Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Свт. Игнатий о вечности мук
Огнь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о безконечности мук

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Я НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ХОРОШО, А ПЛОХО — НЕ ИМЕЮ ПРАВА» 07.09.2011
«Я НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ХОРОШО, А ПЛОХО — НЕ ИМЕЮ ПРАВА»
Eкатерина – языковед. После окончания педагогического института она устроилась работать преподавателем английского языка в одну из лучших гимназий Ростова-на-Дону с искренним желанием учить детей. Ей казалось, что она нашла свое призвание, но... проработав шесть лет, уволилась по собственному желанию. Мы спросили у Екатерины о причинах такого неоднозначного решения. Так у нас завязалась беседа о некоторых проблемах современного образования.

– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы стали учителем?

– В детстве кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то – военным, кто-то – врачом. А я хотела стать учителем. Я надевала мамины туфли на каблуках (мне казалось, учительница обязательно должна ходить на каблуках) и с упоением исписывала мелом шифоньер родителей. Сначала они этому противились, потом сдались и купили мне доску. Но мои школьные годы пришлись на 90-е, и я, конечно, в силу известных условий того времени, перестала мечтать об этой профессии. Даже когда поступала в педагогический, ни секунду не могла предположить, что через пять лет вернусь в родную гимназию в новой роли. Мой выбор был обусловлен лишь любовью к иностранным языкам. Но через два дня после защиты диплома мне позвонила наша завуч по иностранным языкам и предложила ставку учителя английского и технического переводчика. И мне вдруг захотелось попробовать. Я пошла и после первого же учебного дня поняла: вот оно – то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Но, спустя шесть лет, все же ушла из школы.

Как-то прочитала статью молодого учителя, который тоже оставил свою профессию. Причинами стали копеечная зарплата, общий негатив и фактически дедовщина со стороны старших коллег, трудные дети. У меня же совсем другое впечатление. За шесть лет я приобрела безценный профессиональный опыт, много друзей, познакомилась со своим мужем… И все же я оставила школу. Главную причину для себя я сформулировала, проанализировав всю ситуацию, так: я больше не могу в созданных условиях работать хорошо, а плохо – не имею права. Я приняла такое решение в январе этого года и хотя ни разу за последующие четыре рабочих месяца не усомнилась в его правильности, временами начинала копаться в себе: может, это со мной что-то не так, может, это я слабая и быстро сдалась? Но к концу учебного года уволилось еще 14 человек. Такого не было никогда. За всю 100-летнюю историю существования нашей гимназии.

 
– Так что же происходит сегодня в образовании? С какими реальными трудностями Вы столкнулись?

– Я работала не в районной общеобразовательной школе, а в одной из самых престижных гимназий нашего города (это не частная школа, а учебное заведение, где обучение безплатное, но отбор учеников проводится по более высоким критериям), т.е. у нас все немного лучше, чем в среднем по городу. Но и исходя из такого опыта, могу сказать: наше образование умирает. Остатки очень мощной советской системы распадаются, разваливаются, а то, что пытаются «впихнуть» на смену, – не выдерживает никакой критики. Самое ужасное – это то, что проблемы образования сейчас не считаются проблемами. Напротив, это курс, политика, выбранная государством. Ознакомившись с очередными нововведениями, понимаешь, что люди, предлагающие это, либо совсем далеки от образования и не осознают, чем они занимаются, либо это планомерное уничтожение нашей образовательной системы и, как следствие, – думающих людей.

Необходимость серьезных реформ очевидна каждому, но происходящие изменения и выбранный курс опасны и ведут к вопиющим последствиям.

Декларируется, что основная задача образования – сохранить внутренний мир ребенка, его спокойствие, душевное равновесие. Главная цель – интересы ребенка. Звучит, конечно, благородно. Но при практическом рассмотрении выглядит это так: ребенок должен быть спокойным всегда, не испытывать морального дискомфорта, независимо от ситуации – прав он или не прав. Не хочет заниматься – не надо; не уважает старших – что ж, это его право, а вы, значит, не заслужили уважения; не хочет физически трудиться – и правильно, он – ребенок, и его дело – отдыхать. Вдумайтесь: я не имею права попросить ученика стереть с доски – это уже «эксплуатация детского труда»! Мне однажды сделали замечание за то, что я попросила одиннадцатиклассников, мальчиков, донести словари до кабинета: вдруг надорвутся (неся по четыре словаря!) Под интересами ребенка подразумеваются его желания, прихоти. Мнения родителей и учителей не имеют значения, ученик должен получать то, что он хочет, а не то, что ему действительно нужно. Никакой оградительной политики воспитания: ребенок должен все пробовать сам и сам решить, что ему полезно, а что нет. Я не знаю, может, я не прогрессивна, но я бы не хотела, чтобы мой ребенок в 9–10 лет сам строил свою жизнь.

Другой момент – образование все больше коммерциализируется, превращается в некие услуги, предоставляемые за определенную плату, при этом у учителей становится все меньше прав. Родителям внушили, что ответственности они не несут, у них сформировалась такая установка, что они сдают ребенка в школу в семь лет, а в 18 забирают умного, образованного и хорошо воспитанного взрослого человека. Никто и слышать не хочет о возникающих на этом пути «ваяния идеального человека» проблемах. Ситуация, когда учитель вызывает родителей и объясняет, что с поведением их ребенка проблемы, их надо решать, работать, а в ответ слышит: «Ничего не знаем, у нас идеальный ребенок, это Вы во всем виноваты», эта ситуация еще десять-пятнадцать лет назад, когда я закончила школу, была невероятна. А сейчас это норма. Даже два-три года назад такое случалось довольно редко, а сейчас – постоянно. Сознание людей изменилось за несколько лет.

В этом – одна из главных трудностей, с которыми сейчас сталкиваются учителя. Мы не знаем, что с этим делать, дезориентация полная. Почему учитель должен воспитывать ребенка вместо родителей? Разве это возможно? А если его ценности идут в разрез с семейными? Я, например, верю в Бога, доброту, искренность, а они – в силу денег и власти. Я веду разговоры с их сыном с этой позиции, а они в гневе бегут к директору и жалуются, что я забиваю голову их будущего блестящего адвоката всякими моральными бреднями. После нескольких подобных случаев руки у учителей опускаются.

Следующая проблема – образ учителя за последние годы просто растоптали и растерли. По телевизору, в прессе – постоянные рассказы и страшилки, как учителя бьют детей, издеваются над ними. Я не говорю, что это абсолютная неправда. У нас большая страна, люди разные, наверное, и встречаются такие, но ведь это единицы. Большинство учителей любят чужих детей как своих и ничем не заслужили такого отношения. А такая политика сводится к тому, что учителя всем и постоянно должны. Везде и всюду виноваты. Мы лишены любых рычагов воздействия. Выгнать с урока – нельзя, забрать телефон или плеер – нельзя, поставить два за поведение – и то нельзя, я уже не говорю про строгий выговор, повышение голоса. Мы можем только убеждать, уговаривать. А в связи с за подушевым финансированием учебных заведений выгнать ученика из школы стало невозможно, что бы он не сделал. И такие ученики, быстро осознав свою безнаказанность, устраивают настоящий террор учителям и одноклассникам. Ученики, а не учителя!

Не забывайте и о больном вопросе для всех учителей – оплате труда. Конечно, в школу за заработками не идут. Но хочется все же за свой труд получать деньги. Не подачку, а деньги, которыми я смогу оплатить коммунальные расходы, на которые можно купить еду, какую-то одежду, я ведь учитель, на меня дети смотрят, я не могу выглядеть неопрятно. Зарплата учителя на данный момент в нашем городе-миллионнике составляет 5100 рублей. Кто-то говорит, что в Москве платят 50000, но это в Москве, а у нас так. И когда говорят, что средняя зарплата у учителя по стране 20000, я хочу посмотреть на этого учителя.

Все это мне кажется не случайным, учителя не выдерживают: все время нервничаешь, переживаешь за детей, за образование, за себя… начинает портиться характер, появляется злоба, неравнодушные уходят, остаются те, кому все безразлично или кому некуда идти. А это удобные люди для любых, самых диких реформ и требований. Ведь им уже все равно.

 

– Какую роль должен играть учитель в процессе школьного образования? Что должна давать детям школа, и какой она должна быть?

– Учитель должен учить. И быть образцом для подражания. Учителя должны заниматься детьми, а не безполезной документацией, которая никому, кроме РАЙНО и ГОРОНО, не нужна, да и им она не нужна, по сути, это лишь видимость работы. Классный руководитель должен быть третьим родителем для своих учеников. Дети должны чувствовать себя защищенными в своем классе, доверять своей «школьной маме», но в то же время знать и свои обязанности и чувствовать свою ответственность, которую возлагают на них соответственно их возрасту и возможностям. Школа для детей должна быть местом, где им хорошо, спокойно, радостно. Местом, где их любят и где им всегда рады, где готовы ответить на все их вопросы. Местом, где их выслушают, поймут и простят, где все проблемы можно решить и со всем справиться. Но в то же время – местом, где надо проявлять уважение к другим, прежде всего к тем, кто тебя учит, где нужно соблюдать определенные правила и нормы, чтобы спокойно и радостно там было всем.

 

– Слышали ли Вы о том, что в перспективе среднее образование может стать платным? Что Вы думаете по этому поводу?

– Образование не должно становится платным ни в коем случае! Это еще один шаг в сторону отупления нации. Далеко не каждый родитель сможет обезпечить образование своему ребенку, даже если сумма будет небольшой.

Но и сейчас ситуация бедственная. Тема поборов злободневна. Школам денег не выделяют. Только на зарплатный фонд. Но требований при этом… Причем требований обязательных, иначе школу не откроют после летних каникул. Но и у родителей денег просить нельзя. Возникает уникальная ситуация. Это как если отправить ребенка в магазин, дать ему двадцать рублей и попросить купить килограмм телятины. Ребенок возразит: «Мне не хватит!», а Вы ответите: «Ну, не знаю, придумай что-нибудь. Но без мяса не приходи и ни у кого денег не проси». Абсурд! Но именно в таком режиме существуют школы уже не первый год. Конечно, школа стоит на паперти с протянутой рукой, просит у родителей, а те помогают, кто чем может, и все это уже рождает другую проблему, проблему злоупотреблений. Когда деньги идут не совсем на то или не в том размере.

 

– Что Вы думаете о современных детях? Какие проблемы возникали лично у Вас в процессе их обучения? И с чем, по-Вашему, это связано?

– Дети – они всегда остаются детьми. Они нуждаются в опеке, ласке, внимании и любви. Когда класс тебя слушает, когда учишь детей, которые хотят учиться, то понимаешь, почему ты выбрал именно эту профессию, почему готов терпеть нищенскую зарплату, непонимание друзей. Сейчас много умненьких, талантливых детей, которые широко мыслят, задают много вопросов, всегда готовы идти вперед, участвовать во всевозможных проектах, конкурсах. Но даже и от них иногда поднимается эта волна – хамство. Это то, что убивает наповал, то, с чем у меня не получилось бороться, а терпеть нет сил. Бороться невозможно, потому что хамство и неуважение стали нормой. Когда ученик сложный – тут все понятно, ты ищешь подход, выясняешь проблему, которую в 99% возможно решить, если это не психическое расстройство, которое сейчас, кстати, встречается нередко. Всегда были неформальные лидеры, хулиганы, дети из неблагополучных семей – это все составляющие работы учителя. Но вот это хамство, это «вы мне тут все должны» от лучших, воспитанных детей, надежды нации… Это ужасно, это становится последней каплей. Можно не обращать внимание на все эти новые требования, законы, напыщенных проверяющих из министерства… Но не обращать внимание на тех, ради кого ты здесь, я не могу.

С чем это связано? А вот с тем, о чем я говорила ранее: дети все слышат и видят, видят, что учителей загнали в угол, что их не уважает никто, тогда почему они должны уважать? Многие просто считают учителей неудачниками, в откровенной беседе спрашивая: «А Вас что, никуда больше не взяли?» Интересуешься: «Почему ты так думаешь?» – «Ну а кто пойдет за пять штук работать? Это моей маме на базар один раз сходить». Ты постоянно слышишь от учеников: «Вы не имеете права, это Ваша обязанность...» При этом я нескромно отмечу, что у тех детей, с которыми я работала, я была любимым учителем, а мой собственный шестой класс вис у меня на шее весь день. Они говорили это не со зла, не желая обидеть, а просто констатировали факт.

 

– Каким Вы видите будущее российского среднего образования? Что в связи с этим сегодня делать родителям и учителям?

– Грустно все это, а что делать – я не знаю. Знала бы – не ушла бы из школы. В первую очередь надо осознать, что проблема есть, признать это. И что решать ее никто, кроме нас самих, не будет, ведь создана она злонамеренно, искусственно. Разработать новые пути развития, новые эффективные интересные программы обучения, поднять статус учителя – это гигантский труд. Но это все возможно, это все реально, однако этим никто заниматься не станет. Властям выгодно воспитание бездумной серой массы, которая будет слепо исполнять команды. У меня пока нет своих детей и иногда, когда думаю о том, кто их будет учить, мне становится страшно…

Что я могу посоветовать родителям, дети которых учатся сейчас? Родителям своего класса на последнем собрании я посоветовала быть внимательными к своим детям, ко всем их делам, увлечениям, интересам, не запрещать, а направлять, советовать, подсказывать, быть им друзьями, помочь найти правильные ориентиры. Мы живем в трудное, смутное время, не надо пускать жизнь своих детей на самотек, не взваливайте на их плечи такую непосильную в их возрасте ношу как Ваше «доверие» к их самостоятельности, которым многие родители прикрывают собственное безразличие и лень. Но в то же время не считайте, что Ваш жизненный путь – это и путь Вашего ребенка. Говорите с ними. Они удивительные.

А учителям? Могу только пожелать благодарных учеников и все-таки настоящего повышения зарплаты в 3–4 раза, а не на 10–15%. А еще – любить свою работу, вкладывать в нее душу, понимать всю ответственность. Ведь в нашей профессии работать плохо – это преступление. Ошибки учителей не так видны, как ошибки врачей, но расплачиваются за них всю жизнь. И помоги Вам Господи!

 Беседовала Серафима СМОЛИНА
Источник: газета "Православный Крест"



Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100