Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме
Любовь к Богу <...> не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно <...> борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить 01.10.2015
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить
Большинство граждан России и Русского Мира признают, что нам необходима государственная идеология, держащая общество в собранном состоянии и противостоящая разложению. Не спорю с этим и я. Но вместе с этим попытаюсь изложить, почему любая идеология неизбежно поражена бациллой «прав человека», а значит, содержит в себе вектор к разложению, эрозии и атомизации общества.

Что такое идеология? В переводе с греческого - это, вообще говоря, учение об идеях, на практике представляющее собой общественно-политическое учение, т.е. то, как должно быть устроено общество. Интересно, что термин «идеология» появился в самом конце XVIII века (ввел его Антуан Дестют де Траси). Интересно и вовсе не случайно. Дело в том, что идеология - это не просто мировоззрение. Нет. Это учение, созданное людьми в (или для) конкретной политической реальности. Причем важно, что понятие идеологии возникает тогда, когда возникает неведомое в традиционном обществе явление - МАССЫ.

Массы - это не просто человеческое общество. Это такое общество, в основе которого - отдельный индивид. Массы возникли в Европе в то время, когда большая часть населения переместилась в города и утратила связь с традиционным вековым укладом. Произошло это прежде всего по ЭКОНОМИЧЕСКИМ причинам, а значит, утерянной оказалась духовная основа. Вот для этих-то масс, утративших представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, и стала требоваться идеология. То есть можно сказать, что идеология - это созданное кем-то учение для потребления его массами, которым некогда или неохота над этим думать.

Это, конечно, не означает того, что в массах совершенно никто не думает над духовной основой жизни. Но в массах связи между людьми ослаблены настолько, что они уже не выступают как единое целое, а выступают как множество маленьких социальных атомов. Кстати, концепция идеального газа возникла в Европе примерно в то же время. Напомню, что в таком газе его молекулы представляют собой абсолютно упругие частицы, между которыми нет притяжения или отталкивания, а их взаимодействия подчиняются статистическим законам. То есть гражданское общество в физике. Ведь что такое гражданское общество? Это те же массы, только оформленные в государство-корпорацию. Но любые массы требуют ответа на самые фундаментальные вопросы, которые давало традиционное мировоззрение. Когда оно испаряется, когда индивиды его забывают и отказываются от своих корней, они начинают духовно питаться суррогатом - идеологией.

Таким образом, идеология - это характеристика масс, которые состоят из индивидов. Естественно, что любая идеология «заточена» под индивида, льстя ему. Но здесь возникает противоречие. Будучи «заточенной» под индивида, она одновременно направлена и на общество, ведь сама идеология относится к обществу. Поэтому она озабочена тем, как всех индивидов собрать вместе. В этом - ее травматизм, «первородный грех». Идеология собирает тех, кто разорван между собою; она пытается склеить осколки разбитой чашки. Это, конечно, можно сделать, но вряд ли такая чашка долго прослужит.

Самое главное - идеология не устраняет индивида, и это фундаментально. Напротив, она утверждает индивида и провозглашает его высшей ценностью со всеми его неподъемными правами.

Происхождение термина обусловливает его содержание. Идеология возникла для индивида и потому будет служить индивиду. Разумеется, есть идеологии коммунизма и нацизма, которые в отличие от либерализма провозглашают субъектом истории не индивида, а их совокупности - класс или нацию в расовом понимании. Но и они не подвергают сомнению индивида как основу общества. Просто организуют их по-другому. В этом смысле они, безусловно, проигрывают либерализму, который реализует потенциал модерна наиболее полно. (При этом из трех вариантов я выбрал бы все же коммунизм.)

Сам модерн есть отрицание традиционного общества, а его отрицание наиболее последовательно проводит либерализм, которые если уж отрицает, так отрицает до конца - без последующей «сборки» индивидов в какую-то общность. В этом смысле коммунизм и фашизм больны ностальгией по традиционном обществу, которое они хотят воплотить на базе масс. Но, как мы видим, исторически это не удалось. Общество модерна неизменно «соскальзывает» к индивидуализму. Таков был путь СССР, таков же путь нынешнего Китая, в котором степень индивидуализма и вестернизации молодежи уже представляет собой опасность для государства.

Болезнь индивидуализма маскируется под «права человека», т.е. болезнь выдает себя за здоровое состояние и даже достижение. А весь мир должен это принимать на том основании, что у всех людей якобы одни и те же права. Но что такое человек вообще? Есть русские, китайцы, англичане, но никто еще не видел «человека вообще». А вот идеология «прав человека» преследует цель создать «человека вообще», т.е. стереть границы между людьми и полностью обезличить их, а следовательно, лишить человеческого облика, превратить в тело, машину потребления. Под видом «прав человека» подается созданная на Западе идеология расчеловечивания - доведенный до логического конца индивидуализм, когда вообще никому ни до кого нет никакого дела. Поэтому идеология «прав человека» - это, можно сказать, самая последовательная из всех идеологий, причем весьма соблазнительная. Потому она так прельщает слабые умы и нестойкие души.

Можно ли с нею бороться? Известно, что самое эффективное лечение - это профилактика. Гораздо легче не доводить до болезни, чем потом лечить ее. Применительно к идеологии это означает, что не нужно доводить до идеологии. Что я имею в виду? Когда кто-то что-то придумал, тут же возникают претензии: он считает так, а я считаю иначе, - и в итоге все снова скатывается к индивидуальным предпочтениям.

Разумеется, в нашем нынешнем состоянии на каком-то этапе возникнет потребность в оформлении идеологии, которую будет разделять большинство людей. Мы и сейчас ее чувствуем, но никак не можем выразить словами. Но этот шаг должен стать лишь промежуточным на пути к подлинно традиционному обществу. При этом я сразу отвечу на возражения о том, что «прошлое невозможно вернуть». Речь идет не о прошлом, а о том, чтобы сделать традиционное общество нашим настоящим и будущим. Но для этого нужно будет преодолеть проблему, вынесенную в заголовок статьи.

Возвращаясь к самому началу ее и на том заканчивая, подчеркну, что традиционное общество отличается от общества модерна тем, что в последнем идеи мыслятся как некие отвлеченные абстракции, в то время как в традиционном именно идеи обладают подлинным бытием, являясь мыслями Cамого Бога, Который «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем» (св. Иоанн Дамаскин). Следовательно, актор истории не индивид, а идеи, творящие через общество и восходящие к Богу. Нам лишь нужно не отворачиваться от Бога, а повернуться к Нему. И тогда никакие обезличенные «общечеловеки» нам не нужны и не страшны.

А потому не нужно нас пугать лаптями, косовороткой или пресловутой «русской отсталостью», которой бредят западники. Традиционное общество возможно и в век цифровой техники. Только это общество, в котором техника не объект поклонения и инструмент атомизации, а просто техника. А идеи, во имя которых живет общество, не чья-то выдумка, а самая настоящая реальность, соединяющая нас с Творцом. И потому такое общество не убить, как нельзя убить Его идеи. Вот задача, которую нам предстоит решить.

Евгений Чернышёв, Донецк

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100