Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ангел Церкви Русской: 7 апреля – память святого Патриарха-исповедника Тихона
Ангел Церкви Русской: 7 апреля – память святого Патриарха-исповедника Тихона


...Родился почивший в 1865 году, обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а потом в Петроградской духовной академии. По окончании учения в 1888 году проходил духовно-учебную службу во Пскове, Казани, Холме. В 1891 году постригся в иноки; в 1897 году удостоен архиерейства; в 1898 году назначен на святительский пост в Северную Америку; в 1905 году призван обратно в Россию на пост архиепископа Ярославского; с 1913 года проходил святительское служение в Вильне; с 1917 года состоял (по избранию) митрополитом Московским.

Что сказать об этом первом периоде жизни почившего? Школьные товарищи сохранили об отроческих и юношеских годах почившего самую светлую и добрую память. Учился он всегда прекрасно; был необычайно мирен, кроток и добр; за своеобразную не по летам солидность жизнерадостная молодежь прозвала его «Патриархом», не подозревая, конечно, что Василию Белавину (в разных документах встречается то Белавин, то Беллавин, – примеч. ред.) Богом суждено и на самом деле стать Патриархом. Это школьное прозвище сопутствовало почившему и тогда, когда он из учащегося превратился в учителя, серьезного, дельного, несколько сурового, но неизменно благожелательного ко всем своим питомцам.

В сане архиерея почивший слыл всюду и всегда за чрезвычайно энергичного, неутомимого церковного и гражданского деятеля, обладавшего поразительною способностью разбираться в обстоятельствах, делах и людях. Я лично знал почившего с 1903 года, видел его на различных ответственных постах, в различных, иногда неимоверно сложных положениях, но никогда я не видел его хотя бы на время утратившим дивную христианскую ясность духа. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной Русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжелый архипастырский путь в пору тяжелого военного времени без преткновений. Когда в 1917 году первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву.

Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 года он состоял активным и почетным членом в одной из политических партий (свт. Тихон был участником т. н. черносотенного движения, почетным председателем Ярославского отдела «Союза Русского народа», – примеч. ред.) определенно националистического направления и в духе этой партии работал. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т. п. Ожидалось, что на обвиняемого будет произведено соответствующее впечатление, но он спокойно выслушал обвинение и произнес простые слова, обезоружившие обвинителей: «Да, я работал… и паству свою звал работать вместе со мною, полагая, что на Руси быть Русским не предосудительно».

Когда собрался в 1917 году Всероссийский Церковный Собор, когда заблистали на нем архипастыри, пастыри и церковные люди, кто ученостью, кто красноречием, кто громким именем, Тихон не блистал, был солидно деловит, скромен и смирен. Московичи благодушно острили про него: «Тих он». Однако когда стали перебирать кандидатов на всероссийский патриарший престол, неизменно стали называть и имя митрополита Тихона. Правда, в числе кандидатов он занял, по числу предложений, третье место, но глубочайшее уважение и любовь к нему среди участников Собора были таковы, что когда жребий решил дело в честь митрополита Тихона, священное «аксиос» было безпредельно единодушным. Встретил он избрание с глубочайшим смирением, с ясным сознанием великости и трудности предлежащего подвига и сопряженных с ним тяжких испытаний и страданий. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком,говорил он делегатам Собора,на котором написано „плач, и стон, и горе“ (Иез. 2, 10)…» Эта речь новоизбранного оказалась пророческою.

Действительно, с первого дня великого подвига и до последнего дни его были днями плача, стона и горя. Среди небывало тяжелых обстоятельств жизни родного народа и Церкви при диком шуме внутренней военной смуты был избран Святейший Патриарх, и все дни его патриаршествования были временем, когда многомиллионная страна знала только плач, стон и горе. Кровавым вихрем жесточайшего террора сметались с лица земли целые сословия и классы. Вековой строй государственной, семейной, общественной жизни подвергся ломке и перестройке, сопровождавшимся все время насилиями и ужасами. Массовые повальные болезни и голод тяготели над измученным народом. Вся страна походила на страну, посещенную длительным землетрясением: всюду развалины и развалины, а над развалинами и пожарищами люди, завидующие покою мертвых.

Но самые тяжелые удары рука бьющего террора все семь лет стремилась нанести именно Церкви. Казни духовных лиц производились часто совершенно безсудно. В новом государственном строе служители Церкви были обращены в лиц без элементарных гражданских прав. Издевательства над святою верою и ее служителями приняли неимоверные размеры. Противорелигиозная пропаганда стала повсеместной и систематической. Церковь всеми способами стали отстранять от влияния на школу, на семью, на общественную жизнь, Духовно-учебные заведения закрыли, упразднили домовые церкви, все обители (монастыри), приходские церкви обложили налогом, налогом обложили пастырскую работу. При всеобщем крайнем обеднении всевозможные налоги на религиозные проявления делали эти проявления неимоверно затруднительными.

При таких условиях вступил на патриарший престол Святейший Тихон, при таких условиях в течение семи с половиною лет правил Патриархатом. Ясно, сколь труден был его подвиг. Тем с большим духовным удовлетворением ныне мы свидетельствуем, что Святейший Тихон при окончании земного поприща имел полное право вместе со святым Павлом сказать: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. 4, 7). Он не допустил к чистой святой вере никаких примесей. Среди всеобщего разрушения и разложения он сумел сохранить и канонический организм церковный в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушение которого оказалось не под силу всесветным разрушителям. 

Это значение Патриарха понимали противники веры, поэтому борьба их с верой в значительной степени обратилась в «борьбу с Тихоном».

Хотя бы вкратце проследим те приемы борьбы, которые были применены к нему и против коих он с честью устоял.

Первый прием – обольщение: ценой признания власти разрушителей и поработителей, ценою публичного призыва народа к таковому признанию Патриарху давалась возможность купить себе все те внешние блага, какие способна дать своим сторонникам наличная власть. На эти искушения Патриарх ответил своими всему миру известными посланиями к народу, в коих он объявляет наличную власть безбожной и предает ее анафеме.

От обольщения враги перешли к устрашению. Патриарха волокли по допросам, вручали ему исполненные угроз распоряжения, подвергали домашнему аресту, составили обширнейший обвинительный акт с рядом тягчайших, грозящих смертью обвинений, заключили в узы, поволокли в суд... Но Патриарх остался непоколебимым в своих церковных и национально-политических воззрениях.

Из иерархов, осужденных церковным судом, даже лишенных сана и отлученных от Церкви, решили создать оппозицию Патриарху и возглавляемой им Церкви. Отбросы церковные, при всемерной поддержке врагов Патриарха и Церкви, стали создавать различные, якобы церковные, новообразования. Один из видных работников по борьбе с Церковью, лично известный Патриарху и по времени учения, и по прежней церковной службе, желая смутить дух Патриарха и склонить Патриарха «к уступкам», стал перечислять Патриарху «церковных генералов», перешедших и еще имеющих перейти на сторону «советов», и предположительно рисовать, что могут сделать «советы» из этих «церковных генералов». «Генералы-то у вас есть и еще будут, а церковной армии при них нет и не будет», – спокойно заметил Патриарх. «Почему? – удивленно воскликнул совспец, – к нам перешли люди большого образования и выдающихся дарований, и народ за ними пойдет!» – «Церковный народ ищет в своих вождях чистоты и святости, а про ваших „генералов“ он знает, что это церковные отбросы; „советы“, рассчитывая на этих „генералов“, добавил Патриарх, забывают Русскую пословицу: „Из навоза лепешки не сделаешь!“»

После освобождения Патриарха из уз пытались подорвать доверие к нему путем распространения в печати и устно сообщений о «покаянии» Патриарха. Сообщалось, что Патриарх отрекся от своего прежнего образа мыслей и действий, «сменил вехи». Одни злорадствовали, другие скорбели; но знающие Патриарха были уверены, что в данном случае дело приходится иметь со злонамеренной клеветой на Патриарха. Так оно и оказалось на деле. 

Патриарх внезапно умер, однако не от четвертого «удара» и не от болезни почек, а от «грудной жабы», о которой раньше никогда не было речи. Пошли толки и предположения, создалось впечатление неясности и таинственности обстоятельств смерти Патриарха. Определенно, даже в печати, стали раздаваться голоса, что смерть Патриарха – мученическая. Жил исповедником, умер мучеником. Официальные источники, по крайней мере те, которые доступны нам, по-видимому ничего не предпринимают, чтобы рассеять молву о мученической кончине Патриарха. И эта молва все более и более утверждается в общественном сознании, и нам кажется, что она утвердилась уже в народном сознании настолько прочно, что никаким официальным опровержениям и разъяснениям не побороть ее.

Семь лет исповеднической церковной работы и героической национально-политической работы сделали Патриарха любимым народным героем, в которого весь народ привык верить безусловно, которого привык представлять героем во всем: в словах, делах, жизни, а отныне и в смерти. Таким, каким народ запечатлел его в своем умопредставлении, каким полюбил его, он будет жить в памяти народной вовеки, таким он будет и по смерти продолжать руководяще влиять на сознание и жизнь родного народа в роды родов.

 
Священномученик Иоанн (Поммер)
 
Слово в день погребения Святейшего Патриарха Тихона
12 апреля 1925 года

 
Печатается в сокращении
 
Вера и жизнь. № 5, 6. Рига, 1925.


Источник: Газета «Православный Крест»* №7 (199) от 1 апреля 2018 г.
http://www.pkrest.ru/199/199-12.html

___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию).
 Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям.
 Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. также:

Анафема безбожникам: О тяжелейшей ситуации в России и Церкви в начале 1918 года

«Опомнитесь, безумцы! Верующие, станьте за Церковь!» Соборное постановление Патриарха Тихона и Священного Собора после революции

Подрыв России безбожием: Об отделении Церкви от государства и последующих гонениях, арестах, расстрелах

За Веру, Царя и Отечество: Подборка цитат Святых Отцов, подвижников благочестия и великих людей о России, Церкви и наших врагах (ПОПОЛНЯЕТСЯ)



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100