Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
Антипатриотические и иконоборческие взгляды: О еретической идеологии уранополитизма
В статье «Уранополитам о святосаввском национализме», опубликованной на этом сайте в прошлом году, я говорил о псевдоправославной идеологии т.н. уранополитизма. Согласно этой идеологии, у христианина есть только одно отечество – на небесах, и потому патриотизм является противоречащим христианству. Термин этот ввел убиенный священник Даниил Сысоев. Так, он заявил: «Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» [1]. Уранополиты, последователи о. Даниила Сысоева, развивают его заблуждения. Например, иерей Алексей Шляпин в статье «Православие и патриотизм», опубликованной на сайте «Православный взгляд» (руководитель Дмитрий Цорионов, он же Энтео), заявляет без всяких обиняков: «На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания» [2].

Так, на сайте «Уранополитизм» в статье «Патриотизм и ОСК РПЦ» заявляется: «Фраза из ОСК гласящая, что "Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру" не находит подтверждения ни в Библии, ни в Священном Предании Церкви. Она и в ОСК, по-сути, никак не аргументирована (если не считать вырезанные из контекста фразы святого Иоанна Кронштадтского, который куда более часто и явно выражал чисто уранополитические идеи). Христианам заповедано любить Бога и ближнего (Мф.22:37-39). Это самые главные заповеди, данные в обязательном порядке для всех Христиан. Нигде, в Библии, не сказано, что нужно любить земное отечество. В Библии нет такого обязательства»[3].

Критикуемое уранополитами положение «Основ социальной концепции РПЦ» на самом деле звучит так: «Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[4].

Надеюсь, большинство читателей поняло, что любовь к Отечеству здесь – это одна из форм любви к ближнему, прямой заповеди Спасителя? (Не говорю – главной или единственной). Об этом неоднократно указывалось уранополитам, но они упорно стоят на своем.

Я, конечно, понимаю, что ближний – это не только соотечественник. Любовь к ближнему может проявляться и по отношению к человеку иного гражданства и национальности (и вероисповедания тоже). Ближний – это тот человек, который находится рядом. Но чаще всего рядом находится все-таки соотечественник. Патриотизм – всего лишь одна из форм служения ближнему, никто и не утверждает, что единственная. Цитат святых в пользу этого утверждения можно привести предостаточно [См. мою подборку «Христианский патриотизм в учении Церкви: Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме»].

Три года назад разгорелась полемика между уранополитами и сторонниками христианского патриотизма. В ней принял участие священник Димитрий Шишкин, написав статью «Ещё раз о любви к земному отечеству». В числе прочего им была высказана следующая мысль: «Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина. И в этом смысле помянутый уранополитизм сроднен ереси иконоборчества» [5]. Эта мысль иерея Димитрия Шишкина вызвала у уранополитов негодование. Им показалось кощунственным то, что о. Димитрий назвал земное отечество иконой Небесного.

Открыто, в «печати», они почему-то не стали выступать с критикой, а вот на форумах это негодование прозвучало. Характерно следующее утверждение, высказанное в Живом Журнале неким уранополитом в его заметке «Отечество земное не является иконой Отечества Небесного»: «Прочитал статью какого-то священника Шишкина против уранополитизма (христианства), который отстаивал свщмч. Даниил Сысоев, и был сражён наповал. Интересно, ну когда же прекратится уже эта безграмотная и кощунственная апология патриотизма?! Иконой Небесного Отечества может быть только Церковь земная, где люди рождаются в новую жизнь, где о них заботятся духовные отцы, и вообще всё в ней соответствует Небесным реалиям».

Однако, на мой взгляд, ничего кощунственного в сравнении о. Димитрия Шишкина нет. Ведь никому не кажется кощунственным то, что любой человек (необязательно святой подвижник) – образ Божий (а икона в переводе с греч. – образ). Что же кощунственного в именовании земного отечества образом Небесного? Пусть даже если это и неверно.

Может быть, уранополитам покажется кощунственной мысль преп. Максима Грека о том, что земной царь являет собой образ Царя Небесного? – В «Послании к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу» этот святой пишет: «…царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного, как сказал и некоторый еллинский философ одному царю, говоря: „получив в управление царство, будь достоин сего, ибо царь есть одушевленный, то есть, живой образ Божьи"» [6].

Хотя человек вообще – образ Божий, но тут речь именно о царе (земном) как образе Царя Небесного. По логике, если царь земной есть образ Царя Небесного, то и вверенное ему земное отечество можно назвать образом Отечества Небесного. Так что мысль преп. Максима Грека, вполне подтверждает, казалось бы, спорную мысль иерея Димитрия. Я, конечно, понимаю, что у нас – не православная монархия, но ведь и образ Божий в человеке остается образом Божиим, даже если он и искажен грехом.

Очень близка к этому мысль святого Иоанна Кронштадского: «Многоразличная земная служба наша царю и отечеству есть образ главного, долженствующего продолжиться вечно, служения нашего Царю Небесному. Ему-то прежде всего мы обязаны верно служить, как истые рабы Его по творению, искуплению и промышлению. Думают ли об этом слуги земного отечества? А надобно думать. Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах. О мале был еси верен: над многими тя поставлю [Мф. 25, 21]» [7].

Если служба царю и отечеству по святому Иоанну – это образ служения долженствующему продолжаться вечно служения Небесному Царю, то почему бы не назвать земное отечество образом Небесного Отечества?

Но еще более мысль иерея Димитрия похожа на мысль св. Филарета Московского: «Бог, по Образу Своего Небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по Образу Своего вседержительства - Царя самодержавного; по Образу Своего Царства, непреходящаго - дал царство земное, и царя наследственнаго. О, если бы все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Всё, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного» [8].

Т.е. святитель явно указывает на то, что царство земное – есть образ Небесного, и это устроено Самим Богом. Но не все народы разумеют «небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному».

А вслед за этим сразу же идет: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Откр.3:11). Сохраняй, и продолжай украшать Твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять венцедательныя заповеди: «Бога бойтеся, Царя чтите».

Что бы видим из этой мысли святителя? – Во-первых, то, что он назвал Россию образом небесного царства: «Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов». Хотя тем, кто хоть немного знаком с историей, должно быть известно, что в России в ту эпоху (как и в другие, собственно), далеко не все было гладко, и думаю, что святитель это тоже сознавал. Конечно, на это могут возразить, что тогда все же была православная монархия. Но из мысли святителя получается, что и другие царства и народы имеют участие, хотя и меньшее. Почему меньшее? Очевидно, по причине отсутствия у них православного государя. И все же, несмотря на это, имеют!

Так что и нынешняя Россия, если следовать мысли святителя, является образом Небесного царства, несмотря на то, что у нас сейчас совсем другое устроение, чем во времена святителя.

Я не буду настаивать на верности мысли иерея Димитрия Шишкина о том, что земное отечество – икона Небесного, поскольку защищаю патриотизм несколько с других позиций (они обозначены в начале этой статьи). Просто, на мой взгляд, она имеет право на существование, и я как мог, попытался это обосновать. Никакой ереси (как утверждали уранополиты) здесь нет. А вот мысль о. Димитрия о том, что уранополитизм сродни иконоборческой ереси, я вполне разделяю, потому, что уранополиты обвиняют сторонников христианского патриотизма в идолопоклонстве точно так же, как иконоборцы обвиняли в этом православных христиан, почитающих иконы. Тот же упомянутый выше иерей Алексей Шляпин в своем уранополитическом «катехизисе» пишет: «Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи..." (Втор. 6, 13). "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4, 10). Т. о., служение "родине" или "отечеству" или России или государству – это идолослужение» [9]. Это вполне совпадает с «логикой» иконоборцев, коих обличает преп. Иоанн Дамаскин: «Но, говорят, Бог сказал через законодателя Моисея: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи" (Втор.6:13)...» [10].

О том, что служение ближним заповедано Самим Христом, знает каждый. А патриотизм как служение Отечеству есть одна из форм такового служения, о чём и говорили многие наши святые.

Тимур (Сергий) Давлетшин
(публикуется с незначительной правкой)

Ссылки:
1.​ Сысоев Даниил, священник. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
2.​ Иерей Алексий Шляпин. Православие и патриотизм. http://orthoview.ru/ierej-aleksij-shlyapin-xristianstvo-i-patriotizm/
3.​ https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/osk/
4.​ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация.
5.​ Иерей Димитрий Шишкин. «Ещё раз о любви к земному отечеству». http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61767.htm
6.​ Преп. Максим Грек. Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу.
7.​ Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Слово 414/
8.​ Святитель Филарет (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича.
9.​ Доклад «Христианство и патриотизм». Иерей Алексей Шляпин. https://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/dokladmojaisk/
10.​ Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100