Среда, 1 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
19.11.2010
УНИАТСТВО И РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРАВОСЛАВНУЮ СЕРБИЮ
 1. Предварительные понятия
     
Уния (unia, от латинского, unio, единство) – движение, имеющее своей целью подчинить православных римскому папе. Соответственно, униатами называются православные христиане, которые подпали под власть папы.

yniat.jpg
Современные униаты

«Энциклопедия живых религий» под понятием униатские церкви подразумевает Восточные (православные) церкви, которые проповедуют учение римо-католической церкви, включая и филиокве, а также принимают примат папы и пребывают в единстве с Римом. Официальное римо-католическое название униатов - «греко-католики» или «католики восточного обряда» (I) .

Согласно некоторым римо-католическим источникам, уния как понятие появилась в 1198 году, во время Крестовых походов, когда дело дошло до соединения армян-монофизитов с римо-католической церковью. После того осуществлялись различные, большие и малые попытки подчинить православных, с изменчивыми результатами...

Что касается православных славян, то и они не избежали «внимания» римо-католиков. Так, хроники отмечают крупную Брестскую унию 1596 года, а также две волны подчинения унии словаков и русин: Ужгородскую унию 1646 года и Венгерские унии 1912 и 1923 годов. Обратных попыток – когда некая их Поместных церквей пыталась подчинить римо-католиков под свою юрисдикцию, – не было. (Возврат из унии галицийских епархий в 1946 г. – разговор особый).

Lublin_Union_1569.jpg
Люблинская уния

Итак, уния является общественным феноменом, связанным исключительно с тем методом решения религиозных и политических вопросов, который характерен для Ватикана.
     
Сербы также были подвержены униачению: как до утраты своих средневековых государств (Сербии и Боснии), так и в период турецкого ига. Между тем, история униачения сербов исследована недостаточно. Если успехи в деле отпора унии освещены сербскими православными мыслителями, то совсем иначе обстоит с фактами наших поражений… (II)
     
Этому способствует недостаток письменных доказательств, что открывает возможность для построения различных безосновательных гипотез и предположений. Во всяком случае две крупные унии, оставившие след в сербском сознании, – это Марчанская уния (1611) и Уния в Жумберке (1777) (III). Обе эти унии запомнились неприкрытой жестокостью по униачению сербов этих краев.
     
Иные же факты введения унии – как группового перехода в католичество, так и одиночного – с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество, не так уж и ничтожно.
     
Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию – и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к Православию и к сербам.

К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы… (IV)
     
Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белоруссии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в Православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов).
     
Всего же в мире до 13 миллионов униатов(1). Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество.

Уния явила свету  униатские "церкви". Римо-католики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви (2).
     
2. О новой римо-католической программе униачения православных
     
Но все эти унии и их институализация в отдельные церкви осуществлена еще до XIX века. В том смысле вышеупомянутые унии можно определить как «старые». Новую стратегию достижения унии со стороны Ватикана поставил папа Лев XIII (3), который в энциклике Grande munus от 1880 года преподнес доселе проводившиеся эксперименты на этом поприще в качестве служебной политики, проверенной практикой. С целью повышения эффективности дела «соединения» восточных православных с Римом на рассматриваемом этапе, была произведена реорганизация «Церкви Хорватов» и «Украинской Греко-Католической Церкви», именно которым теперь отводилась главная роль (V).
     
Согласно этому плану папы Льва XIII и его сотрудников, особую кадровую роль обретают униаты украинцы (рутены) и римо-католические хорваты (4) «как единый природный мост к Балканам и к России» (VI). Наряду с этим осуществлен ряд других мер: в Риме основан Иллирийский Колледж св. Иеронима, Комиссия Ориентального института св. Кирилла и Мефодия и т.д.
     
План направлен на отделение православных славян от России, которая – с точки зрения Ватикана – желает их втянуть в свою орбиту и удалить от Запада (5) . На Балканах папа совершил ряд организационных мер по усовершенствованию подчинения православных сербов. Все началось с собственно церковной реорганизации. Папа еще в 1852 году отделил от Венгерской церкви Загребскую архиепископию с той целью, что:
     - Загреб станет политическим центром Южных Славян,
     - сам Загреб в политическом смысле из центра архиепископии превратится в хорватский политический и культурный центр,
     - новый религиозный, политический и культурный центр (Загреб) должен быть очищен от сербов (6) и стать чисто римо-католическим, Хорватским центром (VII).
     
Дело было поручено Штросмайер. Из Загреба, который был неказистым городком, необходимо было сделать место, соответствующее развитому городу: Университет, библиотеку, Академию Наук, театр и.д.
     
Штросмайер с задачей справился.
Кроме того, для сербов была приготовлена новая западня в Боснии и Герцеговине. В соответствии с новой униатской политикой на Балканах (оккупированных после 1878 года Австро-Венгрией), папа желал создать новую церковную организацию в этом краю. Для того, чтобы план функционировал, необходимо было новую архиепископию подчинить Загребу, т.е. хорватам. В этом ключе Штросмайер и действовал. Он полагал, что «новая церковная организация должна будет усилить хорватско-славонские церковные окраины, центром единства и силы которых является Загреб, именно которому и должна принадлежать вся Церковь Южных Славян» (VIII).
     
В то время еще не существовало Великой Хорватии, ассимилировавшей славянское население Славонии и Далмации, имевшие в то время свои парламенты, самобытные культуры, и, в конце концов, национальное самосознание отнюдь не хорватское.

«Представляя загребскую архиепископию очагом будущего церковного объединения, Штросмайер заявил, что необходимо усилить влияние загребского архиепископа, который имеет лишь три суфрагана (подчиненные епархии), а посему ему необходимо передать в юрисдикцию новые суфраганские епархии. Среди суфраганских епархий были бы и ново утвержденные боснийско-герцеговинские епархии. Это решение Штросмайер считал полезным как для Церкви в Хорватии и для Церкви в Боснии и Герцеговине, так и в целом для объединительных планов Святой Столицы. Ибо таким образом хорватско-славонская иерархия усилила бы свои позиции на Балканах, и смогла бы эффективно продвигать унию, несмотря на отпор многочисленных православных епископов» (IX).
     
Так и случилось.
     
Загреб превратился в мощный римо-католический религиозно-политический центр, очищенный от сербов. Сербы, принявшие унию, стали, в конечном итоге, римо-католиками и «хорватами» (Славония, Далмация, Воеводина, Босния и Герцеговина). Незначительная часть сербов остались греко-католиками, но под давлением римо-католицизма сербы-униаты утратили национальное самосознание и были превращены в малозначащую культурную общность.
Политика охорвачивания была продолжена и во время Второй мировой, продолжена и после 1995 (7).
     
В Ватикане существует правило: граница юрисдикции краевой церковной организации должна совпадать с государственной границей. Сербы – не тот случай! Белградская архиепископия охватывает границы предкумановской Сербии (т.е. без Воеводины и Косова и Метохии). В связи с этим в 2003 году папа Иоанн Павел II основал для Сербии еще и униатский экзархат (8), следовательно, вновь стали актуальными как вопрос унии, так и вопрос отторжения частей государственной и национальной территории Сербии.
     
И дело не в самом факте основания экзархата, но в чрезвычайной миссионерской активности Ватикана в Черногории, Боснии и Герцеговине (X).
     
В Черногории пропагандируется идеология, согласно которой черногорцы объявляются т.н. «червонными хорватами», которых Св. Савва Неманич насильно сербизировал и перевел в православие. А сейчас – якобы – «настало время вернуться к истокам: вернуться своей исконной вере и нации» (XI).
     
В Боснии и Герцеговине Римская церковь провозглашает этот край своим наследием и, в связи с этим, озабочена ликвидацией Республики Сербской – барьера на пути беспрепятственного миссионерства.

Т.о. можем заключить, что план папы Льва XIII проводится и сейчас: Хорватия непрестанно расширяется, а Сербия тает. Загреб становится политическим центром, а Београд маргинализуется. Загребу приписывают значение культурного центра, Белграду – культурной провинции. Западная, римо-католическая культура в Сербии в фаворе, а собственная в упадке...
     
3. Разграбление православной культуры
     
Что же внесли римо-католики в сербскую культуру?
И что из ее наследия присвоили себе?
     
По этому вопросу существует немало основательных исследований. Вот в чем видит Йован Дучич глубинный смысл факта принятия штокавицы в качестве «хорватского литературного языка»:

«Нужно хорошенько запомнить, что штокавщина сербская дала хорватам не просто красивый и стройный язык, но и позволила собрать всех других штокавцев – а значит сербов – вокруг Загреба, главного штокавского культурного центра…»
Восприняв сербский язык (штокавицу) в качестве литературного языка, хорваты прихватили заодно и сербское литературное наследие, созданное на этом языке.
«Хорваты, - пишет Дучич, - никогда не имели своих народных песен. Сербы народ гуслярский, а хорваты – народ тамбуринский: и пока сербы складывали свой славный эпос, хорваты плясали. Дело в том, что сама римская церковь запрещала хорватам народные песни» (XII).
     
Тема эта не афишируется, ибо в таком случае раскроется та простая вещь, что количество сербов-униатов, переплавленных в «хорватов», превосходит количество «старохорватов» (9).
     
Кстати, нынче хорваты приглядываются к Николе Тесле и Иво Андричу (XIII).
     
4. Плоды униатства
     
Сущность критики унии (XIV) со стороны православных авторов можно свести к двум аспектам. Первый моральный. Для православных сам способ, которым католики добиваются унии, является крайне аморальным, неевангельским, а потому не приемлемым. Быть может, это и является основной причиной того, что православные никогда не организовывали подобные политические акции по приобретению в свои ряды римо-католиков.
     
Другой аспект критики унии занимается политическими последствиями, указывая на то, что смена культурного образца непременно приводит к перемене национального самосознания, и, в конечном итоге, к растворению униатов в другой нации.

Единственное, в чем преуспели униаты – в ненависти и отчуждении по отношению к тому народу и той вере, из которых новоявленные униаты произошли. Под действием новой веры и новой культуры «бывшие русские» и «бывшие сербы» стали носителями русофобии и сербофобии, презирающими православие и считающими Россию и Сербию воплощениями мирового зла (XV).
     
В заключение хотелось бы отметить и то, что порою переход людей в унию происходит по вине некоторых недостойных представителях нашего епископата.

К примеру, «Уния в селе Тржичу», Карловацкой епархии, произошла вследствие того, что владыка Мийокович давал рукоположенным священникам приход только лишь тогда, когда они могли его купить. Так, Никола Гачеша из Тржича, не в силах собрать нужной суммы, нашел выход в униатстве. Куда и перешел, в конце концов, вместе со священником Петром Главашем, сыном священника Теодора (XVI).
     
Все вышесказанное заставляет отнестись с предельной внимательностью и бдительностью, как проявлениям униатской активности, так и к самим себе.

Источник: Српска.ру

Перевод Павла Тихомирова
     
Ссылки:
     
     
     1 Энциклопедия живых религий указывает, что в настоящее време есть десять, а Янежич указывает на тринадцать миллионов поуниаченых православных. Это составляет 0,16% от общего числа римо-католиков. См: Roman Miz, Religijska slika Evrope, MBM-plas, Novi Sad, 2002, str.
     2 Некие униатские церкви воскресают, как например, Белорусская. Вместе с тем, она сейчас не имеет значительного числа верующих
     3 Папа Лев XIII осовременил общественную (политическую) доктрину Римокатолической церкви 1891. Ян Веруш Ковальский, Папы и папство, Москва, 1991, стр, 214 – 217. говорит о папе Льву XIII как весьма способном и образованном папе. Объявил 60 энциклик и осовременил общественную доктрину церкви. См: Зоран Милошевић, Друштвена доктрина Римокатоличке цркве, Институт за политичке студије, Београд, 2001.
     4 Термин «Римокатолические Хорваты» означает, что существуют и неримокатолические хорваты, т.е. православного и исламского вероисповедания. Их сказанное папой не касается. О римо-католической политике смотри и нашу књигу: Ко је Ханс Иван Мерц новоблаженик Римске цркве, Бели анђео, Шабац, 2003
     5 Јован Дучић, Југословенска идеологија, Истина о «Југославизму», у зборнику: Контроверзе Југословенства, приредио Живојин Ђурић, ИПС, Београд, 2002, стр.73. Хорвати следовали этой политике. Их политические, культурные, научные и другие работники рассматривали Славизм Русским православием, а Югославянскую идею – балканской. Потому обе идеи воспринимали неприемлимыми, не соответствующими Хорватской идее, прозападной и римо-католической
     6 Милош Црнянский по праву описывает весь XIX век весьма трагичным для сербов и Сербства. «В недалеком прошлом нашего народа, на протяжении XIX века нигде и ничто не может сравнится с горьким и трагичним делом Сербства. Не нужно быть сербом, достаточно быть честным, чтобы признать это». Милош Црњански, Трагедија Српства, у зборнику: Контроверзе Југословенства, приредио Живојин Ђурић, ИПС, Београд, 2002, стр. 52. Главным виновником Сербской трагедии Црнянский считает Римо-католическую церковь и ее политические партии, но больше всего – Францисканцев.    
     7 Слободан Јарчевић, Католичење српске деце у Загребу, у зборнику: Рим не мирује, стр. 108 – 110. Указывает, что с 1991 до 1995 года в Загребе и Хорватии под давлением державных властей и экстремистов, поддержанных государственными и религиозными организациями, окатоличено до 11 000 сербских детей. Кроме того, 251 000 сербов изгнано из Хорватии
     8 Кафедра греко-католического экзарха расположена в русинском селе Руский Крстур. Официальное сообщение Ватикана говорит, что это сделано в связи с новыми успехами унии в Сербии и Черногории, где 28.000 граждан признали папу. Реакция представителя СПЦ била в вербальном смисле жесткой, а в практическом – никакой. см: Д. Тодоровић, «Мртве душе» Ватикана, Вечерње новости, Београд, 14. 9. 2003, стр. 5. Русинска црква – катедрала, В. Новости, 2. 10. 2003, стр. 6. Живица Туцић, Унијатски егзерхати, Политика, Београд, 13. 9. 2003, стр. стр. В2.; Д. Тодоровић, Ватикан унијати Србију, Вечерње новости, 21. 10. 2003
     9 Согласно Павлу Иосифу Шафарику и его работе Словенски народопис, сороковых годов XIX века хорвата било всего 810.000, сербов 5.240.000. Из которых 1.864.000 римокатолической веры и 550.000 сербов исламской веры. Јован Илић, Величина, географски положај и гранично-контурни изглед авнојске Хрватске, у зборнику: Срби у Хрватској, Географск факултет, Београд, 1993, стр. 29. Исследуя сербские фамилии, этнологи Радомир Д. Ракић и Вера Станисављевић-Ракић выяснили, что «Лексикон фамилий СР Хорватии» от 1976. года «в котором данные о всех фамилиях этой республики согласованы с данными переписи населения шестидесятых годов XIX столетия, но без указания национальности и вероисповедания». Так у многих «хорватов» крадут право узнать о своих сербских корнях. См: По прецима и свецима, Српско огледало, Бео-град, 17. март 2004, стр. 28
     
     I Enciklopedija zivih religija, Drugo, dop. izdanje, Nolit, Beograd 1992, str. 760.
      II см: Лазо М. Костић, Католички Срби, Добрица књига, Нови Сад, 2000, стр. 6 – 8
     III Stanko Janezic, Ekumenski leksikon, MD, Celje 1986, str. 223
    IV см: Зоран Милошевић, Социологија религије између науке и политике, у: Јединство наука данас (интердисциплинарни приступ сазнању), књ. 4, том II, Бања Лука, 2003, стр. 217 – 236.
      V Zoran Grijak, Politicka djelatnost vrhbosansskog badbiskupa Josipa Stadlera, Hrvatski institut za povijest/Vrhbosanska nadbiskupija Sarajevo, Dom i Svijet, Zagreb, 2001, str. 69
      VI Там же, str. 69
      VII Там же, str. 60; 62-63
      VIII Милош Црњански, Трагедија Српства, у зборнику: Контроверзе Југословенства, приредио Живојин Ђурић, ИПС, Београд, 2002, стр. 52.
      IX Там же, стр. 55
      X см: Зоран Милошевић, Чија је Босна?, у зборнику: Искушења православља у Босни и Херцеговини, СПЦО, Брчко, 2002, стр. 91 – 108
      XI см, Александар Стаматовић, Етногенеза дукљанства - црногорске усташе, Вијеће народних скупштина Црне Горе, Подгорица 2004
      XII Јован Дучић, Југословенска идеологија/Истина о «Југославизму», у зборнику: Контроверзе Југословенства, стр. 85 – 86.
      XIII Andriceva proturjecja, Glas koncila, br. 1, Zagreb, 5. sijecnja 2003, str. 26. Лазо М. Костић, Католички Срби, стр. 89. Также обращает внимание на попытку хорватов присвоить Андрича
      XIV см, Теплова В. А. Брестская церковная уния. Предыстория, причины и следствия // Уния в документах, Минск, Лучи Софии 1997, стр. 26 – 60
      XV см: Зоран Милошевић, Нови покушаји Римокатоличке цркве да потчини православне, У зборнику: Рим не мирује, Бели анђео, Шабац, 2003, стр. 133 – 163
      XVI Види: Roman Miz, Krscanski istok, стр. 152
     
     Иллюстрация - Ян Матейко "Люблинская уния".

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100