Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Паства моя, храни веру Православную!» 27.02.2014
«Паства моя, храни веру Православную!»
Сегодня – 12-летие со дня кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима (Крохи)

Высокопреосвященный архиепископ Максим, в миру Борис Иванович Кроха, родился 25 декабря 1928 года в Башкирии, село Черниговка, Давлеканского района в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии).

Рано лишившись отца, который мученически погиб на Беломорканале, 5-летний отрок Борис вместе с матерью и братьями изведал Сибирь. Они были сосланы в Кемеровскую область, в город Анжеро-Судженск. У сопровождающих мать просила взять на дорогу хлеба детям, но те не разрешили: "Вас выселяют не для жизни".

Тогда мать со слезами обратилась ко Господу, упав пред Крестом, привезенным в свое время из Иерусалима, – домашней святыней, и со слезами просила не оставлять детей.

Когда она поднялась, её осенила мысль – попросить сопровождающих, чтобы те разрешили взять Крест с собой. Они согласились, но разбили Крест на части и вкинули в мешок, который понесла на своих плечах страдалица-мать.

Так с молитвой семья отправилась на место назначения.

Добрые люди в дороге не оставили детей, а на месте любвеобильные поселяне, также ссыльные, соорудили им землянку, приютили приезжих. Отремонтировали Крест и установили его в Святой угол и сами приходили поклониться Кресту Господню.

Крест этот мать хранила у себя, переезжая с места на место, а в 1977 году, предчувствуя свою кончину, пожелала проститься с детьми. Тут приехал младший сын Борис, уже в Архиерейском достоинстве. Он пособоровал мать и причастил Святых Таин. Прощаясь, она передала своему сыну, владыке Максиму, Крест. И владыка привёз его в Омск, установил его в своём Крестовом храме Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1986 году при переводе владыки в Тулу крест прибыл с ним и тоже установлен был в Крестовом храме преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В 1989 году вместе со святыней – Животворящим Крестом – прибыл владыка и в Могилев. Там не было ни дома, не только Крестового храма, поэтому Крест находился в изголовье владыки. Когда владыкой был возрождён и освящён Никольский собор монастыря и в монастыре было место владыке Максиму, он поставил Крест Христов в молельной комнате. По смерти владыки Крест перенесён в Никольский собор и установлен на Горнем месте в Царском Приделе.

С 1937 года Борис учился в средней школе. После войны сибиряки позаботились построить церковь в Анжеро-Судженске. В открытии храма принимали деятельное участие и Борис с братьями. Служил там иеромонах со Св.Афона Петр Сеньков, сосланный в Сибирь. Он примечал юношей, приходящих в храм, поучал их. В чтении преуспевал Борис. Он читал Шестопсалмие, Каноны и Апостол, а также прислуживал в Алтаре.

В 1946 году Борис окончил среднюю школу, и отец Петр отправил юношу с рекомендательным письмом в Ленинградскую Семинарию. В 1946 году, в сентябре, Борису не хватало до 18 лет трех месяцев, и потому он не был зачислен в Семинарию. Однако митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (5 ноября 1955 г.) взял юношу на послушание в Митрополичий дом.

В 1947 году, в сентябре, Борис был зачислен в Семинарию. И в том же году, в ноябре, Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (+11 апреля 1969 г.), который молился во время войны за спасение России.

По окончании войны правительство России и Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) (17 апреля 1970 г.) пригласили митрополита Илию в Москву. Тысячи людей встречали своего благодетеля. Правительство вместе с Патриархом преподнесли ему Панагию с Крестом, для чего драгоценные камни собирали со всех мест России, с просьбой, чтобы митрополит Илия молился за всю Русь. Митрополит Илия был тронут таким подарком, благодарил всех и пожелал поехать в Ленинград.

Во Владимирском соборе Ленинграда хранилась Казанская икона Божией Матери, для неё и привёз митрополит Илия венец. Людей было множество не только в храме, но и на улицах Ленинграда. Во Владимирском храме была совместная служба митрополитов Григория и Илии, а после митрополит Илия возложил на икону Богоматери венец. Приветствовал всех с победой, со всеми радовался и ликовал.

Во время Литургии митрополиту Илии был представлен семинарист Борис в стихаре. Ему поручено было держать блюдо, на которое возлагалась митра митрополита. Он стоял возле митрополита Илии. Но когда служба закончилась, стали подходить люди, и Бориса с блюдом и митрой оттеснили с места, и он, как ни силился, не мог войти в Алтарь. Когда же вошёл в него, то владык Григория и Илии уже не было – ушли в Митрополичий дом. Тогда Борис в стихаре с митрой на подносе прошёл через весь Невский проспект к Митрополичьему дому. Войдя в Дом, земно поклонился митрополиту и со слезами рассказал о происшедшем. Митрополит Григорий также извинялся перед Высоким гостем. А владыка Илия добродушно призвал виновника Бориса к себе, взял своими руками митру, положил её на угольник, снял с себя одну из Панагий, благословил ею Бориса и надел на семинариста. Тот не знал, что ему делать, а владыка Илия по-русски сказал: "Храни, она тебе пригодится". Перекрестил Бориса и поцеловал в голову.

Когда проводили Высокого гостя, Борис с Панагией пришёл к митрополиту Григорию, чтобы передать её владыке, но владыка Григорий не взял Панагию, а попросил икону, которой мать его благословила (Казанскую), и в неё вложил Панагию, поцеловал и сказал: "Береги, Борис, сие благословение".

На время учёбы в семинарии Борис был помещён в одну комнату с семинаристом Иоанном Снычёвым (с 1990 года – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, 2 ноября 1995 г.). Семинаристы вместе молились, делились своими познаниями.

В 1949 году, с 13-го на 14-е августа, Борис был поднят страшным громом и увидел на небе Крест, откуда услышал глас: "Не будете яко дети – не внидите в Царствие Небесное". Это повторилось три раза. Борис вскочил и пробудил Иоанна: "Ты слышишь гром?". Но тот спокойно спал и ничего не слышал. Тогда Борис рассказал ему всё о виденном. Семинарист Иоанн сообщил о сём митрополиту Григорию. Тот вызвал Бориса и убедившись в этом, решил послать его в Сибирь к его старцу иеромонаху Петру за советом.

18 августа 1949 года Борис прибыл к своему старцу. Иеромонах Петр, благоговея пред саном митрополита Григория, сказал: "Что ж я могу сказать тебе, чадо, когда ты находишься в послушании митрополита Григория и сам должен выполнять его волю, как волю Божию. Пиши скоренько прошение на имя митрополита" и продиктовал ему, испрашивая благословения на его жизненный путь, что и было послано почтой.

23 августа получен ответ от митрополита телеграммой: "Семинаристу Борису Кроха благословляю принять монашество. Его старцу, иеромонаху Петру, принять все меры для скорейшего его пострижения и быть его восприемником. Митрополит Григорий".

Немедля, 24 августа, иеромонах Петр с семинаристом Борисом поехал в Новосибирск к своему правящему архиерею с телеграммой. Прочитав телеграмму и поговорив с семинаристом, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) (1 июня 1956 г.), не отлагая, назначил постриг его на 25 августа в субботу за Всенощной, на отдание праздника Преображения, и памятью преподобного Максима Исповедника назвал его Максимом в честь преподобного Максима Исповедника. По чину монастырскому, новопостриженный пребывал в храме 5 дней и 5 ночей, упражняясь в молитве, а затем по чину выведен из храма в трапезную митрополита Варфоломея.

Провожая монаха Максима, митрополит Варфоломей в назидание сказал: "Будь верен Христу даже до смерти, храни Веру Православную от суемудрых века сего. Покровителем твоим да будет преподобный Максим Исповедник". Владыка Варфоломей благословил его поездку в Ленинград в семинарию к началу учебного года, дав ему удостоверение о постриге в монашество.

17 апреля 1950 года монах Максим был рукоположен во иеродиакона за одной Божественной Литургией, когда был рукоположен во иеромонаха и Алексий Ридигер, нынешний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Иеродиакон Максим служил в Крестовом Митрополичьем храме, продолжал учиться в семинарии, затем в Академии.

14/27 сентября в день Воздвижения Креста Господня в 1954 году иеродиакон Максим был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием во иеромонаха. При рукоположении митрополит Григорий повторил слова, сказанные равноапостольным Кириллом своему брату равноапостольному Мефодию: "Будь волом, влекущим тяжёлый плуг, режущий сладкую борозду Божественного Слова".

В 1955 году иеромонах Максим (фото 1) окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Служение свое совершал в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях.

В Ярославской епархии в Рыбинске молодой иеромонах Максим занялся реконструкцией храма, наладил церковную и административную жизнь. Богослужение совершалось согласно Уставу, и благодарные прихожане поныне вспоминают труды своего настоятеля.

Волею Божиею иеромонах Максим был направлен в Белоруссию, в Жировицы, преподавателем Жировицкой Семинарии и благочинным Жировицкого монастыря. Преосвященным митрополитом Минским и Белорусским Гурием (Егоровым) (с 1961 года – митрополит Симферопольский и Крымский, управляющий Днепропетровско-Запорожской епархией, +12 июня 1965 г.) он возведён в сан игумена.

По закрытии Семинарии игумен Максим переведён в Минск настоятелем Кафедрального собора и председателем Епархиального совета Минского епархиального управления.

Будучи настоятелем Собора, игумен Максим через владыку Гурия просил Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) перевести его духовника иеромонаха Петра из Сибири в Минск. Просьба была удовлетворена. Одновременно митрополит Гурий испросил ему награду игуменства. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) подписал: "Иеромонаху Петру благословляю сан архимандритства". Так что иеромонах Петр удостоился и сана игуменства, и сана архимандритства в один день и был направлен в Жировицкий монастырь, там он служил и исполнял должность казначея.

Когда митрополит Гурий определением Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и Священного Синода от 19 сентября 1960 года был переведён из Белоруссии в Ленинград, сбылись слова блаженной Валентины: "Когда уберут праведника, на том месте ни храма, ни дома, камня на камне не будет". И, действительно, храм был закрыт и разрушен вместе с домом, так что на том месте камня на камне не осталось. Церковное имущество было перенесено в Минский Кафедральный собор.

Настоятель архимандрит Максим, возведённый в сан при архиепископе Минском и Белорусском Антонии (Мельникове) (с 1978 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, +29 мая 1986 г.), приложил все старания, чтобы создать Придел при соборе, трудился ночами. Был поставлен престол и освящён Архиерейским чином в честь Казанской иконы Божией Матери, который действует и в настоящее время.

Праздниками Рождества Христова в 1972 году архимандрит Максим посетил своего духовного отца архимандрита Петра и, видя его слабым, попросил вручить себя владыке Ермогену (Голубеву). Отец Петр посмотрел вокруг и сказал: "Господу Богу тебя вручаю и преподобному Максиму Исповеднику. Будь твёрд в исповедании Веры Православной, как и преподобный Максим. Тебе предстоит епископство. Если будут назначать в Сибирь, в частности – в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский".

15 января этого же 1972 года в день преподобного Серафима Саровского отец Петр отошёл ко Господу. Похоронен он в Жировицком монастыре возле храма.

26 марта того же 1972 года архимандрит Максим хиротонисан во епископа Аргентинского и Южно-Американского. При хиротонии Святейший Патриарх Пимен (Извеков) (+3 мая 1990 г.) возложил на него Панагию митрополита Гор Ливанских Илии.

Отец Петр не дожил до хиротонии своего чада несколько месяцев.

На чужбине епископа Максима встретили трудности. Ему навязывали сомнения в вере православной, с чем владыка не соглашался. Тогда недоброжелатели решили избавиться от назначенного архиерея, подстроив автомобильную катастрофу. Владыка ехал в своей машине, в рясе и клобуке, и Панагия на груди. Вдруг раздался выстрел – пуля пробила машину и попала в Панагию. Владыка был избавлен от смерти. Проехав немного, машина остановилась, и владыка вышел из машины, перекрестился. Увидел, что много предстоящих людей тоже крестились, ибо ожидали смерти. Это было 9/22 октября 1972 года в день Апостола Иакова Алфеева. Владыка всегда в этот день служил Литургию и благодарственный молебен – в день своего второго рождения.

Панагия, спасшая владыку и в 1947 году подаренная ему митрополитом Гор Ливанских Илией, хранится в Свято-Никольском монастыре в иконе Божией Матери.

После этого события владыку освободили от Аргентинской и Южноамериканской кафедры и направили в Белоруссию, в Жировицы, где он подвизался вместе с архиепископом Ермогеном (Голубевым) (+25 марта/7 апреля 1978 г.), который понимал владыку и духовно и молитвенно поддерживал его.

Через год испытаний епископа Максима назначили в Сибирь. Святейший Патриарх Пимен (Извеков) и Священный Синод 26 декабря 1974 года назначили Преосвященного Максима, бывшего Аргентинского, епископом Омским и Тюменским.

Там 23 октября 1974 года был убит неизвестным злодеем в Архиерейском доме архиепископ Омский и Тюменский Мефодий (Мензак). Все архиереи, которым предлагали вдовствующую кафедру, отказались. Вспомнили о епископе Максиме. Вызвали в Москву. И владыка, послушный своему духовному отцу Петру, не отказался от кафедры в Сибири, принял по-монашески.

Святейший Патриарх Пимен был рад сему и старался помогать епископу Максиму, конечно, по предстательству святителя Иоанна Тобольского.

Когда епископ Максим прибыл 2 января 1975 года в Омск, Архиерейский дом был опечатан и закрыт. Почти полтора месяца прошло с убийства архиепископа Мефодия. Владыка Максим вошёл в дом и сразу же приказал провести ремонт, а комнату, где совершено было убийство и мученическая кровь оставалась на полу, не трогать.

Епископ Максим совершил поездку в Тобольск. В Тобольске мощи святителя Иоанна Тобольского находились в кладовой, в полном небрежении. Владыка сообщил об этом Патриарху Пимену, который прислал комиссию для освидетельствования мощей. Составлен был акт, и Святейший Патриарх ускорил сделать гробницу для мощей святителя Иоанна. В 1984 году, в день памяти святителя Иоанна Тобольского 10/23 июня, изнесли мощи из кладовой в храм и положили в гробницу с подобающей честью. Хор из Омска, Новосибирска и Тобольска пел Всенощную, Литургию. Мощи обносили вокруг храма и возле дома, где в 1917 году под арестом был наш Государь – святой мученик Царь Николай.

На торжество Перенесения мощей приехали сибиряки из дальних мест и зыряне /народ коми/ в своих национальных костюмах. По их обычаю женщины изготовили тапочки для святителя и привезли для переоблачения. При Величании епископ брал одну пару из принесённых тапочек и одевал на ноги святителя. И той женщине, чьё рукоделие было выбрано, выдали тапочки с ног святителя Иоанна. Остальные тапочки раздавались всем священнослужителям. Характерно – зыряне целый год ходили в дом к этой женщине на молитву.

Вернувшись из Тобольска в Омск, владыка Максим со священниками убрали комнату, поставили Престол прямо на крови мученика, и владыка освятил свою Крестовую церковь в честь Благовещения Божией Матери, где читалось Правило и почти ежедневно совершалась служба.

Первый год служения в Омске епископ Максим получал ежедневно по почте угрозы: "Уходи отсюда, иначе будет то, что с твоим предшественником". Владыка молился и всё спокойно переносил. А через год эта возня прекратилась.

Началась плодотворная работа. Владыка говорил: "Мне выпала доля чинить худые крыши храмов Божиих". Пред этим он ещё занимался худыми душами верующих, призывая их к покаянию. "Разрушали храмы – кайтесь, сейчас время их восстанавливать", – и сибиряки с радостью трудились на восстановлении.

Епископ Максим был действительно "волом, влекущим тяжёлый плуг, режущий сладкую борозду Божественного слова", как говорил ему при рукоположении митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

Под его руководством был восстановлен Кафедральный собор в Омске, восстановлены золотистые купола на Никольском храме, и все храмы епархии – их было всего 13. Омск посещал в свое время святый Иоанн Кронштадтский, люди помнили его слова, сказанные, когда он проезжал город Тару: "Тара спит, но придет время – проснётся". Владыка Максим проезжал Тару (400 км от Омска) – она действительно спала. Сохранился один храм, и в нём стояли чучела зверей.

Владыке стало жаль жителей города Тары, и он стал их пробуждать: "Вам надо каяться, молиться, надо храм воздвигать". И тарчане проснулись, начали хлопотать об открытии прихода. Раба Божия Мария передала свой дом под церковь, и по благословению владыки начали в ней совершаться богослужения.

Чтобы построить храм, тарчане ездили неоднократно в Москву. Однажды тарчан, приехавших в Москву, встретил в отделе уполномоченный, сам сибиряк, и спросил, откуда они и чего просят. Те объяснили и дали бумагу с прошением открыть приход в Таре. Прошение было подписано. Это произошло 31 марта/12 апреля 1985 года – спустя 8 лет, как канонизировали митрополита Иннокентия, просветителя Сибири. Владыка Максим составил ему службу, помещённую 31 марта в Минее издания Московской Патриархии. И ходоки с радостью вернулись на самолете в Омск, где отслужили благодарственный молебен. Объявлено было в Омске и Тюмени о постройке храма в Таре. Сибиряки сразу собрали пожертвования. Но за деньги невозможно было купить кирпич и другие материалы (такое было взаимопонимание). Тогда тарчане стали выписывать себе на печки кирпич и привозить его на место постройки храма. Кирпич забирали, а "виновных" привлекали к ответственности.

Тогда владыке Максиму пришлось обратиться в Таллин к митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию – помочь выписать кирпич на храм. Согласие было дано. Немедленно за кирпичом поехал староста церкви, с ним – сибиряки-помощники, заплатили за кирпич и машинами с прицепами отвезли в Тару, в Сибирь.

Так собрали все материалы для постройки. Владыка Максим повёл беседу с тарчанами, во имя кого будет храм. Все понимали, что храм должен быть во имя святителя Иннокентия. В то же время рассуждали, что были храмы и Спасский, и Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь же на месте коленопреклонённо была прочитана молитва о создании трёхпрестольного храма в честь Всемилостивого Спаса, Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иннокентия, просветителя Сибири. При закладке храма 4 июня 1985 года владыка положил частицы мощей святителя Иоанна Тобольского и всех Киевских святых. За 1985 год храм был построен и освящён 15 января 1986 года.
Некоторые недоумевали – зачем для Тары такой большой храм?.

Пришло время, и произошло территориальное деление епархии. Были утверждены Омско-Тарская епархия и Тобольско-Тюменская. Так что Тара проснулась, имея уже свой Кафедральный собор.

В Омской епархии были построены ещё два храма – в Иселькуле и Тюкалинске. Но по попустительству старосты Татьяны новопостроенный храм в Тюкалинске сгорел. Она согласилась под страхом на его сожжение. Храм верующие восстановили, а грешница от болезни скончалась.

Все храмы были приведены владыкой Максимом в порядок. Пришла очередь заняться историей Омской епархии. Владыка собрал сведения о подвижнической жизни святых, представил материалы Патриарху, составил им службу и икону Всех святых, в Сибири просиявших.

Святейший Патриарх Пимен одобрил и благословил празднование Собора Сибирских святых в день святителя Иоанна Тобольского 10/23 июня 1984 года. Служба была помещена в Минее издания Московской Патриархии 2002 года, июня 10-го, стр. 325. На праздник прибыли архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин) (впоследствии – митрополит Ставропольский и Владикавказский, 21 марта 2003 г.), священнослужители из всей Сибири – 53 человека, множество сибиряков из разных мест. Сотрудники художественной мастерской «Софрино» доставили из Москвы написанную ими икону Собора Сибирских святых и также были на торжестве.

В Сибири, в Омской епархии, подвизались в то время подвижники благочестия. При храме трудились юродивые Геннадий из Тары и монахиня Манефа, ссыльная в Сибирь. Своими молитвами они много помогали владыке Максиму. Раб Божий Геннадий ратовал за построение храма в Таре, часто ездил с владыкой в приходы и по-своему оберегал его. Также и мать Манефа приходила предупредить владыку при надвигающейся беде. А во время торжества в Тобольске она на крестном ходе, глядя на владыку, говорила всем: "Видите, у владыки сияет Крест на клобуке?". Ничего не видевшие отмахнулись от неё, а когда возвратились в Омск, там лежала телеграмма от 7 сентября 1984 года от Святейшего Патриарха Пимена о награждении владыки саном Архиепископа с правом ношения Креста на клобуке. Выходит, мать Манефа увидела всё прежде.

Дивны дела Твоя, Господи!

Так мирно протекли ещё два года в Омске, а 19 августа 1986 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена владыка Максим простился с омичами и отбыл в пределы Тульской епархии.

Тульская епархия – близко к Москве, престижная, но церковная жизнь оставляла желать лучшего. Архиепископу Максиму пришлось поучать свою паству работать Господеви со страхом и трепетом, начало бо мудрости – страх Божий. Владыка побывал во всех приходах епархии.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена возглавил торжество прославления преподобного Амвросия Оптинского.

Также участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 годов.

При владыке Максиме торжественно отмечалось 600-летие со дня праведной кончины князя Димитрия Донского (19 мая/1 июня 1389 г.) и 609 лет победы на Куликовом поле.

Из Фонда славянской письменности и культуры архиепископ Максим получил приглашение на вечер, посвящённый памяти Димитрия Донского 1 июня в Колонный зал города Москвы. И владыка, отслужив молебен на Куликовом поле, прямо с цветами с Куликова поля направился в Москву, где вручил цветы и ходатайство об открытии храма на Куликовом поле в память преподобного Сергия Радонежского и получил разрешение.

Затем владыка Максим начал подготовку материалов для канонизации Собора Тульских святых. Материалы он представил Святейшему Патриарху Пимену и в Канонизационную комиссию, написав службу, и заказал икону Собора Тульских святых.

3 июня 1987 года Святейший Патриарх Пимен дал разрешение праздновать Собор Тульских святых 22 сентября/5 октября в день памяти преподобного Макария Жабынского, что и отмечалось в Кафедральном соборе города Тулы 22 сентября/5 октября 1987 года.

Окончив свои дела в Тульской епархии, владыка Максим был переведён в июле 1989 года в Белоруссию восстанавливать Могилевскую епархию.

Митрополит Минский Филарет уведомил архиепископа Максима, чтобы в Могилев он не спешил, так как место не подготовлено и секретарь отсутствует. Тогда владыка Максим попросил аудиенции в Даниловом монастыре, где и проживал, исполняя монашеское дело. За это время он ознакомился с церковной жизнью Могилевской епархии, своих предшественников по кафедре и написал материал о подвижнических их трудах и привёз с собою в Могилев 1 августа 1989 года.

Как и святитель Георгий (Конисский) в 1755 году узрел свою кафедру в плачевном виде, так и владыке Максиму она представилась убогой. В Могилеве был только небольшой храм. В епархии было всего 19 храмов, а духовенства – и того меньше.

Прошёл месяц, но место для архиепископа Максима так и не приготовили. Пришлось остановиться при самом храме в маленькой комнатке. Купить дом не было возможности, так как благочинным отцом Евгением Омельянюком, управлявшим на месте, все епархиальные взносы были заранее внесены в Экзархат, в Минск. Владыка обратился в Патриархию, там дело поручили митрополиту Минскому Филарету – тем всё и кончилось. Тогда владыка купил полдома, взяв взаймы часть денег, и в нём поселился. Благо машина была из Сибири, только нечем было платить шофёру. Владыка обратился к своей пастве – помочь ему, и шофёр вызвался бесплатно служить владыке. Так же поступили и другие.

Владыка Максим осмотрел Могилев, где была ещё Церковь трёх святителей, в которой была устроена дискотека. Это место владыка избрал для Кафедрального собора, и поэтому люди начали хлопотать через Москву о передаче храма Епархиальному управлению. В октябре храм был передан Епархиальному управлению. Быстро сделали ремонт, и 25 декабря 1989 года архиепископ Максим освятил её. Начались Богослужения в Трёхсвятительском Кафедральном соборе. Все могилёвчане трудились на восстановлении этого храма. Настоятелем был назначен протоиерей Геннадий Пацевич, он же – секретарь Могилевского Епархиального управления.

По ходатайству владыки Максима, Могилевской епархии был передан комплекс зданий бывшего Свято-Никольского монастыря. В Онуфриевском храме этого монастыря в 1989 году был зарегистрирован приход, настоятелем которого назначили протоиерея Бориса Пташинского (в Свято-Никольском монастыре два храма – Никольский и Онуфриевский).

9 февраля 1991 года в ответ на прошение владыки Максима Святейший Патриарх Алексий 2 благословил открыть и возродить жизнь Свято-Никольского монастыря. А 18 июня 1991 года Святейший Патриарх удостоил Могилев своего посещения.

Святейший Патриарх посетил и Свято-Никольский монастырь. Там были всего три монахини, царило полное запустение.

С благословения Святейшего Патриарха владыка Максим с помощью добрых людей восстановил монастырь. В Никольском и Онуфриевском храмах началось Богослужение.

Раба Божия София посещала и собор, и монастырь. Всю службу она молилась в слезах, так что обратила на себя внимание владыки Максима, который спросил у неё: "Жено, что плачеши? Какая скорбь у тебя, чем помочь тебе?". И София отвечала: "Плачу, что в Могилеве нет святых покровителей, а в других городах они имеются". Плач её был необыкновенным, об этом сказал владыка пастве и попросил, чтобы все усилили молитву: "Святые имеются, и по вашей вере явит их Господь и в Могилеве".

А сам владыка Максим, ещё будучи в Москве в Даниловом монастыре, изучал историю Могилёвщины и подвижников веры, и священномучеников. И первым, кого владыка представил к канонизации, был святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский и Белорусский (1755-1795). Владыка Максим собрал необходимый материал, составил ему службу, акафист и житие и заказал икону, что и представил Патриаршему Экзарху митрополиту Филарету, который собрал Синод Белорусской Православной Церкви в Свято-Никольском монастыре 5 августа 1993 года. Святейший Патриарх Алексий 2 6 августа этого же года благословил праздновать память иже во святых святителя Георгия.

6 августа 1993 года было совершено первое празднование святителю. После службы крестным ходом через весь город пошли с процессией к Дому, где жил и трудился святитель Георгий (Конисский). Там установили Крест в честь канонизации и отслужили молебен святителю. Патриарший Экзарх митрополит Филарет всех поздравил с праздником Могилева и всея Беларуси.

Владыка Максим составил также список на 37 священнослужителей, в том числе священномучеников, запросил справки с разных мест Сибири о реабилитации священномучеников и передал документы в Канонизационную комиссию. Со смертью владыки дело приостановлено. Писали об этом митрополиту Филарету и благочинные…

В 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала сонм святых, – священномучеников и мучеников, в том числе и Царственных мучеников. Были канонизованы в лике священномучеников и архиепископ Павлин (Крошечкин), и епископ Иоасаф (Жевахов) Могилевские. И как писано, "небо украсивый звёздами", и нашу землю Господь не оставил святыми.

В 2001 году 24 июля в день Барколабовской иконы архиепископ Максим был приглашён Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в село Лесное, которое знаменито сражением, названным Петром Великим «матерью Полтавской победы». Во время Северной войны (1700-1721) шведские войска вторглись в Белоруссию, опустошив всё на своём пути. У села Лесное 28 сентября/9 октября 1708 г. войска, лично возглавляемые Петром, в 10-часовой битве наголову разгромили шведов.

Владыка Максим, поздравляя Президента, сказал о необходимости построить в Могилеве Кафедральный собор и к тому же – о необходимости защиты Отчизны от иноплеменников, о строительстве храма-памятника святым Царственным мученикам и всем новомученикам, пострадавшим за веру Христову. При этом был показан макет храма, и Президент одобрил его постройку.

На 2007 год по разным причинам задержки храм построен не был. 24 июня место для храма было, наконец, освящено, хотя недоброжелатели Православия пытались противодействовать.

В 2002 году владыка служил в Трёхсвятительском Кафедральном соборе и в Свято-Никольском монастыре на день Рождества Христова и Святого Богоявления. Последнюю службу отслужил в монастыре 24 февраля 2002 года в неделю мытаря и фарисея, а 26 февраля, в день преставления святителя Георгия, не мог служить и быть в церкви. Однако дома келейно молился святителю Георгию, прочитав ему канон и акафист. Владыку Максима пришли навестить представители духовенства и, видя его болезненное состояние, предложили вызвать врача. Владыка, предчувствуя свою кончину, пожелал прежде исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, что и было исполнено.

А вечером владыку увезли в больницу, откуда после 12 ночи привезли в Свято-Никольский монастырь уже отошедшим ко Господу. Духовенство облачило его в архиерейские одежды в Никольском соборе Свято-Никольского монастыря и начало читать Евангелие.

На погребение прибыл митрополит Филарет и собрались архиереи. Погребение совершили монашеским чином. Похоронили владыку Максима на территории монастыря возле Никольского собора, восстановленного владыкой Максимом. Так что приходящие в монастырь богомольцы спешат на могилку, где владыка и по смерти призывает паству свою "хранить веру православную, в ней бо тебе утверждение".

Сестры обители вспоминают, что в повседневном быту владыка был прост, не требователен к себе, не имел ничего лишнего. Даже когда его увозили в больницу, не было костюма, и владыка был отправлен в обиходном подряснике.

Владыка Максим всю жизнь вспоминал:« Не будете яко дети, не внидите в Царствие Небесное». Когда дело касалось Церкви и Богослужения, тогда владыка изменялся – был требователен, строг. В алтаре была строгая тишина, никто ни о чём не говорил, только слышалась молитва. Владыка требовал, чтобы и в алтаре, и в церкви было всё по чину и с благообразием, и всегда напоминал слова Спасителя: «Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением».

Отличительной чертой владыки было твёрдое стремление удерживать паству свою в Православии.

Так, будучи епископом Аргентинским и Южноамериканским (1972-1973 гг.), владыка сохранял веру православную непоколебимо и не вступал в экуменическое движение, боясь его, как ереси.

Владыка неускоснительно следил за соблюдением Богослужебного Устава, внимательно присматривался к каждому кандидату в клир. Ставленников подготавливал служить Богу в страхе Божием. Так, будучи Омским архиереем, он многих призвал к Церковному служению.

Был случай, когда его иподиакон, верующий человек, был представлен к рукоположению во диаконы и направлен к духовнику на исповедь, чтобы на следующий день рукоположить его. Иподиакон был очень исполнительный, но вдруг забыл, к которому часу надо быть у духовника, и пришёл, когда уже началось Богослужение. Поэтому духовник не смог принять исповедь, и, конечно, на другой день не состоялась хиротесия во диаконы.

Владыка Максим придал этому большое значение. Вызвал иподиакона с супругой на собеседование. Разговор был непринуждённым. Владыка расспрашивал об их жизни и узнал, что всё у них благополучно. Прощаясь, спросил всё-таки супругу – может, она имеет какую-то обиду на супруга? Она поведала, что бывает так, что иподиакон вспоминает первую жену, и ей бывает больно. Тогда владыка спросил иподиакона: «А что это?». Иподиакон рассказал о своей первой супруге, и что он не знал, что это грех.

Так Господь очищает свою Церковь и даёт архиереям познание.

Вспоминает и ставленник из Тулы (где владыка был с 1986 по 1989 год), ныне протоиерей Сергий Конобас. По благословению ныне блаженной монахини Алипии (жившей в Киеве) он поехал в Москву, а на обратном пути заехал в Тулу к владыке Максиму, и тот предложил ему рукоположение во диаконы. Тогда Сергий ответил, что он должен поехать к матушке Алипии в Киев. Владыка согласился и дал ему 100 рублей для неё. Сергий поехал к матушке и первым делом зашёл в келию и передал от владыки Максима благословение и деньги. Матушка на благословение земно поклонилась, а деньги возвратила и сказала: «Забери эти деньги», а когда он уезжал, сказала: «Возьми эти деньги своим детям», – и поинтересовалась – «Когда владыка будет рукополагать тебя?»

Когда Сергий возвратился в Тулу, владыка Максим спрашивает: «Как съездил, был ли у матушки? Что, деньги мои она не взяла?»  «Владыка, а как Вы знаете?» «Не переживай, святые люди мои деньги никогда не берут». Сергий вспоминает, что положил эти деньги на кушетку перед владыкой, но тот сказал: «Возьми эти деньги детямЛ. И как бы в ответ на матушкин вопрос сказал: «Скоро тебя рукоположу».

Сам владыка Максим, как вспоминает отец Сергий Конобас, был великой духовной жизни. Он глубоко переживал слова Апостола Павла: «Епископ должен быть непорочен… трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3, 2-3). Очень серьёзно относился к поставлению, сам беседовал с поставляемыми, с их жёнами, следил, чтобы к служению допускались люди, достойные священнослужения.

Пред рукоположением владыка Максим спрашивал Сергия и матушку об их семейных делах. При этом говорил, что, приступая к служению Церковному, надо быть смиренному и готовому принести себя в жертву Богу. А поэтому, подражая Господу Богу, постившемуся 40 дней, ставленнику надо 40 дней служить Божественную Литургию, размышлять о Боге, дабы Господь не оставил своею благодатью. Сразу же после рукоположения начались 40 дней служения, а через неделю матушка Алипия умерла («Стяжавшая любовь», изд. 2005 г., Киев, по благословению митрополита Владимира).

Жена с сыном Сергия Конобаса должны были поехать в Киев. Перед отъездом в Киев на отпевание матушки Алипии пришли за благословением к владыке Максиму и намеревались спросить и о Сергии, но владыка, приостановив, сказал: «Диакон должен служить Господу Богу, за матушку Алипию помолятся Ангелы Божии и все вы».

Когда в 1989 году владыка прибыл в Могилевскую епархию, то служил первую Литургию в маленьком храме Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Ему сослужили два священника и диакон. Владыка приходил с Литургии и не мог рук поднять. Так было и во вторую Литургию. Тогда он поехал к митрополиту Минскому Филарету и попросил личные дела священнослужителей, которые находились в Могилеве. Посмотрел и узнал, что диакон был запрещен к священнослужению и запрещение не снято. Тогда он призвал диакона, показал всё это и сказал: «Я допустить Вас к служению не могу». И тот, оставив своё заявление, уехал в Минск…

Второй случай был в Могилеве, когда благочинный церквей Бобруйского округа долго служивший протоиерей Пётр Прялкин, крепкого сложения и здоровья, представил своего зятя отца Вячеслава к рукоположению, предварительно приготовив все документы на своего ставленника и исповедь епархиального духовника. Сам Пётр прибыл в Могилев 8 апреля 1990 года в день Входа Господня в Иерусалим. Литургия совершалась в Трехсвятительском Кафедральном соборе при участии духовенства Собора. И вдруг на Малом Входе произошло замешательство – Пётр дал Евангелие в руки диакону, и тот вышел уже на Вход с духовенством, как вдруг Пётр упал перед жертвенником и не мог подняться.

В алтаре была монахиня Евгения, ныне игумения Свято-Никольского монастыря. Она, как ни силилась, не могла поднять его, выбежала из алтаря и позвала медицинских работников-мужчин – помочь больному, а других попросила вызвать скорую помощь.

Владыка Максим в это время стоял на кафедре и, когда вошёл в алтарь, узнал о происшедшем. Тогда он поставил отца Вячеслава перед Престолом и сам, как духовник, начал спрашивать его. Три раза спросил одно и то же: «Первым ли браком женат?». Тот отвечал: «Да». Окончив исповедь, владыка Максим всё-таки его рукоположил.

Врачи приехали и вынесли протоиерея Петра из алтаря. Матушка Евгения сняла с него поручи и облачение, и скорая помощь увезла его в больницу, где он в тот день и скончался.

К вечеру приехали первая жена и дети отца Вячеслава.

Владыка позвал его и сказал, что служить он не имеет права. За обман архиерея и епархиального духовника должен принести покаяние. Вячеслав не приступил служить, подал заявление и ушёл на гражданскую службу.

Так Господь очищает и бережёт свою Церковь, «юже стяжал честною Своею Кровию…».

Чем архиепископ Максим запомнился прежде всего? Своей честностью и стойкостью. Он не боялся выражать свое мнение по важным церковным вопросам, даже если оно не совпадало со взглядами занимавших руководящие должности архиереев. Владыка стал почитать святого Царя-Мученика Николая II задолго до его общецерковного прославления. Он тщательно изучил проблему присвоения гражданам идентификационных номеров (ИНН) и еще с конца 1998 года предупреждал паству, что ИНН – это атрибут процесса глобализации, конечная цель которого – воцарение антихриста. Паспорт гражданина Российской Федерации образца 1997 года с неприемлемой для христианина символикой и графой «личный код» архиепископ Максим не одобрял и сам не получал.

Владыка предупреждал об угрозе экуменического объединения с еретиками, резко критиковал утверждения о мнимой необходимости сближения православных с папистами, протестантами и монофизитами. Он сам не водил дружбу с представителями иных конфессий и вер и тому же учил свою паству, наставляя ее в истине Православия. Высказывался Высокопреосвященный Максим и против известного Баламандского соглашения: «На мой взгляд, и не только на мой, но и на взгляд всей моей паствы, для соединения Церквей нужна не уния, а полное отрицание, отказ католической церкви от заблуждений, накопившихся за девять веков. Баламандское соглашение – это своего рода волк в овечьей шкуре, стремящийся пролезть в овчарню. Католики это уже и без Баламандской унии делают на канонической территории Московского Патриархата, двигая костел на восток. Мы надеемся, что на следующем Архиерейском соборе эту проблему внесут в повестку дня, и собор примет по данному вопросу соответствующее решение» (Из письма архиепископа Максима, опубликованного в газете «Русь Православная» в 1997 г.).

Кроме могилевчан, Свято-Никольский женский монастырь посещают паломники из ближнего и дальнего зарубежья, они подходят к могилке усопшего владыки Максима со своими просьбами, просят помощи и по вере их получают просимое, а главное, владыка, как твёрдый исповедник православной веры, всех призывает: «Русь, храни веру православную, в ней бо тебе утверждение!». И эти слова паломники уносят в своих сердцах.


По книге Н. Селищева
«Архиепископ Максим (Кроха), Могилевский и Мстиславский.
Жизнеописание» (М., 2008) и материалам газеты
«Русский вестник»



Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100