21.02.2013
Поделиться новостью в соц сетях:ИИСУС ХРИСТОС — СУПЕРЗВЕЗДА?
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» существует около 40 лет. За это время она превратилась в культурное явление всемирного масштаба, стала классикой жанра, собрала восторженные отзывы людей, настолько разных – от представителей богемы, до священнослужителей разных конфессий, что добавлять что-либо к уже существующим восторженным отзывам кажется излишним. «По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: "Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!"» (http://rock-opera.ru/reper/jesus.html). Вот так, ни много, ни мало. Я тоже священнослужитель, только прочитавший либретто оперы, которое находится там же, на сайте театра, привезшего в Липецк эту постановку (http://rock-opera.ru/jcs-libr.html).
Для начала, чтобы сделать какие-то выводы, необходимо понять – что автор хотел сказать своим произведением? Авторов у спектакля два – Тим Райс, сочинивший либретто и Эндрю Ллойд Уэббер, сочинивший музыку. Уэббер нас, в данном случае интересует мало, так как музыка лишь усиливает содержание и придает ему эмоциональную окраску, а суть произведения содержится именно в тексте. Поэтому дадим слово автору текста, Тиму Райсу: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте» (из интервью журналу Time от 9.11.1970 г., с. 47). «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», — говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф». Я думаю, комментарии, как говорится, излишни. Христос без божественной природы, Христос – только человек, не более.
Вот еще мнение вполне себе светского человека, лидера рок-группы «Парк Горького», очень известной в свое время, да и сейчас имеющей немало поклонников, Алексея Белова: «Теперь я знаю, что либретто этой рок-оперы было написано с позиций, которые верующему человеку принять невозможно. Его автор Тим Райс в своих интервью прямо говорил, что Христа не считает Богом, а Евангелие для него лишь легенда. И конечно, это его отношение насквозь пропитывает всю оперу. Я много раз слышал отдельные партии из нее, уже когда жил в Америке и прекрасно знал английский. Когда вспоминаю сейчас их содержание, понимаю, что все это, конечно, глупость. Взгляд на Евангелие со стороны мира, не знающего Бога» (http://www.foma.ru/article/index.php?news=6183).
Из сцены в Гефсиманском саду становится видно, что главный персонаж оперы (назвать его Иисусом Христом рука не поднимается) не вполне понимает, зачем ему идти на распятие, и называет Чашу, о которой молился евангельский Христос «чашей яда». Желающие могут сами прочитать это место в либретто. Апостолы представлены трусливыми карьеристами, которые говорят, что как бы там ни обернулось дело, будет о чем написать в мемуарах. Там же, в либретто. И, наконец, самое главное: в этой опере Христос не воскрес. Она заканчивается распятием. И все.
А теперь слово апостолу Павлу: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор., 15; 14-19).
Таким образом, нам предлагается вполне себе сектантский взгляд на Христа, Христа, который не спасает никого, который и сам не знает до конца, что он делает и зачем. К какой вере может привести это произведение? Точно не к православной. Мало того, цель современной массовой культуры, вернее, одна из целей – забыть евангельского Христа, Который слишком определенен, слишком категоричен и однозначен, который «…учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7, 24-29). Следствия этого забвения евангельского Христа слишком очевидны: достаточно вспомнить последние законы, принятые во Франции, торжественный марш ювенальной юстиции по всему миру. Как воспитывают детей, к примеру, в Норвегии – в духе «толерантности и открытости всему новому» – предлагаю читателям познакомиться самостоятельно. Как писал апостол: «Срам и глаголати». К чему я это вспомнил? А к тому, что все это перечисленное и обсуждаемая сейчас опера – плоды одного дерева. Корень которого – Реформация, ствол – протестантизм, ветви – секты, а плоды – вот они.
Sapienti sat*.
* Умный поймет, умному достаточно (лат.).
Для начала, чтобы сделать какие-то выводы, необходимо понять – что автор хотел сказать своим произведением? Авторов у спектакля два – Тим Райс, сочинивший либретто и Эндрю Ллойд Уэббер, сочинивший музыку. Уэббер нас, в данном случае интересует мало, так как музыка лишь усиливает содержание и придает ему эмоциональную окраску, а суть произведения содержится именно в тексте. Поэтому дадим слово автору текста, Тиму Райсу: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте» (из интервью журналу Time от 9.11.1970 г., с. 47). «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», — говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф». Я думаю, комментарии, как говорится, излишни. Христос без божественной природы, Христос – только человек, не более.
Вот еще мнение вполне себе светского человека, лидера рок-группы «Парк Горького», очень известной в свое время, да и сейчас имеющей немало поклонников, Алексея Белова: «Теперь я знаю, что либретто этой рок-оперы было написано с позиций, которые верующему человеку принять невозможно. Его автор Тим Райс в своих интервью прямо говорил, что Христа не считает Богом, а Евангелие для него лишь легенда. И конечно, это его отношение насквозь пропитывает всю оперу. Я много раз слышал отдельные партии из нее, уже когда жил в Америке и прекрасно знал английский. Когда вспоминаю сейчас их содержание, понимаю, что все это, конечно, глупость. Взгляд на Евангелие со стороны мира, не знающего Бога» (http://www.foma.ru/article/index.php?news=6183).
Из сцены в Гефсиманском саду становится видно, что главный персонаж оперы (назвать его Иисусом Христом рука не поднимается) не вполне понимает, зачем ему идти на распятие, и называет Чашу, о которой молился евангельский Христос «чашей яда». Желающие могут сами прочитать это место в либретто. Апостолы представлены трусливыми карьеристами, которые говорят, что как бы там ни обернулось дело, будет о чем написать в мемуарах. Там же, в либретто. И, наконец, самое главное: в этой опере Христос не воскрес. Она заканчивается распятием. И все.
А теперь слово апостолу Павлу: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор., 15; 14-19).
Таким образом, нам предлагается вполне себе сектантский взгляд на Христа, Христа, который не спасает никого, который и сам не знает до конца, что он делает и зачем. К какой вере может привести это произведение? Точно не к православной. Мало того, цель современной массовой культуры, вернее, одна из целей – забыть евангельского Христа, Который слишком определенен, слишком категоричен и однозначен, который «…учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7, 24-29). Следствия этого забвения евангельского Христа слишком очевидны: достаточно вспомнить последние законы, принятые во Франции, торжественный марш ювенальной юстиции по всему миру. Как воспитывают детей, к примеру, в Норвегии – в духе «толерантности и открытости всему новому» – предлагаю читателям познакомиться самостоятельно. Как писал апостол: «Срам и глаголати». К чему я это вспомнил? А к тому, что все это перечисленное и обсуждаемая сейчас опера – плоды одного дерева. Корень которого – Реформация, ствол – протестантизм, ветви – секты, а плоды – вот они.
Sapienti sat*.
* Умный поймет, умному достаточно (лат.).
Протоиерей Виталий Диесперов,
председатель отдела религиозного образования и катехизации
Липецкой и Елецкой епархии
Источник: http://www.le-eparchy.ru/node/2049
председатель отдела религиозного образования и катехизации
Липецкой и Елецкой епархии
Источник: http://www.le-eparchy.ru/node/2049
...<-назад в раздел