09.09.2010
Поделиться новостью в соц сетях:«НЕ ЛЮБИТ СЕРДЦЕ, НЕ ВИДЯ КРАСОТЫ»: к вопросу о женской красоте
О том, что наш русский народ особенно чувствителен к красоте и гармонии, говорено много и справедливо. Красота природы, женская красота, наконец, красота православного Богослужения, поразившая русских послов в Константинополе и ставшая одним из основных факторов принятия Христианства на Руси, говорят о том, что наш человек не мыслит себя вне сферы прекрасного, а отсутствие оного воспринимает как болезненное уродство, приносящее ему действительные страдания.
Мы привыкли к красоте наших женщин, и некрасивость, негармоничность отталкивают нас.
Одним из упреков, часто бросаемых современному Православию сегодня, это упрек в том, что нормальные красивые женщины и девушки, приходя к вере, превращаются в страшных и неухоженных, ходят в каких-то безформенных одеждах да еще и в платках. Согласимся, что определенная доля истины в таких упреках есть. Почему же так происходит? Наверное, причин много. Попытаемся увидеть хотя бы часть из них.
Для православного человека видение красоты в мире – это видение творения, причастного Божественной благодати, блистание славы Бога-Творца. Умение увидеть и почувствовать прекрасное – это способность к прозрению Божественного замысла, воплощенного в той или иной вещи или явлении природы, возможность приоткрыть окно в вечность и почувствовать веяния «хлада тонка». И по общечеловеческому пониманию, женщина, приходящая в Церковь, наоборот, должна делаться прекраснее за счет выправления поврежденных душевных и духовных структур и становиться все гармоничнее и красивее, очищаясь от греха и одухотворяясь, наполняясь любовью. И это так и есть.
Вспомним наших предков. Для посещения Храма Божия всегда выбирались самые красивые наряды, даже совершая паломнические поездки, многие паломники бережно несли с собой праздничную одежду и обувь, чтобы на Службы ходить «при параде». А сегодня многие христианки специально выбирают вещи пострашнее, посерее, почуднее, когда идут в Храм. Почему?
Один из достаточно правдоподобных ответов может быть таков: срок воцерковления большинства православных в нашей стране очень невелик. И в силу этого, мы только учимся быть православными. Как не раз уже говорилось, трудно сразу охватить все сферы жизни и наполнить их новым содержанием. Какие-то неизбежно уйдут вперед, какие-то будут отставать, так как на них будет просто не хватать внимания. Например, есть часть женщин, посещающих регулярно храм в течение нескольких лет, исповедующихся, причащающихся – и за это время так и не удосуживающихся приобрести себе хоть одну-две нормальные юбки. Они носят с собой какие-то летние, которые неленостно переодевают или накидывают на брюки перед храмом. И это отнюдь не от недостатка средств. Они «все хотят, но как-то руки не доходят».
Другие, наоборот быстро надевают все черное, не улыбаются – и по виду – прямо хоть сейчас – в монастырь. Понятно, что внешнего человека гораздо проще переделать, чем изменить внутреннего. И в этом смысле, конечно, приобрел внешние повадки православного, елейно улыбайся и проси каждые пять минут прощение – и ты уже «свой» православный христианин. Опять же, как удобно потешить свое тщеславие: вы остальные все неправильные, идете в погибель, а вот я – спасаюсь, живу почти праведной христианской жизнью. И вам – дорога – в ад, а мне – ну, может, и в другое место, но уж точно не по пути с вами. Получается дисгармония и фальшь, и отсутствие красоты. Потому что лицемерие внутри Церкви выглядит уж совсем отталкивающе. А сколько мы встречаем таких сестер в наших храмах!
Еще в XV веке в споре между иосифлянами, главой которых был преподобный Иосиф Волоцкий и нестяжателями, позицию которых выражал другой русский святой – преподобный Нил Сорский были выявлены два различных видения роли Церкви в жизни государства или, можно сказать, определены два стиля духовной жизни. Один: это жизнь, активно воздействующая на социум, изменяющая его в соответствии с духом христианства, и другой – это уход от мира, молитвенная практика и молитва о мире. Историческую победу одержали иосифляне. Но прославлены в лике святых были вдохновители и того, и другого направления. В Российской мысли конца XIX-начала XX века превалировала позиция Нила Сорского. Многие из наших философов считали, что Церковь не должна вмешиваться в жизнь государства, а монахи обязаны сидеть в своих монастырях и молиться о мире.
Все мы также, наверное, тяготеем к одному из этих стилей. Но понимаем (и толкуем) их по-своему. Кто-то считает, что нужно продолжать жить обычной жизнью и при этом ходить по Воскресеньям и праздникам в храм, участвовать в Таинствах и т.д. Но при этом Церковная жизнь отдельно, а вся остальная – своя – тоже отдельно. И в этой, «своей» жизни нужно выглядеть прилично: ходить на работу, детей неплохо одевать, и все в этом духе. А позаботиться о том, чтобы юбку купить и какую-то красивую одежду для посещения храма Божиего – денег нет, времени нет, забыла и т.д.
А некоторые воспринимают это так: раз обратился в христианство – значит, отказывайся от всего и сразу – тебе одна дорога в монастырь. И пытаются, как могут, это реализовывать. Зачем выглядеть красиво -- только в соблазн вводить, оденусь пострашнее, позавалящее -- так, что и дети уже стесняются ходить рядом с матерью. Но на самом деле, большинство из нас так далеки от монашеского мировосприятия! Достаточно съездить и «потрудничать» некоторое время в какую-нибудь обитель, чтобы понять, какая пропасть нас отделяет от жизни в монастыре.
Давайте еще раз вспомним слова Евангелия: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если мы находим средства на все, что угодно, а как идти в Церковь -- так денег нет; или юбку красивую купить -- тоже не по средствам, то, что же является нашим сокровищем, и где же наше сердце? Ведь наше усердие определяется не только молитвой, так как мы -- не монахи. Мы должны поддерживать Церковь и материально, вкладывая туда определенные средства. Конечно, по нашим силам, но, не лукавя перед самими собою.
Главный закон красоты – гармония, а гармония – это соразмерность частей. Если наше внутренне изменение значительно, и нам действительно уже не важно внешнее – то тогда и образ будет восприниматься как цельный и органичный и не станет ни у кого вызывать отторжения. Если же это искусственное и не настоящее, то любой человек сразу почувствует фальшь и отвращение. Мне кажется, мы должны преодолевать убеждение, бытующее во многих головах о том, что для похода в Церковь «все сойдет, кому я там нужна»: надела -- и пошла. Из этого же убеждения исходит и опасное представление о том, что Богу все равно: в брюках я или в юбке, с покрытой головой или нет. В вопросе о женской красоте и одежде мы должны также опираться на Священное Писание и Священное Предание. Да, главное украшение женщины – не плетение волос и красивые одежды, а добродетели и чистота, но даже постящемуся предписывается умыть лице свое и не ходить мрачным и унылым. Может быть, нам следует двигаться этими двумя путями одновременно: с одной стороны не относиться к церковной одежде по остаточному принципу, а уделять ей должное внимание и уважение – ведь мы идем в храм, предстоим Самому Богу, а с другой стороны – активнее растить в себе добродетели, прикладывая больше усердия к росту внутреннего человека. И так достигнем желаемого: красоты и гармонии, созерцаемой вечно в Царстве Господа нашего Иисуса Христа.
Может быть, данные заметки покажутся кому-то мелкими и незначительными, чтобы писать о них, но повседневность и эти мелочи жизни и составляют во многом нашу жизнь. И коль скоро наше внутреннее преображение происходит не столь стремительно, как бы нам хотелось, и та органическая целостность и красота, которые сопровождали жизнь православного человека, описываемые, например, И. Шмелевым в «Лете Господнем» с трудом достижимы, то, наверное, будет правильным более внимательно относиться к своему поведению и внешнему виду, не считая таковое внимание исключительной прерогативой фарисеев.
Данная статья обращается к фактам внутрицерковной жизни, поэтому здесь не обсуждаются вопросы о необходимости ношения головного убора и юбки вообще и в помещении храма, в частности. Эти вопросы не являются проблемой для воцерковленных людей. Потому что на них есть недвусмысленные и однозначные указания в Святом Писании и из Предании о том, что женщина должна покрывать голову в знак покорности мужу и Богу, а также, что переодеваться в мужскую одежду женщине -- грех, и что одежда не должна никого вводить в соблазн. А бурные и агрессивно злобствующие обсуждения этой темы на разных сайтах видятся как провокации лиц определенной идеологической ориентации, как их справедливо называют «троллей», задача которых -- ввести собеседника в раздражение или вызывать у него другие негативные эмоции.
Если женщина приходит в храм в брюках или без платка, конечно, мы должны сделать ей замечание, потому что это оскорбляет собрание верующих. Но, понятно, что она могла сделать это по незнанию или случайно зашла в храм по необходимости или велению сердца. Сейчас на всех свечных ящиках есть и платки, и юбки, и можно просто вежливо подсказать сестре, ведь, если она не прихожанка, то, может и не знать об этом. Другое дело, нам в храме часто очень не хочется делать эти замечания, ведь неизвестно, что нам ответят и в какое введут состояние. Поэтому хорошо бы было, если бы эти замечания делали охранники, а если женщина не внемлет и не вразумляется, то есть сознательно противопоставляет себя церковной общине и правилам, то нечего ее и пускать в храм. В женщине же, которая постепенно и искренне воцерковляется, перемены в одежде происходят естественно и без всякой ломки. Сначала она в храм ходит сознательно в юбке, а потом незаметно брюки вообще исчезают из ее гардероба. Точно также и с головным убором: сначала голова покрывается только в храме, а затем наблюдается тяготение к покрытию головы и в жизни вообще, хотя в нашей современной ситуации, чтобы ходить на большинство рабочих мест в платке, женщине потребуется недюжинное мужество. Но, с другой стороны, женщины по мере воцерковления и к работе начинают склоняться связанной с Церковью, чтобы и в Праздники не работать и с головою покрытою свободно ходить.
Источник: газета "Дух христианина"
Мы привыкли к красоте наших женщин, и некрасивость, негармоничность отталкивают нас.
Одним из упреков, часто бросаемых современному Православию сегодня, это упрек в том, что нормальные красивые женщины и девушки, приходя к вере, превращаются в страшных и неухоженных, ходят в каких-то безформенных одеждах да еще и в платках. Согласимся, что определенная доля истины в таких упреках есть. Почему же так происходит? Наверное, причин много. Попытаемся увидеть хотя бы часть из них.
Для православного человека видение красоты в мире – это видение творения, причастного Божественной благодати, блистание славы Бога-Творца. Умение увидеть и почувствовать прекрасное – это способность к прозрению Божественного замысла, воплощенного в той или иной вещи или явлении природы, возможность приоткрыть окно в вечность и почувствовать веяния «хлада тонка». И по общечеловеческому пониманию, женщина, приходящая в Церковь, наоборот, должна делаться прекраснее за счет выправления поврежденных душевных и духовных структур и становиться все гармоничнее и красивее, очищаясь от греха и одухотворяясь, наполняясь любовью. И это так и есть.
Вспомним наших предков. Для посещения Храма Божия всегда выбирались самые красивые наряды, даже совершая паломнические поездки, многие паломники бережно несли с собой праздничную одежду и обувь, чтобы на Службы ходить «при параде». А сегодня многие христианки специально выбирают вещи пострашнее, посерее, почуднее, когда идут в Храм. Почему?
Один из достаточно правдоподобных ответов может быть таков: срок воцерковления большинства православных в нашей стране очень невелик. И в силу этого, мы только учимся быть православными. Как не раз уже говорилось, трудно сразу охватить все сферы жизни и наполнить их новым содержанием. Какие-то неизбежно уйдут вперед, какие-то будут отставать, так как на них будет просто не хватать внимания. Например, есть часть женщин, посещающих регулярно храм в течение нескольких лет, исповедующихся, причащающихся – и за это время так и не удосуживающихся приобрести себе хоть одну-две нормальные юбки. Они носят с собой какие-то летние, которые неленостно переодевают или накидывают на брюки перед храмом. И это отнюдь не от недостатка средств. Они «все хотят, но как-то руки не доходят».
Другие, наоборот быстро надевают все черное, не улыбаются – и по виду – прямо хоть сейчас – в монастырь. Понятно, что внешнего человека гораздо проще переделать, чем изменить внутреннего. И в этом смысле, конечно, приобрел внешние повадки православного, елейно улыбайся и проси каждые пять минут прощение – и ты уже «свой» православный христианин. Опять же, как удобно потешить свое тщеславие: вы остальные все неправильные, идете в погибель, а вот я – спасаюсь, живу почти праведной христианской жизнью. И вам – дорога – в ад, а мне – ну, может, и в другое место, но уж точно не по пути с вами. Получается дисгармония и фальшь, и отсутствие красоты. Потому что лицемерие внутри Церкви выглядит уж совсем отталкивающе. А сколько мы встречаем таких сестер в наших храмах!
Еще в XV веке в споре между иосифлянами, главой которых был преподобный Иосиф Волоцкий и нестяжателями, позицию которых выражал другой русский святой – преподобный Нил Сорский были выявлены два различных видения роли Церкви в жизни государства или, можно сказать, определены два стиля духовной жизни. Один: это жизнь, активно воздействующая на социум, изменяющая его в соответствии с духом христианства, и другой – это уход от мира, молитвенная практика и молитва о мире. Историческую победу одержали иосифляне. Но прославлены в лике святых были вдохновители и того, и другого направления. В Российской мысли конца XIX-начала XX века превалировала позиция Нила Сорского. Многие из наших философов считали, что Церковь не должна вмешиваться в жизнь государства, а монахи обязаны сидеть в своих монастырях и молиться о мире.
Все мы также, наверное, тяготеем к одному из этих стилей. Но понимаем (и толкуем) их по-своему. Кто-то считает, что нужно продолжать жить обычной жизнью и при этом ходить по Воскресеньям и праздникам в храм, участвовать в Таинствах и т.д. Но при этом Церковная жизнь отдельно, а вся остальная – своя – тоже отдельно. И в этой, «своей» жизни нужно выглядеть прилично: ходить на работу, детей неплохо одевать, и все в этом духе. А позаботиться о том, чтобы юбку купить и какую-то красивую одежду для посещения храма Божиего – денег нет, времени нет, забыла и т.д.
А некоторые воспринимают это так: раз обратился в христианство – значит, отказывайся от всего и сразу – тебе одна дорога в монастырь. И пытаются, как могут, это реализовывать. Зачем выглядеть красиво -- только в соблазн вводить, оденусь пострашнее, позавалящее -- так, что и дети уже стесняются ходить рядом с матерью. Но на самом деле, большинство из нас так далеки от монашеского мировосприятия! Достаточно съездить и «потрудничать» некоторое время в какую-нибудь обитель, чтобы понять, какая пропасть нас отделяет от жизни в монастыре.
Давайте еще раз вспомним слова Евангелия: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если мы находим средства на все, что угодно, а как идти в Церковь -- так денег нет; или юбку красивую купить -- тоже не по средствам, то, что же является нашим сокровищем, и где же наше сердце? Ведь наше усердие определяется не только молитвой, так как мы -- не монахи. Мы должны поддерживать Церковь и материально, вкладывая туда определенные средства. Конечно, по нашим силам, но, не лукавя перед самими собою.
Главный закон красоты – гармония, а гармония – это соразмерность частей. Если наше внутренне изменение значительно, и нам действительно уже не важно внешнее – то тогда и образ будет восприниматься как цельный и органичный и не станет ни у кого вызывать отторжения. Если же это искусственное и не настоящее, то любой человек сразу почувствует фальшь и отвращение. Мне кажется, мы должны преодолевать убеждение, бытующее во многих головах о том, что для похода в Церковь «все сойдет, кому я там нужна»: надела -- и пошла. Из этого же убеждения исходит и опасное представление о том, что Богу все равно: в брюках я или в юбке, с покрытой головой или нет. В вопросе о женской красоте и одежде мы должны также опираться на Священное Писание и Священное Предание. Да, главное украшение женщины – не плетение волос и красивые одежды, а добродетели и чистота, но даже постящемуся предписывается умыть лице свое и не ходить мрачным и унылым. Может быть, нам следует двигаться этими двумя путями одновременно: с одной стороны не относиться к церковной одежде по остаточному принципу, а уделять ей должное внимание и уважение – ведь мы идем в храм, предстоим Самому Богу, а с другой стороны – активнее растить в себе добродетели, прикладывая больше усердия к росту внутреннего человека. И так достигнем желаемого: красоты и гармонии, созерцаемой вечно в Царстве Господа нашего Иисуса Христа.
Может быть, данные заметки покажутся кому-то мелкими и незначительными, чтобы писать о них, но повседневность и эти мелочи жизни и составляют во многом нашу жизнь. И коль скоро наше внутреннее преображение происходит не столь стремительно, как бы нам хотелось, и та органическая целостность и красота, которые сопровождали жизнь православного человека, описываемые, например, И. Шмелевым в «Лете Господнем» с трудом достижимы, то, наверное, будет правильным более внимательно относиться к своему поведению и внешнему виду, не считая таковое внимание исключительной прерогативой фарисеев.
Данная статья обращается к фактам внутрицерковной жизни, поэтому здесь не обсуждаются вопросы о необходимости ношения головного убора и юбки вообще и в помещении храма, в частности. Эти вопросы не являются проблемой для воцерковленных людей. Потому что на них есть недвусмысленные и однозначные указания в Святом Писании и из Предании о том, что женщина должна покрывать голову в знак покорности мужу и Богу, а также, что переодеваться в мужскую одежду женщине -- грех, и что одежда не должна никого вводить в соблазн. А бурные и агрессивно злобствующие обсуждения этой темы на разных сайтах видятся как провокации лиц определенной идеологической ориентации, как их справедливо называют «троллей», задача которых -- ввести собеседника в раздражение или вызывать у него другие негативные эмоции.
Если женщина приходит в храм в брюках или без платка, конечно, мы должны сделать ей замечание, потому что это оскорбляет собрание верующих. Но, понятно, что она могла сделать это по незнанию или случайно зашла в храм по необходимости или велению сердца. Сейчас на всех свечных ящиках есть и платки, и юбки, и можно просто вежливо подсказать сестре, ведь, если она не прихожанка, то, может и не знать об этом. Другое дело, нам в храме часто очень не хочется делать эти замечания, ведь неизвестно, что нам ответят и в какое введут состояние. Поэтому хорошо бы было, если бы эти замечания делали охранники, а если женщина не внемлет и не вразумляется, то есть сознательно противопоставляет себя церковной общине и правилам, то нечего ее и пускать в храм. В женщине же, которая постепенно и искренне воцерковляется, перемены в одежде происходят естественно и без всякой ломки. Сначала она в храм ходит сознательно в юбке, а потом незаметно брюки вообще исчезают из ее гардероба. Точно также и с головным убором: сначала голова покрывается только в храме, а затем наблюдается тяготение к покрытию головы и в жизни вообще, хотя в нашей современной ситуации, чтобы ходить на большинство рабочих мест в платке, женщине потребуется недюжинное мужество. Но, с другой стороны, женщины по мере воцерковления и к работе начинают склоняться связанной с Церковью, чтобы и в Праздники не работать и с головою покрытою свободно ходить.
Источник: газета "Дух христианина"
...<-назад в раздел