Пятница, 6 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме
Любовь к Богу <...> не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно <...> борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

сщмч.Андроник о врагах России
Россия разрушается теориями масонского либерального кагала... Отечество в опасности; оно потрясено в основах своих.
Сщмч. Андроник (Никольский) о врагах России

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ДОРОГОЙ НАШ БАТЮШКА: в день памяти игумена Бориса (Храмцова) 05.09.2010
ДОРОГОЙ НАШ БАТЮШКА: в день памяти игумена Бориса (Храмцова)
Игумен Борис (в миру Илья Михайлович Храмцов) почил о Господе в возрасте 46 лет семь лет назад. Его ранняя кончина стала неожиданным ударом для многих, ибо для великого множества страждущих и болящих душ был он отцом и другом. Старцы Троице-Сергиевой Лавры называли его «земным Ангелом»…
Святые Отцы говорят, что люди приносят Богу разные дары, каждый в меру своих возможностей, но есть такие, кто приносит самый большой дар – всю свою жизнь. Одним из таких избранников Божиих и был игумен Борис.

Игумен БорисРодился отец Борис 1 августа 1955 г. в селе Крым-Кары, расположенном на берегу Оби, в семье простых тружеников. Детство и юность его прошли в Западной Сибири – в Тюменской области. Отец, Михаил Никонович Храмцов, был лесник и, как говорится в народе, мастер на все руки. Мать, Нина Андреевна (впоследствии монахиня Аполлинария), в молодости работала зоотехником по оленеводству. Характер у нее был кроткий и смиренный, но в то же время достаточно твердый. Она овдовела за три месяца до рождения Ильи. И вся тяжесть воспитания сыновей (в семье Храмцовых был еще сын Алексей, старше Ильи на четыре года) легла на ее плечи. Она была человеком верующим и детей воспитывала в страхе Божием.
Илья от рождения был крепким и здоровым ребенком, жизнерадостным, ласковым и добрым. Он отличался любознательностью, находчивостью, смышленостью. Был послушен матери и учителям. Учеба давалась ему легко. Любое дело он старался сделать как можно лучше и быстрее. Крестили его в возрасте полутора лет. В школьные годы он уже знал наизусть много молитв. В тех краях, где они жили, храма не было. И когда в 14 лет отрок Илья впервые попал в большой храм, он сложил руки на груди и воскликнул: «Вот мой дом родной!» В Тюмени Илья поступил в медицинское училище и одновременно стал ходить в Кафедральный Знаменский собор, петь на клиросе. Его полюбили за быстрое усвоение богослужебного устава и необычайно красивый голос. Он пел первым тенором, похожим на женское сопрано, и имел безупречный музыкальный слух. В это время он побывал в пустыни в горах близ Сухуми, познакомился с глинским старцем схиархимандритом Андроником (Лукашом). По его совету и благословению Илья оставил учебу и постоянно ходил на службу в Знаменский собор, ожидая призыва в армию.
Начало службы в армии было для Ильи очень трудным. Но вскоре он обратил на себя внимание начальства как добросовестный и исполнительный солдат, и ему было поручено развозить пищу по подразделениям, благодаря чему у него оставалось свободное время. Поэтому и в армии будущий Батюшка не оставлял посещения храма, исповедовался, причащался. И это в то время, когда за «хождение» в церковь человека, как правило, ожидали большие неприятности. Господь же за столь большое усердие в посещении храма даровал ему много утешений.

Окончив службу, Илья переехал с мамой в Тобольск и поступил на клирос в Покровский собор. В 1975 г. он принял иноческий постриг с именем Борис (в честь св. благ. князя-страстоцерпца Бориса). Вскоре он был рукоположен в иеродиакона. Кроткий, нестяжательный о. Феодор – иеромонах Троице-Сергиевой Лавры, направленный служить на приход и живший по соседству с о. Борисом, своими духовными советами поддерживал молодого иеродиакона, исповедовал его, направляя жизнь инока в нужное русло. После рукоположения во иеромонаха отцу Борису недолго пришлось служить.
Опытных наставников было мало, и распоясавшиеся безбожники, осаждавшие Церковь, чувствовали себя хозяевами положения. Соотношение сил было не в пользу отца Бориса. Епископу Максиму пришлось перевести его в Омск, где Батюшка прослужил почти 10 лет в Никольском храме. Батюшка и своего старшего брата Алексия также привел в Церковь.
Его отношение к брату было заботливым и бережным… Он был как Ангел хранитель для Алексия, ставшего впоследствии архим. Димитрием, настоятелем Никитского монастыря в Переяславле-Залесском. Молитвенное правило, подготовка к богослужению, частые службы, напряженная учеба в Духовной семинарии и академии – вот из чего состояла их жизнь.

По благословению старцев из Троице-Сергиевой Лавры отец Борис в 1990 г. вступил в братство Лавры и вскоре был направлен в Черниговский скит в 14 км от обители преп. Сергия. Здесь он наладил ежедневные богослужения, проводил ежедневно исповедь и соборование, начал работы по восстановлению скита. На ежедневные соборования к нему стекались сначала десятки, потом сотни людей.
Человек, однажды попавший к Батюшке на исповедь, запоминал его на всю жизнь. Многие люди стремились снова приехать к нему за решением различных житейских и духовных проблем. И никто не уходил неутешенным.


Варницы, 1996 г. Воскресенско-Никольский собор.jpg

Варницы, 1996 г. Воскресенско-Никольский собор

Один из близких духовных чад Батюшки так теперь вспоминает о своей первой исповеди у отца Бориса в Черниговском скиту: «Попав впервые на исповедь к Батюшке, я, казалось, рассказал ему все свои смертные грехи. Но Батюшка не спешил с разрешительной молитвой, а тут же велел мне выйти из храма и там, за дверью, вспомнить еще несколько смертных грехов и исповедать их. Постояв-подумав я действительно, к своему удивлению, вспомнил еще несколько грехов и, вернувшись, рассказал их Батюшке. Но он снова сказал мне выйти за дверь и вспомнить еще какие-то смертные грехи. Я заупрямился: ведь вспоминать-то уже нечего! Но Батюшка строго сказал мне: «Иди и вспомнишь». Так и получилось. И только тогда я услышал слова разрешительной молитвы».

Батюшка не спешил давать епитимии: переживал, что человек может ее не выполнить, а это тяжкий грех, и потому сам молился о людях, побывавших у него на исповеди. По совету, благословению и молитвам Батюшки не раз у многих людей разрешались важные вопросы. Когда на работе у чад о. Бориса стали требовать предоставить ИНН, он не благословлял брать этот номер. А на вопрос, что же делать, если уволят, он отвечал, что лучше пострадать. С одним из его чад именно так и случилось: он был уволен за невыполнение требований работодателя – предоставить ИНН. Но не прошло и двух недель, как его приняли на ту же работу без ИНН. Были и другие интересные случаи.

Одному из свох чад Батюшка неожиданно помог определить, кто являтся его небесным покровителем: приехав к отцу Борису, он, не успев даже задать свой вопрос, получил в подарок от Батюшки икону со словами: «Это твой Покровитель».

В 1995 г. отец Борис был направлен на восстановление Троице-Сергиева Варницкого монастыря в Ростове, на родине преп. Сергия Радонежского. Эта святая обитель за годы советской власти была осквернена и разрушена, собор и колокольня взорваны. В 30-е гг. в монастыре проводились массовые расстрелы. Здесь надолго воцарилась мерзость запустения. Подвигом труда и молитвы о. Бориса и собравшихся вокруг него православных обитель быстро восстанавливалась. Кроме того, о. Борис взял под опеку 10 заброшенных сельских храмов, расположенных в радиусе 20 км от Варниц. Батюшка приобретал для монастыря большие земельные площади. При монастыре была организована православная школа, библиотека, медпункт. Больные и обездоленные люди находили возле монастыря приют и утешение, могли жить полноценной жизнью, занимаясь посильным трудом и молитвой. Но любое доброе дело, как известно, не обходится без искушений.
Несколько бездомных скитальцев, получивших от Батюшки приют и работу, не вразумились его добротой и лаской, но соблазнились тем, что Батюшка постоянно оказывал материальную помощь и своим чадам, и незнакомым людям. Однажды вечером они позвонили в его келлию, Батюшка открыл им дверь, а они, задумав его ограбить, тут же ударили его в лицо с такой силой, что выбили ему один из передних зубов. Естественно, отец Борис никому про этот случай рассказывать не стал, но потерю переднего зуба было трудно скрыть от духовных чад. Они же впоследствии и узнали о случившемся, расспросив послушников.

Враг рода человеческого не дремал. Он возбуждал зависть в некоторых людях, сеял раздор среди окружающих Батюшку. Никто не знал, сколько безсонных ночей проводил он в молитве, сколько болезней терпел, сколько скорбей и огорчений причиняли ему окружающие его люди. Посыпались анонимки, жалобы во все инстанции, вплоть до наместника Лавры (Варницкий монастырь являлся ее подворьем) и даже до Патриарха. Местные ростовские газеты изливали на батюшку потоки грязи. Скорбь его увеличивалась еще и от того, что многие из близких ему людей поверили сплетням и отвернулись от него. В результате Батюшка был отстранен от управления монастырем с многозначительной формулировкой: «За превышение полномочий», и ему пришлось перебраться в Ивановскую епархию.

Однажды в Варницкий монастырь приехал престарелый представитель зарубежной церкви. Гостя обступили прихожане, слушая, задавая вопросы. Но батюшка Борис не стал даже подходить к нему. Он сказал, что не хочет иметь общение с раскольником. «В храм я его пустить не могу. Это канонами запрещено», – твердым голосом пояснял о. Борис. Зарубежник так и уехал, не найдя себе утверждения в расколе.

Несмотря на постоянные гонения со стороны начальства, Батюшка всех оправдывал, никого не осуждал и не позволял этого делать другим. Он все время напоминал своим чадам, что хуже всего – это надоедать кому-либо, ибо именно от этого происходят все недовольства, ропот и вражда между людьми. Покинув Варницы, о. Борис построил в Иванове часовню, куда стали съезжаться все знавшие и любившие Батюшку. Но главной его заботой стало всеми забытое святое место возле села Антушково, где в 1423 г. явился над болотом Нерукотворный Крест Господень. Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 г.
А с весны 2001 г. началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма. Видимо, предчувствуя близкую кончину, Батюшка говорил об этом монастыре: «Это будет мой последний крест». Тогда никто не придал значения этим словам. Батюшка никогда ни на что не жаловался. Всегда выглядел бодрым, энергичным, благополучным, готовым в любую минуту прийти на помощь всем нуждающимся. Отец Борис с братией Последняя болезнь о. Бориса стала неожиданностью для всех его близких. Он скрывал свою немощь, не хотел никого печалить раньше времени.

После резкого обострения панкреатита, случившегося в ночь на 14 августа, Батюшка три недели провел без сна и пищи, всецело положившись на волю Божию. 2 сентября по его просьбе был приглашен священник из храма «Всех скорбящих Радость» о. Сергий, который причастил и пособоровал Батюшку. Только ночью 4 сентября о. Борис разрешил вызвать врача, и утром следующего дня его отправили в больницу. Высококвалифицированный специалист из Москвы сказал, что положение безнадежно.
Начался перитонит, сопровождавшийся сильнейшими болями. Батюшка не жаловался, только иногда говорил: «Надо терпеть, ведь Господь терпел…»
О. Димитрий в эти последние часы неотлучно находился возле брата. Врач же с изумлением говорил: «Непостижимо, как он терпит такие боли…» Отец Борис хотел вернуться из больницы в монастырь, но врач возражал, т.к. транспортировка была бы слишком болезненной.

Батюшка почил 5 сентября 2001 г. в 23 часа 10 минут. Вечером 6 сентября гроб с телом Батюшки повезли в Сергиев Посад – в Лавру. На окраине Ярославля гроб встречала мать о. Бориса – монахиня Аполлинария. Ради матушки был открыт гроб и снят с лица Батюшки воздух: лицо его приняло выражение покоя и величавости, стало какой-то необычной, неземной красоты.
Рано утром 7 сентября в Свято-Духовом храме Лавры после Литургии началось отпевание. Отпевал Батюшку его брат – иеромонах Димитрий. Похоронили о. Бориса на Лаврском кладбище в с. Деулино. Лаврские старцы пророчествовали, что мощи о. Бориса в последствии перенесут в монастырь в Антушкове.

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100