Вторник, 19 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий об антихристовом времени

Приучив себя уже сейчас к жизни простой, умеренной, можно будет пережить антихристовы годы. Иметь маленько землицы, возделать немного пшенички, картофеля, посадить несколько масличных деревьев, и тогда, держа какую-нибудь скотинку, козочку, несколько курочек, христианин сможет пропитать свою семью. Бог не оставит человека без помощи.

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.09.2018
Познай дух времени!: Беседа с благочинным монастыря свт. Игнатия (Брянчанинова) о святоотеческом наследии

В продолжение одной из главных тем:


Святитель Игнатий – апостол наших дней

2018-09-04_230107.jpg
Читатели знают, что святитель Игнатий (Брянчанинов) – один из самых цитируемых в «ПК» Святых Отцов. Недавно мы побывали в монастыре, настоятелем которого святой Игнатий был более 20 лет – Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни (ныне формально находится на территории пос. Стрельна, в черте Санкт-Петербурга). Настоящим утешением стала беседа с благочинным обители игуменом Варлаамом (Переверзевым).


– Батюшка, хотелось бы поговорить о святителе Игнатии. Биографические данные многим известны, а расскажите, пожалуйста, о его характере, особенностях его трудов?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) является, безусловно, Апостолом нашего времени. Его творения созданы прямо для нас, сегодняшних, будто писались только что. И даже, думается, они возымели актуальность в наше время большую, чем при его жизни и сразу после смерти.

Часто советую людям читать его прямо с первого тома – «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». И порой слышу в ответ: «Пробовал – непонятно». Действительно, с одной стороны писания святителя крайне злободневны, с другой – враг спасения сделал все, чтобы для современного человека они были неудобопонимаемы, потому что люди привыкли к некой художественности, литературности... А святитель писал в духе исповедничества, очень глубоко, твердо, даже жестко, и в то же время – утешительно. Он переработал много трудов Святых Отцов древности и нам после себя оставил настолько важный материал, что если бы современный православный человек имел только одни творения святителя Игнатия, то путь спасения был бы ясен! Все там есть – это такой концентрат святоотеческого опыта для нашего времени.

Причем сам святитель пишет: когда я стал читать Святых Отцов, то поразился, в каком единстве Духа они между собой находятся. А то сейчас учат, что между многими Святыми Отцами были противоречия – один так считал, другой иначе, все это якобы были их частные мнения, а не учение Церкви. Это вовсе не так. Просто у каждого из Отцов был свой путь, свои методы, обстоятельства духовной жизни, что по сути составляет церковную полноту во всем ее многообразии. Житие затворника – одно, монаха в монастыре – другое и т. д., но направление, дух – одни и те же.

Да, слышал такую еще мысль о характере святителя Игнатия и его творений, можно с ней согласиться, – что по своему настрою они более подходят для человека твердого в вере, не склонного к унынию, потому что раскрывают глубину нашего грехопадения. В отличие, например, от святителя Феофана, который тоже очень глубок и выразителен, но в духе своем более радостотворен, легок. Хотя советую читать всем и того, и другого!

2018-09-04_232019-.jpg

Святитель Игнатий по характеру был строгим, взыскующим с братии попечение о спасении души. Но в то же время любой насельник обители мог к нему прийти и днем, и ночью и получить духовное утешение. Например, своего ученика и последователя отца Игнатия (Малышева) святитель поначалу долгое время смирял – с места на место гонял, келии менял, как и его прежде воспитывал в Оптиной пустыни старец Лев. Но при этом наставник являлся именно любящим отцом.

Строгость святителя Игнатия была воспитана в нем еще в детстве. В семье дети боялись обидеть родителей, чтили их. Оказывается, простуда, подорвавшая здоровье святого, возникла у него после случая, когда юноша, купаясь в речке вместе с отцом, побоялся огорчить его и не признался, что переохладился…


– По творениям святителя Игнатия мы учимся в том числе внешним правилам благочестия: как должен выглядеть, вести себя христианин, когда и почему делать поклоны в храме, креститься, как прикладываться к святыням и т. д. Насколько эти наставления сейчас актуальны? Иногда приходится слышать, что ревность о соблюдении всех таких установлений – некое фарисейство, следование устаревшей букве, а не духу…

– Внешнее должно быть выражением внутреннего. Но чтобы выковать внутреннее, нужны внешние условия, правила. Конечно, человек может сделать земной поклон в любое время, но ведь он должен для начала понимать службу – когда это более уместно, не будет ли это соблазнительным для окружающих, безчинством под благовидным предлогом. Для этого Отцы и прописали общеупотребительные правила: в будни – одно, в выходные – другое, в Пасхальные дни – третье; в храме и в келии – тоже по-разному; в разные Литургии (свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова) – все по-своему. Опять же, Отцы в Духе Святом утверждали эти правила, что же нам пытаться угодить Богу, выдумывая новое или искажая открытое Им? Но надо и знать, как исполнять все это с рассуждением, сообразовываясь с обстоятельствами.

Чаще, конечно, сегодня можно встретить мнение, что внешнее не важно, что правила и каноны устарели, «Бог должен быть в душе». Но мы должны следовать Церкви – Церковному Преданию, описанному Святыми Отцами. Если человеку не говорить о правилах, он не поймет и Бога, Того Духа, Которого наша цель стяжать. Когда к отцу Николаю Гурьянову приехал один мужчина, старец его спросил: «Чего пришел?», – и мужчина растерялся и задумался. Вот, приходится людям объяснять, как это делал и святитель Игнатий – прямо, без виляния.

Говорят: «Зачем эти правила, каноны вычитывать ежедневно?» Но если христианин не будет исполнять своего келейного правила, то в такой «головешке» духовная жизнь прекратится. Это – самая малость, но именно основа, без которой невозможно дальнейшее возрастание в вере.

2018-09-04_231253.jpg

А когда и это неважно, и то не так важно, начинается, помните: «Что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григория»; через какое-то время: «Что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла»; потом: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». А потом следует отрицание и Бога, и всего духовного.

Верный в малом верен и в большом. Поэтому важно и внешнее, но чтобы это было не просто обрядовостью, а отражением внутреннего, – стараться его «подтягивать», без перекосов.


– Как раз хочу дальше спросить о «перекосах». У святителя Игнатия есть сочинения «О прелести», «О ревности душевной и духовной» и другие, где очень глубоко и точно описываются нездоровые духовные состояния людей. А как Вы считаете, какие уклонения характерны именно для нашего времени и почему они происходят?

– С одной стороны, у нас сегодня наблюдается уклонение в обновленчество, некий либерализм церковный, с другой – в формальность и гордыню. А потому что и то, и то – без любви. В первом случае надо напомнить: «Кто любит Меня, тот заповеди Моя соблюдет» (ср.: Ин. 14, 21), а во втором: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5, 5). Наше спасение – царский, средний путь – между страхом и надеждой. Спасение – от Бога, дается смиренным – кто и правила исполняет, и в этом благочинии своем надежду не полагает.

2018-09-04_231540.jpg

Часто человек в прелести духовной думает только о себе – мол, заповедано же: «Спасись сам…» Но тут действует враг, и получается у такого человека не души спасение, а быта улучшение, устраивание своей жизни в комфорте и удобствах. Также встречаются искажения, когда человек выхватит что-то отдельное, возведет в абсолют, а с прочим не соизмеряет. Где потом эти люди? Обычно любой соблазн или незначительное несоответствие происходящего их пониманию настолько приводит их в смущение, в ревность не по разуму, что они срываются или в пропасть раскола, или в ересь, или в другие тяжкие. Здесь, к сожалению, не приходится говорить ни о живой вере, ни о рассудительности, ни о смирении с послушанием – у людей в прелести нет авторитета, они слушаются своих помыслов.


– Переходя к теме послушания, духовного окормления: святитель Игнатий писал, что старцев истинных сейчас нет – не было уже в его время! Как это понимать и что в таком случае делать?

– Тут надо иметь в виду, что сам святитель проходил, как я уже сказал, послушание, искус под духовным руководством старца Льва, за которым последовала целая плеяда Оптинских старцев. Были и Глинские старцы, и подвижники XX века, и нашего времени – только недавно ушли от нас отцы Кирилл, Наум, Адриан, Гермоген… И сейчас живут духовно опытные отцы. Слова святителя Игнатия нужно понимать как опять же тенденцию времени – в сравнении с древними отцами такого старчества и послушничества, как прежде, уже нет, да. Но при этом добродетель послушания – Церкви, ее канонам, Преданию, современным духовникам – необходима!

В свое время, заочно учась в Троице-Сергиевой лавре, я ходил к отцу Кириллу за духовным советом, благословением – до его болезни. Считаю это милостью Божией – от многого он меня предостерег, остановил, вразумил. До сегодняшнего дня вспоминаю его слова, молюсь ему, думаю, как он бы поступил на моем месте…

Так что благодать духовного окормления, послушания дана нашему времени, но в уже гораздо меньших размерах, чем было даже при святителе Игнатии. В любом случае, всегда есть духовный человек, с кем можно посоветоваться. Суть же послушания, заповеданного всем христианам, – в отсечении своей воли, в руководстве по жизни Евангелием. Нужно и рассуждение, и чтение душеспасительных поучений Святых Отцов, – а то, действительно, вместо кормчего можно попасть на простого гребца, как писал святитель.


– Следующие известные слова святого – об апостасии: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею… Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». Какие еще характерные нашему дню тенденции Вы бы выделили, и как им можно противостоять?

– Во-первых, видя сегодняшнюю апостасию, необходимо всеми силами хранить церковное единство. При этом «ухо держать востро». Где надо – не соглашаться, обличать, но в разумных пределах, чтобы не стать причиной раскола, смуты, не соблазнить никого к таким отступлениям. А как же не обличать все это либеральное лобби в Православной Церкви; модернизм, например, в богослужении, в духовном образовании, в радиопередачах и публикациях СМИ?! Иначе столько можно набраться ереси, соблазна, уйти от чистоты веры Христовой!

2018-09-04_234001.jpg

Святитель Игнатий самих архиереев обличал. Уже в его время апостасия проникала во все слои церковной жизни – он не молчал, но при этом сохранял дух мирен. Правильное духовное состояние – благое переживание, благая обезпокоенность происходящим вокруг отступлением. Соглашаться с ложью нельзя. Но нужно и не предаваться духу осуждения, смятения. Опять же, необходим средний, царский путь.

В нашей Церкви сегодня – слава Богу! – есть множество достойных пастырей, архиереев; благодаря их трудам и молитвам держится дух благочестия. Но дух времени, как говорил святитель Игнатий, – понимать надо. Конечно, с кончиной Патриарха Алексия многие почувствовали, что целая эпоха ушла, и старцы сейчас один за другим уходят…

Еще нынешняя особенность – глобализационные тенденции. Людей закабалили кредиты, ипотеки, цифровые технологии, интернет. Нет времени задуматься, помолиться, почитать... Наш народ втянут в эту глобальную ловушку, в бешеные темпы и «высокие» технологии жизни, которые пытаются сделать неотъемлемыми атрибутами современности. И это при том, что в стране – нравственный и экономический кризис, а у нас власть отдается банкам, вводят «цифровую экономику», «цифровую школу», биометрическую идентификацию! До этого ли нам сейчас?!

Мы должны как можно меньше зависеть от этих тенденций, отказываться от навязываемых технологий, электронных форм оплаты, идентификации, отстаивать традиционные системы учета, документооборота. Конечно, очень мало людей, которые это понимают, но, как показывает практика, даже несколько десятков человек способны организовать массы народа, например, для сбора подписей за отказ от биометрии, от электронных карт, от принятия ювенальных законов, от нововведений в школах и т. д. Надо действовать – вера без дел мертва. А чтобы совершать правильные, добрые дела по вере, необходимо узнавать дух времени, обличать ложь, прикрывающуюся добродетелью, – как и наставляет святитель Игнатий.

2018-09-04_231734.jpg


– Часто приходится слышать, причем от духовных людей: «Наше дело – молиться; зачем лезть в политику, в земные проблемы, вопросы государственного устройства?..»

– Разве православный человек не должен интересоваться политикой? Разве он не должен всю свою жизнь стараться строить по заповедям Божиим? Или в храме мы – одни, а в обществе – другие? Святитель Игнатий, будучи глубоко духовным человеком, склонным к уединению, выполнял свой долг перед Царем земным, не отстранялся от нужд государства и своего народа. Также и старцы нашего времени – Николай Гурьянов, Кирилл (Павлов) – были в курсе жизни народа, знали, что происходит в стране… Да даже преподобная Мария Египетская при встрече с аввой Зосимой поинтересовалась: как правят Цари в стране, направляют ли ко благочестию вверенный им народ. Такая вот «политика»! А среди духовных чад наших старцев были и редакторы газет, и писатели, и издатели, и те же политики, которые несли в массы благословленный их духовниками правильный курс. Поэтому, как я сказал, малая горстка самоотверженных людей может сделать большое дело.

«Молитесь!» – несомненно, молиться мы должны всегда, это первое дело для православного человека. Но не всякое обращение к Богу есть молитва, не всякая молитва Ему угодна, но только – в духе Истины, – об этом тоже писал святитель Игнатий. Для этого нужна правильная, Православная вера. А вера, опять же, без дел мертва. А чтобы делать угодные Богу добрые дела, нужно различать добро и зло во всех его проявлениях. Потому и необходимо «знать обстановку».


– Тоже часто приходится слышать, особенно в возрождающихся обителях: «Нам некогда следить за обстановкой, новостями, у нас – строительство…»
 
– Так для чего мы тогда все строим, возводим стены, когда от чистоты веры отступаем, духа правильного не имеем, молитве не учимся, направить обращающегося человека не можем? Кто-то даже говорил: «Мы не молитвенники, мы – строители: сейчас построим, а после нас уже молитвенники будут». А что, молитвенники эти с неба упадут?! Вот, один современный старец обличал: «Монахи, не делайтесь рабами скота!» Монастырскую жизнь сегодня часто превращают в колхоз: заводят хозяйство и впрягаются в ежедневные труды, заботы о нем. Конечно, не будет ни возможности, ни сил, ни желания молиться и вникать в дух времени. Но здесь нужно вспомнить слова преподобного Паисия Святогорца: раньше монаха сажали в башню за то, что он интересовался обстановкой в миру, а теперь надо сажать за незнание того, что происходит и к чему все движется. Внешнее невозможно отделить от внутреннего, как и Церковь – от государства, как бы это ни старались делать. 


– Мы знаем, что святитель Игнатий имел твердую верноподданническую позицию по отношению к Царю Николаю I, по поручению которого возрождал внешнюю и внутреннюю жизнь этого монастыря... 

2018-09-04_230140.jpg

Сейчас симфония властей церковных и государственных разрушена; говорится о том, что всякая власть от Бога; насаждается толерантность, некая мультирелигиозность, безразличие к земному устройству – уранополитизм… Как к этому относиться?

– Всякая власть, действительно, от Бога, но – или благословляется, или попускается Им. В России земное жительство веками строилось по образу Небесного Царства. «Демократия – в аду, а на Небе – Царство», – учит святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этом же духе наставлял и святитель Игнатий (Брянчанинов), подавая во всем пример. Мы должны и внутри себя строить Царство Небесное, и внутри семьи – малую церковь, и в государстве – Царство с основой на Православии, иначе – никаких успехов не будет, Бог не даст.

Нужно учиться еще у святых Царственных Мучеников – для нас очень важно понять, что Царь Николай II строил именно Православное Царство. Почему его отвергали, критиковали, обвиняли чиновники, дворяне? Потому что он руководствовался не обычными категориями выгоды, а категориями духовной пользы, спасения душ. Он не хотел быть номинальным главой государства, а именно – отцом народа, Помазанником Божиим для Святой Руси. Его не поняли, свергли, организовали государственный строй со всяческими «свободами», «правами», но Господь все это разрушил. Так и сейчас, при потугах власти к светскости, толерантности, мультирелигиозности – обстановка в стране лишь накаляется.


– Еще вспоминаются предсказания святителя Игнатия, что в последние времена противники антихриста сочтутся возмутителями общественного порядка, преступниками закона, и, как написано в Евангелии, убивая православных, даже будут думать, что приносят службу Богу…

2018-09-04_233636.jpg

– Да, действительно, приближение к этим временам мы сейчас видим. Те православные, которые выступают против глобализации в различных ее проявлениях, экуменизма и модернизма, дискредитируются в СМИ, на них навешивают ярлыки маргиналов, сектантов, «темных» людей. Но и новомучеников с исповедниками гнали за якобы нарушение общественного порядка, «контрреволюционную», «антигосударственную» деятельность. 

Православный человек должен и всегда будет выступать против мирского духа, поэтому носители этого духа ополчаются и будут восставать против нас, вплоть до времен самого антихриста. Получается, что настанет такое время, когда этот дух широко распространится в церковной среде, и уже считающие себя православными станут гнать подлинно православных.

Т. е. мы живем во время подмены Христа антихристом, приближаемся к изощренным внутрицерковным гонениям, «гонениям на дух», о чем нас предупреждали Святые Отцы и подвижники, в том числе преподобные Варнава Гефсиманский, Анатолий Оптинский младший, святитель Игнатий (Брянчанинов) и др.

2018-09-04_232703.jpg


– Батюшка, приведите, пожалуйста, в завершение какие-нибудь обнадеживающие слова святителя!

– «Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европою. Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше, нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в 100 миллионов. Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. 
   Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-й и 39-й главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира, и заключить концом своим историю странствования на земли человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-й главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святой Андрей Критский, церковный писатель VII века, объясняя 20-ю главу Апокалипсиса и находя пророчество ее тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: „Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы". 
   Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I. Петр I пожаловал в Париж гостем в 1714 году, а в 1814-м пожаловала туда Русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, навстречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: „Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным". Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, – таково ее предопределение».

– Аминь! Благодарим Вас, отец Варлаам!

2018-09-04_233234.jpg

Беседовала Анастасия Державина


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:








Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100