I. Воспоминаемая в нынеший день святая мученица Пелагия жила в III в. по Р. X. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницею, она однако же имела доброе и отзывчивое сердце.
В то время продолжалось страшное Диоклитианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, распрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их епископе Клиноне, и ее сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю – епископу; она всею душою хотела видеть его. И как она была рада, когда однажды увидела во сне благолепного старца, который, по ее описанию, и был никто другой, как епископ Клинон, скрывавшийся в то время от преследования гонителей.
Еще более она обрадовалась, когда однажды случайно в пути встретилась с самим старцем, на которого указали ей ее спутники. «Приветствую тебя, служитель Христов», сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. «Буди мир Христа моего с тобою, юная дева», отвечал Клинон. «Прости нескромному моему вопросу: ты ли Клинон, епископ христианский?» – «Я Клинон, пастырь словесных овец Христовых», отвечал тот. «Да, это ты, ты», продолжала юная дева, как бы припоминая что то бывшее с нею. «Благословен Бог, показавший мне тебя в сонном видении и пославший для спасении души моей. Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?»
Добрый пастырь рассказал ей, как христиане спасаются. «Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена», заключил святитель слова своего наставления. Слова христианского пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения. С того времени она всею душею предалась христианству, отказалась и от богатаго наследства, которое имело остаться ей после ее матери вдовы, и от блестящаго замужества с знатным юношею, усыновленным императором Диоклитианом, все, все презрела юная девственница и умерла мученицею за имя Христово, будучи укреплена на подвиг мученический тем же старцем Клиноном, которому предана была всею душею с самой первой встречи с ним до конца своей жизни.
II. Вот вам, братие, между прочим в лице св. Пелагии язычницы и христианки образец того, «как следует относиться к пастырям духовным». Не твердите вы того, что есть у нас пастыри недостойные, есть – не отрицаем этого, к величайшему прискорбию; Бог им судия и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте и в таких священниках их пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и через них на верующих, по обетованию Христову.
а) Св. Иоанн Златоуст называет безумием неуважение к епископам и священникам и восклицает: «удались, безумие, ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без которого нельзя получить спасения и обещанных благ... Если не возродившийся водою и духом не может войти в царствие небесное (Иоан. III, 5), и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его отвергается от жизни вечной (VI, 53); а все это (крещение и евхаристия) совершается только освященными руками, т.– е. руками иереев: то каким образом без посредства их можно кому-нибудь и избежать огня геенскаго, и получить уготованные венцы? Они-то те самые, которым препоручено рождение духовное и возсозидание крещением. Чрез них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы. Итак, по справедливости, мы должны не только страшиться их более мирских властей, но и чтить более отцов своих: эти последние родили нас от крови и от похотения плоти, а те рождают от Бога, даруют нам святое пакибытие, истинную свободу и благодатное усыновление». (Из «Слова о священстве»).
б) Уважать пастырей духовных нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродетелями. Св. Иоанн Златоуст в другом месте по поводу сего говорит: «скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче – имеет ли он рану или не имеет? И если имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что имеет он, оставляешь ты свою рану без врачевания, и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он сам не здоров, то я оставлю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник не хорош, будет ли это утешением для подчиненнаго? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и ты должное и заслуженное. Не будем, увещеваю вас, говорить худо о пастырях и учителях, не будем разсуждать об них, дабы не повредить самим себе; будем изследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел безчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. «Не славися», говорит Премудрый, «в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей» (Сир. III- 10, 13).
Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет, все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты не верующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты верующий. Бог действовал и "чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 цар. гл. VI). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное?» В заключение тот же златословесный учитель церкви говорит: «дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священика только отверзать уста, а все совершает Бог». (Бес. 2 св. Злат. на 2-е посл. к Тимофею).
III. Бог молитвами святой мученицы Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого Иисуса Христа, пославшаго их для служения Своей св. церкви.