Четверг, 25 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Прп.Иустин о 8 соборе 2
Что сделали Богом поставленные строители Церкви Христовой в защиту святого Православия от самоубийственной поверхностности и предательской несерьезности Цареградского патриарха Афинагора, который <…> вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «Великий всеправославный собор»?..
Прп. Иустин Челийский

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Православное Феодоро: «Брестская крепость» неизученной византийской истории Крыма
Православное Феодоро: «Брестская крепость» неизученной византийской истории Крыма

Не будет преувеличением сказать, что для большинства граждан России история Крыма во многом остаётся малоизвестной. Изучая историю русского полуострова в самом первом приближении, многие полагают, что христианство на его территории существовало в античные времена — с Херсонесом Таврическим и крещением князя Владимира Великого, после чего сошло с исторической сцены. И вторично укрепилось уже в XVII–XVIII веках, с Потёмкиным и Суворовым, основанием Севастополя на месте татарской деревни Ак-Яр и победами над турками.

Это, разумеется, не так. В действительности, православные традиции в Крыму существовали куда дольше, прерываясь лишь под ударами огромной силы — вроде войн с Османской империей. Но даже в этих случаях, стойкость православных анклавов существенно превосходила ожидания врагов.

Одной из особенностей возникающих в Крыму городов византийской традиции было широкое использование гор со специфическими плоскими вершинами в качестве строительных площадок. Ещё в IV–VI веках на плоских горах Крыма начали возникать поселения, защищённые самой природой. На некоторых впоследствии возникли и хорошо укреплённые крепости.

Самой крупной из них была возведённая на горе Мангуп, на высоте 500–600 метров над уровнем моря, крепость Дорос. Крепость возводилась дважды — первая была разрушена в ходе подавления антихазарского восстания архиепископа Иоанна Готского в конце VII века. В организации восстания принимал активное участие некий не названный по имени «господин Дорос», а мотивация протеста была однозначной «чтобы не владели страной их… хазары».

Крепость возродилась в X веке, после распада Хазарского каганата, и через 300 лет превратилась в столицу сильного православного княжества Феодоро, где правила вышедшая из Византии династия Гаврас.

Предводитель рода Феодор Гаврас, чьё имя получило княжество, известен в греческой церкви как Феодор Стратилат (Полководец). Он сочетал таланты военачальника и управленца — правил Трапезундским княжеством и возглавлял борьбу против турок-сельджуков — с поддержкой монастырей и отшельничеством. Стойкость Стратилата в вере проявилась и в его смерти — он был казнён за отказ принять магометанскую веру.

Несмотря на очевидный героизм Стратилата, его племянник, Константин Гаврас, попал в опалу и был в XII веке выслан из Византии в города-колонии Таврики. Именно Константин и его потомки смогли создать княжество, получившее имя в честь Стратилата.

Согласно распространенной версии, высокая концентрация храмов Феодоро — реакция на политику византийского императора Льва III Исавра, который в 730 году объявил почитание икон идолопоклонством, его последователь Константин V созвал в 754 г. собор, осудивший иконопочитание как идолопоклонство. Подоплекой этих событий было желание центральной власти ослабить экономическое могущество Церкви, лишив ее земельных наделов и богатств. Не желающие мириться с давлением верующие бежали в отдалённые районы империи — в том числе и в Таврику. Именно последнее направление рекомендовал один из лидеров монашества Стефан Новый: он рекомендовал искать убежища «на северных склонах Евксинского Понта».

Феодоро быстро стало оплотом таврического Православия. Впечатляющее и сейчас крепостное укрепление несёт явные следы византийской традиции — в том числе, сооружённая часовня, подчёркивающая связь с материнской религией.

Впрочем, храмовая архитектура на Мангупе чаще имела уникальную архитектурную специфику, связаннную с местными условиями: несколько монастырей было высечено прямо в скалах, и помещения-пещеры, с окнами, причудливой формы и изумительным видом на горные долины и плато, никого не оставят равнодушным.

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в скалах. Естественный грот перед храмом использовался в качестве двора, рядом находились вырубленные в скале кельи настоятеля и монахов. Сама церковь украшена карнизом, на котором сейчас можно видеть остатки арок и росписи. Типичная для византийского средневековья композиционная схема в самих изображениях несет, тем не менее, следы влияния итальянского искусства — недаром близкими соседями феодоритов были генуэзцы.

В области церковных отношений Готфийская («Готская») епархия сохраняла тесные связи с Константинополем, а возглавлявшие ее архиепископы до 1170 г. принимали постоянное активное участие в церковных соборах в метрополии.

Широко велось церковное строительство — возводится храм-часовня (базилика) в Каламите (Инкерман), восстанавливается базилика в монастыре Апостолов и Партените, построенная еще в VIII в. при Иоанне Готском.

Феодоро вело активный культурный и товарный обмен с Древней Русью — именно на Мангупе был найден массивный бронзовый позолоченный крест — энколпий киевской работы второй половины XII в. и другие артефакты.

Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора, отправившуюся в 1472 г. в Россию, чтобы вступить в брак с великим князем Иваном III, сопровождал не кто-нибудь, а князь Феодоро Константин Гаврас: он был удостоен этой чести так как приходился «родственником невесте». Позднее Константин принял монашество под именем Кассиана, удалился в Ферапонтов монастырь, а затем основал свой собственный монастырь на берегах реки Учмы.

В XIX в. на этом месте сохранялись две церкви: согласно сообщению исследователя исторических поселений России Бруна, в стене одной из них, у входа, находилась плита с двуглавым орлом без корон, «похожим на изображения с плит князя Алексея 1425 и 1427 гг».

Благодаря дипломатии и военной силе, Феодоро успешно сопротивлялось внешним региональным противникам. Но этого оказалось недостаточно в прямом столкновении с Османской империей.

Летом 1475 г. турки-османы высадили войска на крымском побережье. Они осадили Керчь, которая сдалась через пять дней, взяли несколько прибрежных крепостей, а затем в начале июля подошли к Мангупу. Вооруженные огнестрельным оружием и снятыми с кораблей пушками, турки пять раз ходили на приступ, однако не смогли взять город: уникальные природные условия, превосходные оборонительные сооружения, мужество защитников сыграли здесь свою роль.

Осада длилась полгода. Турки смогли добиться победы хитростью, в декабре 1475 г.: они выманили ложным отступлением защитников за стены крепости, и разгромили отряды феодорийцев. Город был предан разграблению, а почти все его жители — истреблены. Последний правящий князь Александр и другие мужчины — представители княжеской семьи погибли в заточении в Константинополе, в живых был оставлен только его маленький сын. Он был воспитан турками, сохранил почетный титул «князя Мангупа», хотя не обладал никаким реальным влиянием.

Достаточно быстро на территории Феодоро и генуэзских крепостей возник Мангупский кадылык — османский административный округ с центром в Мангупе, находившийся в непосредственном управлении Стамбула.

Развалины Дороса-Феодоро-Мангупа находятся в 20 километрах от Бахчисарая. Эта православная крепость — одно из самых ярких малоизученных сакральных мест Византии и России. Многие десятилетия истории Феодоро до сих пор неизвестны. Равно как и остатки сооружений — их продолжают находить и сейчас.

 
Источник: http://rusnext.ru/recent_opinions/1499287135

_________________
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100