Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после литургии в день Торжества Православия, когда положено в храмах произносить чин анафематствования* еретиков и их лжеучения, рассказал о новом виде «глобальной ереси» – гуманизме. «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества и защиты прав человека – нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни... В новое время универсальным критерием истины стал человек и его права, и с этого момента началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества… Во многих процветающих странах предпринимаются усилия законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного… Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты… Мы должны защищать Православие».
Однако гуманизм как идеологию обличают многие святые отцы XIX-XX вв. – святители Феофан Затворник*, Игнатий (Брянчанинов), Николай Сербский, преподобный Иустин (Попович) и др. Гораздо важнее обличение заблуждений/искажений вероучительных, догматических, что, собственно, и означает слово «ересь».
К сожалению, о действительно глобальной ереси современности, от которой надо защищать Православие, – экуменизме, господствующем уже внутри самой Церкви, Предстоятель не упомянул.
Как отметил в своей глубокомысленной работе «О триединствеэволюционизма, гуманизма и экуменизма» протоиерей Константин Буфеев, экуменисты, наряду с гуманистами, относятся к «церквям» в аспекте социальном, поэтому подразумевают под этим термином различные религиозные объединения, могущие разделяться и объединяться, разветвляться и возсоединяться. И экуменическая ересь, вследствие искажения ею религиозного сознания, в отличие от гуманизма – идеологической «ереси», – представляет бОльшую опасность для души.
Глобальную приверженность экуменизму подтверждают и дальнейшие слова Предстоятеля Русской Церкви. Обличив гуманистические принципы человекопоклонства и борьбы за права, патриарх Кирилл подвел к экуменической мысли о продуктивности совместных усилий с католиками в деле защиты «христиан» (в данном контексте по большей части подразумеваются еретики: католики, копты, протестанты и пр.).
«В переговорах с римским папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко на весь мир сказать о гонениях против христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил… Я не раз поднимал за рубежом тему гонений на христиан, и как будто бы никто ничего не слышал. И удивительно, американский конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке — это геноцид. Ну, просили же об этом: скажите, что геноцид, что убивают! Не было ответа, а теперь есть ответ, потому что голос Востока и Запада соединился и сказал о самом главном, что сегодня всех нас безпокоит», – сказал в проповеди на Торжество Православия патриарх Кирилл. Только нужно ли это ратование за поддержку лукавых американских правителей, тем более такой ценой?!
В действительности же наиболее должно безпокоить православную паству упразднение важнейшего в наше время церковного чина анафематствования еретиков (даже более того – упразднение/искажение понятия ересь) и переориентирование православного народа с проблем церковных на социальные, притом вполне умышленное.
* См. актуальную публикацию проповеди святителя Феофана Затворника О «негуманном» и «стеснительном» чине анафематствования.
<-назад в раздел