Марко был усердным учеником, и во время Второй мировой войны завершил с отличием школу в родном Леличе. Он часто вспоминал свою любимую учительницу Стоянку. Дорожил он и устным преданием о Святом Владыке Николае, слышанном от родителей, родственников, а также односельчан, которое побудило его подражать подвигам Епископа Жичкого и Охридского, позднее он написал жизнеописание Св. Николая под названием «Новый Златоуст». Но на его жизненное определение все-таки больше повлиял святой старец Иустин (Попович), духовник Святоархангельской обители в Челиях.
Низшую гимназию Марко успешно завершил в Валеве, а затем по желанию родителей и благословению Челийского Старца он поступил в Православную Семинарию Святого Саввы в Белграде. Зная, что только узкий и тернистый путь ведет в Царство Небесное, он определяется на этот подвиг. Послушание и богобоязненность, острота ума и смирение, истинное почтение ко всем людям украшали леличанского семинариста, который, храня девственность и целомудрие, возрастал духовно, удостоившись дара рассуждения, отмеренности в словах и трезвомыслии.
Посоленный «огнем духовным», монах Артемий полностью обратился ко Господу, ведя жестокую борьбу с помыслами, направляя все свои силы на исполнение Закона Божьего, терпя страдания на своем пути, избегая падений, старался уподобиться Лику Господнему, чтобы соответствовать чину, к которому был призван. Оберегая непрестанно истинный дух любви и упование на высшую благодатную помощь, он восходил ко Господу, последовательно и неотступно. Наставляемый Святыми Отцами и своим Святым Старцем, он отбрасывал всякий помысел о надежде на собственные силы, всего себя предал в руки Господа на преображение и возведение от скверной природы. Этому он учил и своих духовных чад. Со всей скромностью и благоразумием он воздерживался от неблагоприятного общения, празднословия и легких безсмысленных забав, от чтения соблазнительной литературы и всяких мечтаний, возрастая в красноречивого и рассудительного толкователя Евангелия Господнего и Пути Господнего.
Трезвенность и смирение, богобоязненность и любовь ко всему Божественному, людям и Божьим творениям, сопровождали отца Артемия на его нелегком пути к Богочеловеку Христу. Но, во имя Господне, все эти добродетели смиренный монах скрывал от людских взоров. Днем он обучал семинаристов и выполнял другие послушания, а ночи проводил в молитве. Так все выше он возрастал духом, постом и бдением, побеждая суету, плоть и страх. Духовно возвышенный и в то же время простодушный и смиренномудрый ( словно «евангельское дитя») отец Артемий устремлялся к более глубоким познаниям, тяжелому труду и подвигу. Руководимый благословением аввы Иустина, в 1968 году он едет в Париж, чтобы завершить аспирантуру, а затем отправляется в Афины, где проводит восемь лет в трудах над докторской диссертацией по теме « Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». По возвращении из Эллады в 1977 году был назначен профессором семинарии Св. Кирилла и Мефодия в Призрене. И здесь была им проявлена святоотеческая любовь и большое внимание к своим ученикам, а также его молитвенный труд и самопожертвование ради исправления и спасения духовных чад.
Кроме строительного обновления монастырю требовалось и обновление духовное. Проводя многие дни и ночи в уединении и безмолвии, отец Артемий возрастал духом, укрепляясь богомыслием, святоотеческим опытом из разных аскетических и богословских трудов; бдением и поклонами. В тишине и уединении он стяжал дар молитвы и слез; его тайные подвиги в пустыне Черной реки были ведомы только Богу. Разумеется, в суровых условиях пустыни было и много искушений, нарушающих безмолвие, и демонских нападений. Но благодать Божия не оставляла чернорецкого пустынника и подвижника. Все тяготы монах Артемий переносил смиренно и с благодарением Господу. Строгое монашеское правило никогда он не оставлял и не укорачивал. Изо дня в день умножались благодатные дары как награда за строгий подвиг.
Артемиева благость, молитвенность и образованность стали известны не только среди верующих людей в Косове и Метохии, но и в удаленных областях Сербии. Народ стал посещать черноречскую пустыню в надежде на духовное укрепление, и отец Артемий тихо поучал, укреплял и помогал всем страждущим и невольным: унылых ободрял, маловерных укреплял, за многогрешных слезы проливал, о больных долго Богу молился. Своим безгневием и кротостью многих привел к смирению, очистил от злобы и безпокойства, утвердил в вере. Ежедневные послушания и посещения мешали выполнению монашеского правила и молиться приходилось только ночью. На коленях молил он Господа Христа с воздыханиями помочь падшему греховному миру очиститься.
Полностью преданный Промыслу Божию, напоенный благодатью, отец Артемий простотою своей жизни привлекал молодых людей и одаренных послушников – иноков, которые обретали великую духовную помощь от своего старца, ревностно выполняя все послушания и придерживаясь строгого черноречского артемиева типика: молитвы, поста, бдения; послушания, исповедания помыслов, ученичества…
Игумен Артемий устроил школу в Черной Реке для своих учеников, программа которой основана была на святоотеческих началах. Здесь обучали вере (укрепляли и углубляли); молитве (правильной и ежедневной; непрестанной Иисусовой молитве – внутренней или сердечной); послушанию, исповеданию и любви. Здесь читались душеполезные книги, толковались труды святых Отцов, давались навыки борьбы с помыслами, грехом и искушениями; навык сердечного очищения; воспитание истинных спасоносных склонностей души и обрезание вредных; непрестанное стремление в любви ко Господу – всей душой и всеми силами, стяжание смирения и развитие духовных даров – пения, иконописи, писания, рукоделия – вот круг забот и любовь отца Артемия к черноречским монахам.
Под старческим руководством многие послушники и монахи укрепили и обновили свои страждущие души, трудами обрели мир Христов. Каждое поучение и проповедь выводили на верный путь, отгоняли печаль и вызывали радость. Черноречская духовная борьба стала соборной и в ней духовный старец призывал следовать за Святыми Отцами. Так черноречские монахи стали «светильниками миру». Подобно святогорским монахам, выходя в мир, вызывали уважение и почтение светских людей. Так, в Приштине и в других городах, будучи по делам службы и принимая участие в разных событиях, всегда имели на устах мудрое отмеренное слово и увещание. По благословению старца самые опытные черноречские монахи сами становились духовниками среди молодежи. Так в 90-е годы Приштина стала очагом старчества, подобно русскому старчеству в 19 веке.
Большинство учеников Артемия уподоблялись своему духовному отцу, так исполнялись слова Евангелия, что доброе дерево приносит добрый плод. Добрые дела его учеников виделись «на горе» и все тайные подвиги учителя становились явными. А наука о покаянии и спасении души распространялась среди простых людей, невзирая ни на какие тяжелые обстоятельства, приводя к укреплению веры.
Неопытному человеку может показаться, что отец Артемий много строг при общении и не многословен, но это происходит от глубокой внутренней собранности и трезвомыслия, достоинства и молитвенности. Во время беседы он в каждое слово помещает весь свой ум, и поэтому каждое его поучение несет в себе большую силу. По его твердому убеждению «нет других дверей, кроме тех, на которые указал нам Христос». Ведь он сам, по слову Евангелия, идет узким путем и тесными вратами, ведущим в жизнь вечную (см. Мт. 7; 13-14). Вслед за древними отцами Церкви никогда ничего не попускал себе и не уклонялся от тернистого пути безкровного мученичества.
Далеко уже стали известны подвиги отца Артемия, которые по вере в Слово Божие, служат для обретения духовного опыта, являются примером, и путеводителем. Такая жизнь не могла остаться не замеченной, как бы ни скрывал ее черноречский подвижник. Живя по Христу, отец Артемий стяжал духовную полноту и твердость, преодолевая всевозможные искушения и тяготы, которые возникают в пустыне и нищете. Чернорецкий молитвенник своим примером показал, что чем человек выше духовно, тем он смиреннее и незаметнее ( он, доктор богословия и выдающийся профессор, оставляет все и удаляется в самую «черную» пустыню). Полюбив святые заповеди Божии, во всем руководствуясь Господом, непоколебимо ведя борьбу с грехами и непрестанно устремляясь к высотам обожения, познавая силу любви Божией и наполняясь ею, черноречский старец все больше обогащался совершенствами, не упуская возможности для самоукорения, самоуничижения и самоосуждения, добровольно подвергался телесным трудам, безсоннице и долгим метаниям со слезами очищения ; он претерпел много ради того, чтобы находиться в постоянном богообщении, чтобы полностью своей любовью ответить на неизмеримую любовь Божию, чтобы остаться на том пути, на который призвал его Господь. И очистившись, освободившись от житейской суеты, он терпеливо переносил всякое оскорбление и клевету, советы «доброжелателей», и обвинения упрямстве за то, что не желал оставлять Пути Истины, и не желал «избавляться от Косова».
И по сей день он непоколебим в святоотеческой позиции, и путь спасения остается главной темой богословия Артемия. Не случайно главным тезисом его докторской диссертации была «тайна спасения». Сущностью этой тайны является любовь, как царица добродетелей. В изложении диссертации эта «тайна-любовь» описана с вдохновением божественного гимна. На фундаменте богатого святотеческого опыта смиренный ученик Христов изложил учение, в котором достигается таинственное единство с Богом. Путем самоотрицания и исполнения заповедей Господних, прежде всего; путем узким и тяжелым, крестным путем, путем достижения известной духовной вершины возможно обретение духовных даров и благодати; реальности истинной жизни в Духе, созерцания и боговидения. Поэтому каждое его слово и поучение вдохновлены Духом Святым, поэтому каждая его книга является неисчерпаемым источником духовным; а каждая его беседа указывает путь в Царство Божие.
Учение владыки породило в Черноречской монашеской школе многих примерных последователей. Из этого братства, которое успешно справлялось со всеми тяготами строгой монастырской жизни и искушениями со всех сторон, вооруженные знаниями и совершенствами, многие монахи по благословению поселялись в других обителях, обновляли и поднимали их. Собор духовных чад владыки Артемия сегодня самый многочисленный в сербских землях, среди них большинство монашествующих.
В 1991 году на майском Св. Арх. Соборе СПЦ, отец Артемий был избран епископом рашко-призренской епархии. Хиротония была совершена в Печкой Патриархии 23 июня того же года.
Как истинный носитель сути «православного востока», Владыка непоколебимо стоял на службе Истине, о которой говорил всюду открыто, невзирая на упреки и угрозы, которые он принимал с сокрушенным духом отеческого смирения. На переломных моментах нашей истории он показал себя как личность неустрашимого духа и незамутненного ума, не щадя своих духовных сил, подражая своим духовным учителям и отцам – святому Владыке Николаю и преподобному Авве Иустину Поповичу. Во имя Христа и ради Сербства, ради сохранения самой святой сербской земли Косова и Метохии пошел он в мир, туда, где вершится передел нивы Божией, от Бога сербскому народу данной; чтобы напомнить о правде Божией и о Законах Божиих, чтобы пробудить совесть сильных мира сего. На том «святосавском» и «святониколаевском» дипломатическом пути Владыку непрестанно либо прославляли, либо ругали, как это бывало в пустыне во время молитвы, подвергаемой нападениям от злых духов. Но неутомимого путника поддерживало упование на Бога Живого и Правду Божию, а также укрепляло страдание народа на Косове и в Метохии, который с надеждой слушал каждое слово своего архиерея.
Труд, посвященный Св. Максиму Исповеднику , изложенный в книге «Со Христом по жизни» выражает сущность его богословских и философских воззрений, которые способны дать разрешение весьма серьезных проблем нашей современной действительности и в то же время, являются наставлениями и поучениями. В этой книге рассматривается проблема «безусловности или условности воплощения Бога Логоса», относительно «человеческого падения» и «Божьего воплощения», а это раскрывает перед нами тайну обожения человека. По Св. Максиму Исповеднику эта тайна лежит в основе и опирается на сверхъестественное «вочеловечение и воплощение Бога», наш богослов открывает перед нами ключевое знание православной теологии – «безусловное воплощение Бога Логоса» - той «великой сокровенной тайны, решение о которой было вынесено прежде всех век на великом Божественном Совете», в чем и заключается «блаженная цель», то есть ради чего все стало быть. По сути, это и есть Божественная цель, возникшая «до сотворения бытия». Открыл нам эту предвечную тайну сам Логос Божий по воплощении «ради тайны Христовой, ведь все века и все, что происходило в течение веков, обрели во Христе начало и крайнюю цель». Толкуя мысль Св. Максима, владыка Артемий приводит все его изречения, подтверждающие «безусловность воплощения Бога Логоса. Здесь Владыка подчеркивает ключевую богословскую мысль, что «обожение человека невозможно без вочеловечения Бога Логоса, а это подразумевает соединение через «любовь тварной и нетварной природы». Из этого заключаем, что «обожение человека является другой стороной одной тайны – воплощения Логоса».
Второй, не менее важный вопрос, затрагиваемый Владыкой Артемием, есть тайна и смысл страданий в православной теологии. Это проблема, от решения которой зависит смысл самой жизни, - «проблема страдания и смерти». И здесь епископ Артемий излагает ясные рассуждения, основанные на святоотеческом опыте.
Следующим направлением в его исследовании Православного Предания становится Царство Небесное, которое является ключевым понятием Божественного Откровения, с целью спасения мира во Христе и радостное благовестие Господа в словах: «Ибо приблизилось Царство Божие». Владыка Артемий рассуждает о Царстве Божием как о существующей действительности и как о будущей жизни, говоря, что «вечную и блаженную жизнь унаследуют праведные и достойные», опираясь на слова Господа, ибо «Царство Небесное есть внутри нас» (Лк. 17, 21).
Богословское учение и рассуждение владыки Артемия охватывает все Предание, которое отвечает на вопросы «жизни и смерти», точнее «вечной жизни и вечной смерти» каждого члена Церкви Божией. Это понимание он находит в безконечной глубине богочеловеческого организма Церкви и черпает свое познание из «апостольского наследия», которое неотделимо от Священного Писания, то есть это двуединая целостность. Раскрывает эту тайну Владыка на личности современного православного теолога преподобного Иустина Челийского, своего духовного отца и учителя, так как убежден, что только непоколебимое учение Отца Иустина может вернуть всех нас «с опасных и пагубных околиц, в которых мы сознательно или по неведению заблудились». Так само Святое Предание как неотделимое понимание Священного Писания в рассуждении владыки Артемия освещается через богословие Отца Иустина о самом предмете.
Здесь Владыка особо отмечает «святомаксимовское безпощадное» отношение Отца Иустина к современному экуменизму и всякой ереси, и сам лично вступает в поединок с тем везде присутствующим современным заблуждением; для этого потребовалось много отваги, богословского благородства, искренности, образованности, твердости и нелицемерности; он стал указателем на перекрестке верности Христу и безоглядного предательства Господа Христа и «всецелой Церкви Христовой».
В следующей своей книге «Узкий путь и тесные врата» владыка Артемий посвятил свое богословское внимание тоже весьма важному вопросу Церкви и православной духовности – тайне монашества, «самому зрелому и лучшему плоду христианского совершенства».
В этих беседах владыка Артемий излагает суть своего учения со святоотеческой точки зрения, а именно, что путь, ведущий в Царство Небесное и Жизнь Вечную,есть путь Христовых заповедей, из которых любовь самая важная. Восхваление любви пронизывает все труды и проповеди Владыки. В этом он проповедует таинственное истинное единение с Богом – уже здесь на земле; это узкий, тяжелый, крестный путь. Будучи сам опытным монахом, проповедник верует в истинное монашеское христианство. Ведь в простоте своего сердца монах может найти Господа, стяжать духовные дары и очистить душу, усердно вознося благодарственные молитвы Богу за все.
Владыку можно назвать поэтом богословия наравне со Святым Симеоном Новым Богословом и Аввой Иустином. Сущность проповеднической поэзии Владыки лежит в построении Лика Господнего в мыслях, словах и сердцах монашествующих, и тихое непрестанное возрастание в духе православного христианского учения и взаимоотношения.
Беседы владыки Артемия отличаются убедительностью, они далеки от земных мудрований, но полны непогрешимой истины. Это укрепляющее , призывающее и вдохновенное слово падает на душу будто нектар, услаждая и исцеляя ее. Это глубокое отмеренное, рожденное Духом Святым, слово. В том смысле беседы владыки Артемия представляют собой духовное руководство не только монашествующих, но и всех тех, которые желают духовного совершенствования на избранном пути. Они дышат теплом и сердечность выражения. Их внутренняя организация и сила наставления равна святоотеческим текстам.
Несомненно, владыка Артемий является неумолкаемым выразителем соборного, молитвенного, покаянного учения и истинным исповедником Православия, Святосаввства и Славы Косова, вопреки «смутным временам», всяким искушениям веры, вопреки угрозам, он тихо и непоколебимо, но очень смело несет людям Евангелие Господне; становясь в единый ряд с самыми одаренными и вдохновенными проповедниками Слова Божия.
Слободан Костич
Перевод с сербского Екатерины Антоновой
...<-назад в раздел