19.08.2010
ЧТО ЕСТЬ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ?
...Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.
Так описывается праздник Преображения Господня, который сегодня отмечает наша святая Православная Церковь. Этот праздник предвосхищает и наше будущее преображение, которое ожидает душу каждого человека при переходе в вечность.
Человек имеет тело и душу, а потому внешнему, физическому нашему преображению должно предшествовать изменение души. Без преображения души внешне человек преобразиться не в силах. Душа же наша не может ни преобразиться, ни исправиться без Господа и без своих собственный усилий и трудов самопонуждения. Так вкратце можно объяснить суть нынешнего праздника.
«Сегодня святое Евангелие повествует нам о том, что Господь для Своего Преображения взошел на высокую гору и молился, научая этим и нас отрешаться от земных уз и почаще возноситься мысленно к Горнему, к Небесному, очищая тем самым свои чувства и ум от житейской суеты и привязанностей. <…> Апостолы Христовы почувствовали высочайшее блаженство только тогда, когда удостоились созерцать славу Своего Божественного Учителя. Это обстоятельство убеждает нас в том, что только во Христе человек может иметь истинное и наивысшее счастье и это счастье есть единственное, которого никто и никогда у нас отнять не сможет. Всякое другое счастье, счастье без Христа, – призрачное, обманчивое, изменчивое, и те удовольствия, которые обещает оно, повергают человека в бездну неисчислимых и тяжких страданий», - так говорит архимандрит Кирилл (Павлов) о проповеди на праздник Преображения Господня.
* * *
По традиции и согласно Типикону на Преображение Господне в конце Божественной литургии освящают яблоки, виноград и другие плоды нового урожая. Поэтому этот день иногда называют вторым, или Яблочным Спасом. До Преображения на Руси строго запрещалось есть яблоки, а благочестивые люди вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов.
Обычай освящать плоды древний, восходит к VIII веку. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (по юлианскому календарю, 19 – по григорианскому) было то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии.
Поделиться новостью в соц сетях:
<-назад в раздел