В субботу, 7 июля, как и планировалось, папа римский Франциск и предстоятели «всех основных восточных христианских Церквей» встретились в итальянском Бари для т.н. «общей молитвы» о народах Ближнего Востока. Кроме того, они обсудили свои совместные действия для нормализации ситуации в регионе.
Во встрече приняли участие:
Русскую Православную Церковь представлял председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в сопровождении сотрудника ОВЦМ свящ. Алексия Дикарева.
Освещающие встречу журналисты задавались вопросом: почему патриарх Кирилл все-таки не приехал? В сопротивлении ли консерваторов РПЦ дело? Но чем эта встреча отличается от «эпохального события» в Гаване?
Вероятная причина отсутствия патриарха Кирилла может иметь варианты. В отличие от Гаваны, где они с Франциском были один на один и в таком пространстве, где никто не был ни хозяином, ни гостем, в Бари глава РПЦ оказался бы не просто гостем, а гостем среди прочих гостей.
Церковные эксперты могли бы сделать немало выводов из расположения гостей на этой встрече. Подчеркивалось, что «вторым среди равных» для католической «церкви» является, несомненно, Константинопольский патриарх Варфоломей. В крипте он беседовал с госсекретарем «святого престола» Пьетро Паролином, а во время «молитвенной» церемонии сидел по правую руку от Франциска.
Митрополит Иларион (которого в Италии называют «правой рукой» Кирилла и считают наиболее вероятным преемником) держался не то скромно, не то отстраненно. Дорогу от базилики до набережной он проделал, сидя в хвосте автобуса рядом с одним из армянских предстоятелей. Предполагалось, что представитель РПЦ прочтет одну из молитв во время общей церемонии, но ее читал другой человек. Если судить по внешним признакам, то сотрудники ОВЦС скорее обозначили свое участие в этой встрече, чем действительно принимали его. Впрочем, нельзя исключать, что «за закрытыми дверями» все было совсем иначе.
Мероприятие началось у входа в базилику святителя Николая, где папа Франциск приветствовал прибывших Глав и членов делегаций Восточных «церквей». Затем папа, Патриархи и представители «церквей» проследовали в крипту базилики, чтобы поклониться мощам святителя Николая.
Представители всех присутствующих там конфессий, среди которых многие являются высшими церковными иерархами, встречали папу, если не как царя, то, во всяком случае, как своего господина, подобострастно преклоняя перед ним голову и целуя ему руки.
Мероприятие продолжилось экуменическим молебном «о мире на Ближнем Востоке», который возглавил римский понтифик на специально сооруженной площадке на морской набережной г. Бари.
Церемония состояла из гимнов, молитв, воззваний и евангельских чтений. Их читали все «предстоятели церквей» по очереди, менялись и языки: арабский и итальянский, греческий и английский, армянский и французский и т.д.
Вступительную молитву и финальное благословение читал папа Франциск по-итальянски.
В экуменическом шабаше приняли участие тысячи жителей и гостей города, в основном католики. Отдельные части молитвы произнесли на своих языках все присутствовавшие.
В своем выступлении митрополит Иларион подчеркнул, что для Русской Православной Церкви тема положения христиан на Ближнем Востоке является одной из приоритетных. Владыка рассказал об усилиях, которые предпринимает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в этой области.
Владыка Иларион обратил внимание присутствующих на то, что, якобы «несмотря на отсутствие евхаристического единства между Православной, католической и ориентальными церквами, ничто не препятствует христианам сотрудничать и осуществлять совместные проекты, в том числе и с целью достижения политического разрешения сложившейся ситуации».
«Россия и Русская Церковь никогда не забывали ближневосточных христиан, – подчеркнул председатель ОВЦС, – всегда оказывали и продолжают оказывать свою посильную помощь. Мы готовы помогать всем, чем можем»... очевидно, что и вопреки Истине.
__________________
<-назад в раздел