Понедельник, 18 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Свт.Феофан о евроинтеграции
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется…
Свт. Феофан Затворник

Прп.Паисий об экуменизме
Экуменизм, общий рынок, одно большое государство, одна религия, сшитая по их мерке. Таковы планы у этих диаволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев». У него будет пять «я».

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
20.09.2011
«ЭТО НАШИ ТРАДИЦИИ, С КОТОРЫМИ МЫ ПОБЕЖДАЛИ И БУДЕМ ПОБЕЖДАТЬ ВРАГОВ ОТЕЧЕСТВА»

Старинный русский городок Козельск на юго-западе Калужской области отмечен званием города воинской славы. Знаменит он, в первую очередь, своим героическим противостоянием полчищам хана Батыя в XIII веке. Летописи повествуют, что, подойдя к городу, войска татаро-монголов потребовали его сдачи. Жители Козельска, зная, что враги не щадят пленных, предпочли умереть в бою. На совете было решено: «Наш Князь – младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец безсмертия», «главы своя положити за Христианскую веру». Батый был взбешен неслыханным сопротивлением козельчан, он сжег Козельск дотла, истребив всех жителей, включая грудных младенцев, «отрочат, сосущих млеко». Город отнял у монголов семь недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву. Остальные русские города, даже крупные – Рязань, Владимир, Галич – сопротивлялись не более шести дней; из пяти месяцев зимней кампании 1237–38 годов против Руси Батый потратил два месяца на взятие маленького Козельска, потому и повелел называть его «Злым градом».
Друзья-музыканты в Москве познакомили меня с жительницей Козельска – православной певицей Валентиной Рябковой, и вот по приглашению Вали я побывала у нее в гостях и взяла интервью для газеты. Покидая «Злой град», я словно летела на крыльях: как же здорово, как отрадно, что здесь живет такая чистая, целомудренная, талантливая, искренне верующая и любящая Родину молодежь! С такими женами и матерями, которые будут воспитывать новых защитников Отечества в добрых традициях предков, никаким врагам Россию не одолеть!

6-1.jpg– Валентина, расскажи, пожалуйста, о себе. Когда и как ты начала петь?

– Родилась я в Нижегородской области, в городке Перевоз. Неподалеку от нас находится село Дивеево, известный монастырь – на машине около двух часов езды, места благодатные. Петь начала с первого класса, солировала на уроках музыки. Тогда школьникам предлагали посещать разные кружки, и к нам однажды пришла супружеская пара, которая занималась народным пением. Я стала ходить к ним на уроки. Помню, у меня была сольная песня «Колокольчик». С ней я ездила выступать по разным муниципальным заведениям, к бабушкам, в детские дома, участвовала в конкурсах…

– А как ты стала верующей?

– Мне было лет семь, когда мама пришла к вере и начала ходить с нами на службы в соседние села – в Перевозе церковь была разрушена. Позже, я тогда уже училась в седьмом классе, храм в нашем городе открыли, стали восстанавливать. В семье, кроме меня, еще четыре брата. И вот старший помогал в алтаре, а меня батюшка позвал петь на клиросе. Подружки смеялись, что я по выходным хожу в храм: они-то спят дома до двенадцати, а мне надо рано вставать на службу. Потом, когда мы стали взрослеть, они по субботам и воскресеньям уже ходили на дискотеки, а у меня опять – Всенощная и Литургия. Конечно, в какие-то моменты меня это задевало, хотелось тоже погулять, но родители заставляли ходить в храм, молиться. Сегодня я им за это очень благодарна.
Когда я заканчивала девятый класс, батюшка посоветовал поступать в духовное училище на регента. Тогда у меня каждый день были слезы – я не хотела, а батюшка и родители настаивали. Только теперь я понимаю, что они были правы.

– А куда ты хотела?

– Я с детства очень любила рисовать, рисовала разные портреты, потом нравилось придумывать одежду. Хотела стать модельером-дизайнером, и я собралась поступать в художественную школу, но опоздала, набор учеников уже закончился, и как-то все это не сложилось. Видимо, не было воли Божией. В итоге Господь так управил, что я поступила в духовное училище, в Выксу. Отучилась там три года на псаломщицу, а потом уже сама захотела стать регентом, чтобы управлять хором, и поехала в Нижний Новгород – в женское духовное училище, на четыре года.

– Чем, по-твоему, отличается взгляд на искусство, на свои способности человека верующего, воцерковленного и далекого от Церкви?

– Когда человек верит в Бога, он понимает, что это Господь дал ему голос, слух и т.д. Понимает, что он должен не просто использовать свои способности для ублажения слуха окружающих, трудиться, развивать их, а послужить именно во славу Божию.
В Святом Евангелии есть притча о талантах, где говорится о необходимости приумножать их, а не зарывать в землю. А человек, не признающий Бога, не верующий, хотя и имеет способности от Бога, но приписывает их себе, гордится своим талантом. Он может и трудиться, приумножать талант, но все это – себе в погибель, так как не ради Бога, а для своей земной славы, тщеславия, гордыни, богатства.
Взгляд на искусство у верующего и неверующего тоже сильно отличается. Человек православный, воцерковленный стремится к настоящему искусству, которое воспринимается душой и является ступенькой к Богу. А неверующие пренебрегают душой, что мы и видим в современном искусстве…

– Мы как раз подошли к следующему вопросу: что ты думаешь о современной эстраде? Почему такое обилие безвкусицы, бездарностей, пропаганда пороков? Говорят, спрос рождает предложение. Но не верится, что большинство жителей России хотят слушать именно такую музыку…

– Сейчас в интернете появились записи такого певца – Игоря Растеряева. Каких-то особых, феноменальных вокальных данных у него нет, но его ролики пользуются огромной популярностью. Почему? Потому что в его текстах – правда. Не какая-то фальшь: «Я люблю тебя, сюси-пуси, муси-пуси…», а то, что у многих наболело. И люди слушают его, потому что находят в его песнях соответствие, выражение своих мыслей и чувств.
А почему по телевидению показывают ерунду? Потому что там всем правят деньги. И почему бездарность и безголосость? Потому что когда есть деньги, уже неважно, голосистый ты или безголосый, и уж если девочка какого-нибудь миллиардера захотела петь – то, будьте добры, слушайте ее.
Компетентные люди знают, что Пугачевский клан не пропускает просто так на телевидение, на концерты, которые они устраивают для «своих». Если кто-то заплатит два миллиона долларов – «вход свободен» – будешь везде выступать, «светиться», сниматься, участвовать в передачах…

– А как ты относишься к рок-музыке?

– Когда я по благословению духовного отца стала ездить в Москву в Академию Гнесиных заниматься вокалом, преподаватель говорил мне, что для развития голоса, чтобы он стал универсальным, нужно уметь петь все: и рок, и попсу…
Но рок – это накал страстей. Он несовместим с мирным состоянием духа. После пения или прослушивания рока возникает опустошенность в душе.
Да, безспорно, рок – это глубокая музыка. Но это если сравнивать ее с попсой. Помню, как на одном из первых занятий преподаватель предложил мне спеть песню из репертуара Алсу, но я не смогла. То есть спеть смогла, но внутренне мне пришлось отказаться от привычного духовного равновесия. Почему? Когда я просто пела мелодию, не меняя внутреннего состояния, то преподаватель говорил, что я плохо спела, некрасиво. Но когда я начинала менять что-то внутри, в душе, старалась подражать чувствам этой певицы, петь с выражением, то я будто превращалась в какую-то падшую женщину, внутреннее состояние было ужасное, мне стало жутко, и я отказалась петь эстрадные песни.
В рок-музыке другие чувства. Там некий протест, гром в душе, среди ясного неба. Вместо терпеливого, кроткого и  смиренного благоговейного чувства, которое верующий человек обретает в молитве, рок рождает всплеск или, вернее, взрыв эмоций, что можно расценивать как своего рода беснование. Поэтому рок-певцы нередко люди раздражительные, властные. Они если и борются со своими душевными порывами , то только лишь до какого-то определенного момента. Потом происходит срыв и падение. И так по кругу. Благоговейная духовность и рок-протест несовместимы.
Я пробовала петь рок. Но для этого тоже необходимо внутреннее перевоплощение. Надо вывернуть свою душу, выплеснуть потаенные страсти, которые Церковь учит сдерживать и обуздывать. А здесь надо их выплеснуть на людей. Все эти неестественные для человека обезьяньи движения… Некоторые убеждены, что попса – это ерунда, а вот рок-музыка – это глубина… Да, она глубокая, но это все по другую сторону от Православия и к Богу не приближает нисколечко.

– То есть изначально язык рок-музыки ориентирован на выражение страстей, и если хочешь петь о добре, о Боге, то нет смысла работать в этом жанре?

– Нет смысла. Конечно, там порой затрагиваются нравственные и глобальные проблемы, есть осмысленные тексты. Слушаешь рок-музыку, тебя «несет», такой полет… Но это полет не вверх, а вниз.
 
– А какую музыку ты сама предпочитаешь слушать в свободное время?

– Мне по душе казачьи песни. В них есть незримый духовный стержень, который раскрывает величие и широту русской души. В них – любовь к Отечеству, готовность в любой момент отдать свою жизнь за Родину и близких.

– Сейчас, помимо пения на клиросе, ты руководишь Оптинским хуторским хором «Казачий берег». Расскажи о вашем хоре: когда и как он был создан, с какой целью? Кто в нем участвует, и есть ли успехи?

– Несколько лет назад здесь, в Козельске, я пела в ансамбле при военно-патриотическом клубе «Вольница». Потом возникло Оптинское хуторское казачество, и меня пригласили поучаствовать в этом хоре, а затем предложили должность художественного руководителя.
Первый раз мы выступали на фестивале «Оптинская весна» в 2010 году. Собрались буквально за месяц до выступления – местные казаки, их жены, сестры. Получилось неплохо; нас даже пригласили в Калугу, где мы победили на областном конкурсе казачьей песни и затем представляли Калужскую область на Всероссийском фестивале «Казачий круг». Это действительно успех, потому что мы – начинающий хор, существуем чуть больше года. В Калужской области много хороших коллективов, но исполнителей казачьих песен практически нет. Есть ансамбль, где используют эстрадные инструменты: берут казачьи песни и переделывают их на современный лад, аранжируют… А у нас – чистый фольклор без примесей. Исполняем традиционные казачьи песни, которые пели до нас казаки веками.

7-1.jpg– А какой у вас репертуар?

– Пока еще небольшой. Начинали мы с довольно известных песен: «Пчелочка златая», «В 93-м годике», «Черный ворон», «Полно вам, снежочки…». Сейчас разучиваем более сложные. Летом подготовили песню «Скакал казак». Ее поют и на Дону, и на Кубани, но не в первоначальном варианте, а на быстрый мотив,  оригинальный же вариант – протяжный. Очень красивая песня, с коленцами – сложный распев. На Верхнем Дону есть хутор Мрыховский, это Ростовская область, там живет известная песенница Ольга Васильевна Пономарева. У них поют все с самого детства, нет такого: «Ой, давайте организуем…». Они из поколения в поколение поют и помнят все эти старинные песни. И эту песню записали у Ольги Васильевны.
Когда мы исполняли «Скакал казак» на Всероссийском фестивале, многие зрители плакали. Это песня про казака, перед уходом на войну обручившегося с девушкой, которая обещала его ждать. Она подарила казаку кольцо, и он носил его, берег, но когда возвращался с войны, то узнал, что казачка изменила, отдала свое сердце другому. И все… Казак повернул коня, поскакал в чисто поле, бросил кольцо в реку… Мелодия очень хорошо передает смысл этой трагедии. Для казаков верность – одна из главных добродетелей. А тут он столкнулся с предательством любимого человека. Когда мы закончили петь, в зале стояла абсолютная тишина. У нас самих на глаза навернулись слезы...

– А что вообще такое казачья песня? Когда и как она появилась, в чем ее отличие от других жанров, в чем особенности?

– Все просто: были казаки, а песенные традиции у них сложились исторически: ведь они воевали, ходили в походы и не могли обойтись без песни. Не зря же в армии до сих пор существует строевая песня. Ребята ходят и поют строевую песню. А зачем? Ну, ходите просто строем и все… Так нет! Песня окрыляет и поднимает дух! Казаки – это воины. Их песни – это жизнь и история.
У казаков нет таких песен, в которых был бы не ясен смысл, как сейчас мы слушаем – непонятно о чем. Казаки очень музыкальны, их мелодии простые, но в то же время со сложными коленцами, похожими на те, что в знаменном пении. Бытует история о том, как один атаман ехал верхом сорок верст и распевал слово «гвоздик».

– Что происходит с казачьей песней в наши дни?

– Многое утеряно, забыто, не востребовано. Но говорят, что на Дону до сих пор сохранился тот диалект во многих селах, до сих пор есть люди, которые поют эти песни, бабулечки… Сейчас главное, чтобы молодежь восприняла эти традиции. А молодежь… Хотя есть коллективы. Смотришь в интернете – где-то инициаторы молодые люди, ребята. Но, к сожалению, их очень мало, это единицы, и про них нигде не говорят и не пишут, о многих мы можем даже просто не знать. Только инициативные берутся за это дело, те, кто горит, болеет душою, любит.

– Как ты считаешь, какое будущее у казачьей песни и вообще у народного пения? Они возродятся или, наоборот, все это будет угасать, угасать, угасать?..

– Казачье пение не умрет никогда. Это наши корни, наши традиции, с которыми мы побеждали и будем побеждать врагов Отечества. Советская власть пыталась уничтожить казачество, а в годы Великой Отечественной войны снова были созданы казачьи подразделения. Почему? Потому что поняли, что казаки – это сила.

– Недавно ты записала сольный диск детских колыбельных песен. Расскажи, как возникла такая идея?

– Сейчас колыбельные уже практически никто не поет, все знают только одну: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…». А раньше все мамочки качали своих деток и знали много колыбельных, пели. А где еще было петь женщинам? Вот они и пели детям, пели на свадьбах, на похоронах, за работой – сидели, пряли что-то. Они так жили, песня украшала их жизнь, привносила в нее что-то необычное, радостное, передавала их чувства душевные, любовь к ребенку, и в то же время воспитывала, ребенок готовился к послушанию, к серьезной жизни, мальчик – чтобы быть воином, девочка – быть послушной, смиренной, доброй как мамочка, чтобы детки слушались мам и пап, тянулись к Богу, молились, ходили в храм. Ведь от того, как ребенок будет расти, что он воспримет с молоком матери, зависит его будущее и будущее нашей России.

– И последний вопрос: чем ты занимаешься в настоящее время и какие у тебя планы на будущее?

– Самый сложный вопрос – какие у меня планы. Не знаю, как Бог даст. Записываю два диска – с духовными песнопениями и народными песнями. Две песни исполняла на международном конкурсе славянской народной песни «Оптинская весна-2010» – «Свеча» и «Песня о Родине». Сейчас будем делать клип на вторую. Есть еще одна, новая – «Ивушка». Это тоже народная песня о России. В последнем куплете там есть такие слова:
Ты не плачь душа,
Грусть-печаль пройдет.
Бог хранит Землю Русскую,
Над Россией солнышко взойдет!

Беседовала Серафима Смолина
Источник: газета "Православный Крест", № 42

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100