать надо! Посмотри, что надвигается!» Старец Гриогрий показал ему надвигающуюся революцию. Вечером того же дня преосвященный Гермоген отслужил панихиду о упокоении старца Григория, духовно примирившись с ним.
Таким образом, священномученик Гермоген примирился с мучеником Григорием, а также и с Государем; они испросили друг у друга прощение в Тобольске перед мученической смертью обоих.
Н. Белов:
Писатели Фоменко и Платонов тоже говорят об этом Илиодре, упомянутом в рассказе сщмч. Гермогена. Кто он?
В. Иванов:
Иеромонах Илиодор (Труфанов) закончил Петербургскую Духовную академию, где его духовным наставником был будущий новый затворник архиепископ Феофан. По его же ходатайству он попал к епископу Гермогену. Сначала он ревностно служил и мужественно боролся против революционеров и прочих врагов Бога, Царя и России. Но потом, подобно владыке Диомиду (Дзюбану), не выдержал гонений за свою борьбу и пал: потерял веру, сложил с себя сан, женился. Потом эмигрировал и окончил жизнь еретиком-баптистом.
Н. Белов:
Вы сравнили Илиодора с владыкой Диомидом, но ведь бывший епископ Диомид в первых своих обращениях все правильно говорил, только плохо, что он ушел в раскол.
В. Иванов:
Так и Илиодор все правильно поначалу говорил. Кстати, если сравнить его проповеди царицынского периода с писаниями Фоменко и Платонова, то практически они близки по духу. В них Илиодор обличает те же самые темные силы, которые обличают в своих трудах эти писатели-патриоты. Но плохо то, что он не выдержал гонений. А гнали его государственные чиновники, которые, как сейчас уже известно, многие были «вольными каменщиками» (масонами) и пользовались своим служебным положением для борьбы с монархистами, лицемерно выступая от имени Царя. В глазах Илиодора его гнал Царь. Этим объясняется его последующая клевета на Царскую Семью. Таким образом, масоны подставили Царя, стравили, по сути, двух единомышленников. Конечно, в любом случае Труфанов не имел права так поступать, даже если его несправедливо наказали. Надо было потерпеть.
О. Гермоген:
В заключение хотелось бы привести слова великого нашего современника. Одна из духовных дочерей спросила старца Николая (Гурьянова):
- Отче! Как понять отношение к старцу Григорию (Распутину) духоносного Владыки Феофана Полтавского, который считал, что Распутин был праведником, а потом пал?
- Владыка Феофан немного заблудился, запутался, поверил клевете и грязи, поэтому и гнал Распутина, не понимал. Но это бывает так, по попущению Божию… Помнишь, как юродивые Дивеевские гоняли друг друга... Пойди, разберись с этими блаженными!.. А владыке Феофану Бог потом открыл, что он заблуждался насчет Григория и он покаялся. Оба ведь молитвенники были какие!»
Слова старца Николая о владыке Феофане в полной мере относятся и к священномученику Гермогену, которого больше всех современных ему архиереев любил преосвященный Феофан. Вот пример безстрастного отношения к святым угодникам Божиим. А писателям С. Фомину, О. Платонову, которых я уважаю за их патриотическую деятельность, и прочим патриотам желаю осторожности в слове и мудрости Божией, подобной той, какую имел старец Николай. Нельзя поносить Угодников Божиих. Господь может за это сурово наказать.
...<-назад в раздел