Пятница, 27 Ноября 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

сщмч. Иннокентий (Просвирнин) о патриотизме
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм…
Архим. Иннокентий (Просвирнин) о спасении и России

В кулуарах

Наш выход в единстве
Сегодня гость нашего издания – известный болгарский политик, писатель, и публицист Пламен Пасков. В 2016 году на президентских выборах в Болгарии он был одним из кандидатов на этот высокий пост. Интересно, что по профессии он ветеринар, но в последние годы стал широко известен именно как политик и убежденный сторонник Русского мира, последовательно защищающий интересы простых людей.

«Православная вера – главный помощник»
Александр Валерьевич Погорелов – человек широко известный, ветеран спорта, в послужном списке которого множество высоких достижений, званий и наград. Недавно наш корреспондент повстречался с Александром Погореловым – заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом мира по кикбоксингу и тайскому боксу, основателем собственной школы бокса в Москве. Он любезно согласился уделить нам время и ответить на вопросы «ПК».

О ложном страхе последних времен
Сегодня, когда у нас на глазах совершается массовый отход людей от веры, призывающее слово священника становится особенно важным. Поэтому мы продолжаем публиковать беседы с пастырями, кому Богом вверено попечение о спасении душ человеческих. Гость этого номера – отец Александр, духовно опытный, ревностный священник, который уже сорок лет служит Церкви и неуклонным путем ведет свою паству к Богу.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Защитник веры и народа многострадальной земли сербской в XX веке: День памяти сщмч. Петра Дабро-Боснийского

2018-09-17.jpg
Портрет священномученика Петра
 Худ. Р. Калмаревич

Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении веков обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении был период турецкого владычества, но не менее драматичным стало и 20-е столетие, когда Сербскую Церковь вновь постигли суровые испытания. В период Второй мировой войны территория Боснии и Герцеговины оказалась в составе марионеточного «Независимого хорватского государства», где был развернут террор в отношении православного духовенства и сербского населения. В это жестокое время украсился мученическим венцом митрополит Дабро-Боснийский Петр, чья фигура явилась идеалом сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.

Священномученик Петр (в миру Иоанн Зимонич) родился 24 июня 1866 года в городе Грахове (Герцеговина, тогда в составе Османской Империи), в семье прославленного народного героя, воеводы и священника Богдана Зимонича – участника Герцеговинского восстания 1875–1878 годов против турок (после которого край отошел к Австро-Венгерской Империи).

Получив начальное образование в родном доме, в 1887 году Иоанн закончил семинарию в Рельеве и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом и проводит год в Венском университете. С 27 октября 1893 года становится доцентом, а с 14 октября 1895-го – профессором богословского училища в Рельеве. 6 сентября 1895 года в монастыре Житомислич будущий святитель принимает монашеский постриг с именем Петр. Затем – рукоположение в иеродиакона и иеромонаха. Неутомимый труженик и талантливый педагог, скромный, любезный в обхождении и искренний, отец Петр пользовался любовью и уважением семинаристов. 20 июля 1901 года он назначается консисториальным советником Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 году производится в архимандриты. Известие о его избрании митрополитом Захолмско-Герцеговинским в православной Герцеговине встретили с особым воодушевлением. Хиротония состоялась 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара.

У нового архиерея были нелегкие задачи – восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести тяжелую борьбу с австрийскими властями за сербскую автономию в сфере школьного образования. Противостояние это в известной мере завершилось в 1905 году, после чего владыка Петр смог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Помимо многочисленных церквей, им был возведен большой митрополичий двор в Мостаре и открыто монашеское училище в Житомисличе.

В это время в Боснии и Герцеговине произошел ряд крупных политических событий, негативно повлиявших на положение Сербской Церкви и народа. В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, и надежды на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны ознаменовалось арестами, убийствами и террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты и казнены, а другие окончили свои дни в концентрационных лагерях. Несмотря ни на что, сам митрополит не покидал кафедру и делал все возможное, чтобы облегчить положение паствы. Патриот, безстрашный защитник церковных и народных интересов, он неоднократно проявлял готовность пострадать за свое служение.

Cвятая Сербия... <…> она освящена миллионами страданий и мук за честной Крест и веру Христианскую. Это высшее освящение земли – мученической кровью за Христа. А сколько крови! Сорокалетние сербы являются свидетелями мучений более двух миллионов своих соотечественников. Кто возьмется подсчитать миллионы сербских мучеников за полных пять столетий – от Косова до конца сороковых годов?! Сколько крови! Освящает вода, которой священник окропляет человека, дом, поле, виноградник, пасеку или стадо. Тем более – кровь! Кровь со слезами и воплями к Богу! Поэтому сербы имеют право называть свою землю святой. Святая Сербия... Они должны знать и своим детям наказать, что нет ничего сильнее святого. Святая земля не подвластна ни безбожию, ни лжи, ни насилию, ни вульгарности, ни жестокости завоевателей, ни какой иной силе. Святую землю охраняет Своей силой и Своим благословением Сам Бог. Ее нельзя одолеть. Чем больше мучений – тем она крепче. Пусть радуется каждый серб – теперь больше, чем когда бы то ни было: его Родина – это святая земля. Святая Сербия! Пусть он бережет ее и стремится умножить ее богатство.
Святитель Николай Сербский
Источник: «Святая Русь» (http://svrus.hram.by)

Накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии, в беседе в кафедральном соборе святитель потребовал от присутствовавшего австрийского генерала, чтобы власти прекратили изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к Императору или призвать сербский народ к восстанию. Кроме прочего, он сказал: «Часть наших сограждан [т. е. хорваты] пошли туманным путем, который не ведет к Богу, Царю и миру. Они подняли руки на наши земли, на нашу честь и нашу личную безопасность. Мы не должны следовать этим путем, но необходимо идти с законом в руках к Царю и Хозяину и спросить: есть ли в этой стране для нас защита?!»

После Первой мировой войны на карте мира появилось новое государство – Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, получившее впоследствии название Югославия. Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению частей Сербской Церкви.

Когда Патриархия восстановилась, святителя переместили в Сараево на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру, при этом он не оставлял административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией.

При нем в митрополии строились и освящались многочисленные храмы и колокольни. Перед Второй мировой войной в Новом Сараеве по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита была и постройка семинарии в Сараеве, но начавшиеся боевые действия этому воспрепятствовали. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало Братство святого Саввы, занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекций. Под руководством Церкви проходили благотворительные акции, работали детский дом, детский сад и столовая для сирот. Особое внимание Владыка уделял преподаванию Закона Божиего, на уроках которого сам нередко присутствовал. Ему удалось достичь необыкновенной гармонии в отношениях с окружавшим его духовенством и народом, он не оставлял заботами паству и рукоположил около 40 священников. За свои труды святитель был награжден орденами святого Саввы 1-й степени, Белого Орла 4-й степени и орденом Звезды Карагеоргия.

Нападение Германии и ее союзников на Югославию в апреле 1941 года застало митрополита Петра на кафедре в Сараеве. Из-за интенсивных бомбардировок он на некоторое время покинул город, но уже 21 апреля вернулся в свою резиденцию. Тогда в городе орудовали отряды усташей (хорватских фашистов), повсюду проходили аресты и погромы. Владыка знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича), но отказался оставить паству, сказав: «Там, где я делил с народом добро, я делю с ним зло, и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года в здании митрополии гестаповцы провели обыск. Один из немецких офицеров спросил у святителя Петра: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» – добавив, что за это его следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев священномученик смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды, которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь».

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии католический священник Божидар Брале позвонил митрополиту Петру и потребовал приказать православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Кириллические надписи в официальных документах и на печатях требовалось срочно заменить латинскими. При этом Брале пригрозил, что в случае неисполнения ответственность ляжет непосредственно на Владыку. Ответ последнего был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не закончена».

Твердая позиция архипастыря проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, он ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 года в митрополию пришли усташские полицейские и арестовали святителя. 17 мая Владыку доставили в полицейскую тюрьму Загреба. По свидетельству одного из сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, он держался мужественно и своим поведением ободрял других заключенных. Из Загреба его перевели в лагерь Керестенац, где обрили, отобрали мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позже митрополита Петра отправили в концентрационный лагерь Госпич – на новые пытки и муки. Очевидцы вспоминали, что его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, глумясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба святого доподлинно неизвестна. На протяжении 1941–1942-го годов Священный Синод Сербской Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но – безрезультатно. По одной из версий из Госпича Владыку перевели в лагерь Ядовна, где убили ударом молотка по голове, после чего сбросили тело в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. Есть также предположение, что митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его останки уничтожены в печи для обжига кирпичей. Место погребения священномученика осталось неизвестным. Но как бы там ни было, он безспорно принял мученическую кончину ради Христа и верности Православию, по слову Спасителя, положив за паству свою душу (см.: Ин. 10, 11).

В 1998 году Архиерейский Собор СПЦ прославил владыку Петра в лике священномучеников. В его честь было возведено несколько храмов. 27 декабря 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви внес имя священномученика Петра (Зимонича) в месяцеслов РПЦ.

Подготовила Ксения Миронова

http://www.pkrest.ru       

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение о незаконности проведения «хэллоуина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Формально, с внешней стороны “хэллоуин” представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной.


Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде» (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Громкая читка (окончание)

На веранде зажегся свет. Это Гриша позаботился. Мы подходили к Ионе Марковичу, благодарили. А он не мог понять, за что мы его благодарим, за чтение или за угощение. Но мы дружно уверяли, что и за то и за другое. Очень довольный Елизар, прихватив в дорогу баклажку, налитую Гришей, обнимал Иону Марковича:


Аюрведа - мерзость Индийская (заметка для крещенных в Православии)

Аюрведа - одна из разновидностей индийской альтернативной медицины, которую часто называют дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения санкхья, которая говорит о том, что в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух).


Церковь и астрология

Сегодня от многих людей и даже от православных верующих можно услышать жуткие вещи, а именно: люди начинают выяснять, кто к какому знаку Зодиака относится; кто из них какой зверь, согласно Китайскому календарю; кто кому подходит по гороскопу, а кто кому - нет. Давайте посмотрим, что Церковь говорит про астрологию, и может ли человек, а особенно тот, который посещает Церковь и причащается, называть себя змеей, овцой, скорпионом и проч...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100