Четверг, 22 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Храни, Русский человек, самое дорогое врученное тебе от Бога сокровище!


2019-02-02.jpg

Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

ЧАСТЬ 2
ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

Мы должны любить свою веру за то, что с ней тесно связана судьба нашего Отечества, его слава в прошедшем, величие и благополучие в будущем. Русский народ обязан Православной вере многими безценными благодеяниями. Чтобы видеть их, обратимся к прошлому нашего Отечества.

Прежде всего, Православная вера своим учением и благодатной помощью возродила Русский народ в новую христианскую жизнь, обуздала его жестокие, чувственные наклонности, смягчила и облагородила нравы. До принятия Христианства наши предки отличались диким, хищническим нравом. По отзывам древних греческих писателей (IX в.), Русские своей жестокостью и кровожадностью превосходили все народы. Преподобный Нестор говорит также, что «Русские живут подобно неким зверям». Буйная храбрость, отвага и необузданная, безграничная жестокость – вот что составляло достоинство Русских князей-язычников. Так, одно наше древнейшее поэтическое сказание говорит о князе Всеславе, что он «кидался зверем, бросался волком, головы стлал снопами, реки кровью затоплял, берег костями засевал» (Царевский А., проф. Значение Православия в исторической судьбе России. Казань, 1898. С. 55).

Православная вера произвела великую, благотворную перемену в настроении Русских людей: укротила жестокие нравы, поборола грубые, чувственные наклонности, внесла в сердце народа дух христианской любви, сострадания и всепрощения. Пример замечательного духовного перерождения под влиянием Православия представляет святой Владимир Равноапостольный, насадитель Христианства в Русской земле. В язычестве он вел необузданную, чувственную жизнь, предавался разным излишествам. По принятии же Православной веры стал воздержным и целомудренным семьянином. Прежде воинственный и жестокий, не щадивший человеческой жизни в боях и потехах, теперь, в Христианстве, он делается кротким, добрым и снисходительным даже к злодеям.

Православная вера, приняв Русский народ под свое покровительство в то время, когда он находился, так сказать, в самом младенчестве своей государственной жизни, имела огромное влияние на порядки и устройство народного быта. В то время, когда у нас не было еще никаких законов, вера Христова была единственным правилом и учителем жизни. Да и когда появились законы гражданские, то они были составлены под тем же добрым и благодатным влиянием Православной веры: в них неизбежно отразился тот же дух учения Христова, которым были просвещены законодатели. И чем больше евангельский дух проникал в народную жизнь, тем сильнее обнаруживался он в нашем законодательстве. Так, например, в «Уставе» Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в XII веке, законодателем прямо заявляется, что на все дела он смотрит с точки зрения христианских заповедей и все разбирает и решает «по преданию Святых Отец» (Там же. С. 68).

Православная вера имела самое благодетельное влияние и на все другие стороны жизни наших предков. Так, в древнерусском языческом быту семья находилась в тяжелом и унизительном состоянии. Муж был полным хозяином и распорядителем над всеми другими членами дома, не знавшим никаких пределов и ограничений своей власти. Жена и дети были его рабами, послушными, безправными, ничем не огражденными от его произвола и насилия. Понятно, что такая семья не представляла собой царства взаимной любви, доверия и уважения. Православная Церковь, утвердившись на Руси, приняла семью под свое особенное покровительство. Она объявила семейную жизнь религиозно-нравственным установлением, налагающим на членов его нравственные обязательства и ответственность. Основе семейной жизни – браку, который имел в язычестве существеннейшее основание в чувственных влечениях человека, Церковь Христова даровала таинственное освящение, возвысила его по образу и значению союза Христа с Церковью и придала ему силу нравственного союза, направленного к духовному единению и счастью человеческому. Решительно и строго восстав против практиковавшихся дотоле на языческой Руси многоженства, безнравственности, «умыкания» девиц, купли жен путем ряды (соглашения, – примеч. ред.) и договора денежного, а также против беззаконных расторжений браков и различных семейных правонарушений, Церковь Православная установила точные правила, обусловливающие христианский семейный союз и охраняющие его святость, прочность и неприкосновенность. На все условия и на всю обстановку семейной жизни Русского народа Церковь Православная даровала свое благословение; всем отношениям семейным придала характер задушевности и сердечности; со всеми событиями и обстоятельствами жизни семейной она соединила молитвы, славословия, прошения и благодарения, словом – всему в семейной жизни придала характер духовности и религиозного освящения (см.: Там же. С. 72–73).

Известно также, что наше духовенство в Древней Руси по своему умственному развитию и образованию стояло впереди народа и пользовалось у него доверием и уважением; а оно в свою очередь всегда старалось воспитывать и направлять народ к добру и благочестию.

В жизни нашего Отечества, как и в истории других народов, были свои особенно тяжелые времена, когда народная нравственность падала весьма низко. Такими временами справедливо считаются ХIII, XIV и XV века. Отличительной чертой Русских нравов того времени служило стремление одних классов народа к преобладанию над другими: люди сильные и богатые старались всеми силами подчинить себе слабых и неимущих. Отсюда произошли главнейшие пороки тогдашнего Русского общества: жестокость, корыстолюбие, посягательство на свободу других, убийства, грабежи и др. Между тем, средства для защиты законности и правды были весьма слабы: судопроизводство было самое несовершенное... Вместо того чтобы служить к ограждению невинности и справедливости, оно само подавало повод к жалобам и нареканиям. Судьи были чрезвычайно пристрастны: в своих решениях они руководствовались главным образом человекоугодием и взяточничеством. Понятно, какие печальные следствия отсюда происходили: правду найти в людях было трудно; везде брало верх право сильного; безнаказанно царствовали произвол, насилие, жестокость. «Один самовольно пахал чужую землю, рубил чужой лес или межу перерывал, луг перекашивал, ловлю рыбную перелавливал». Другой чужие имения, земли и угодья «силою отымал или ябедничеством вытягивал, или корчемным прикупом, или всяким лукавым ухищрением. Третий безправно продавал в рабство невинных людей, иной – насильно наезжал на чужие земли и грабил их. И лилась кровь христианская напрасно, – замечает летописец под 1409 годом, – потому что каждый брата своего ненавидел и пределы свои преступал, и чужое желал, и похищал» (Православный Собеседник. Казань, 1861. Ч. 1. С. 32).

Трудно сказать, к чему бы привело такое настроение Русского народа в темную пору его истории, если бы не было на Руси великой благодетельной силы, сдерживающей самолюбивые человеческие наклонности. Гибель, развал и самоуничтожение были бы последним концом нашего Отечества, если бы среди шума грубых, жестоких страстей не раздавался голос Православной веры, обличавшей и порицавшей нравственные недуги наших предков. Пастыри Церкви, замечая опасные нестроения в Русской жизни, смело и решительно выступали против господствовавших пороков своего времени. Так, митрополит Кирилл (1243–1283) составил несколько поучений для Князей и судей, в которых резко порицал их деяния и учил правосудию и человеколюбию.

«Послушайте и внемлите все судящие земли, – говорил наш древний Русский проповедник, – Христос поставил вас стражами и пастырями людям Своим, а вы вместо пастухов являетесь волками и стадо Христово погубили: отдали его татем и разбойникам на разграбление, и они заклали их, кровь их испили и плоть их изъяли, и овчинами их оделись сами <...>. На то вы не смотрите, как они продают людей, судя неправильный суд, не наблюдаете за правдою, но у кого много возьмете, тот и прав <...>. Судьям надлежит с рассуждением и терпеливо выслушать, ибо неудобно скоро распознать правду и оправдать правого. Если и друг твой обидит правого, если даже и отец твой, ты разумей долг свой, свою обязанность; оказывай милости по силе; прося прощения у Бога, прощай и сам согрешающих пред тобою: судья только тогда может называться истинным судьей, когда сам собой владеет».

2019-02-02.1.jpg

Не менее сильно в древнерусских поучениях порицались и другие общественные пороки. Так, Серапион, епископ Владимирский, обращался к своим современникам с такими словами: «И ничто не твердо в людях, но все безпорядочно: один землю у другого захватил, а другой имение отнял; вот село слыло за тем, а ныне дом другого там. Другие, не насыщаясь имением, и свободных сирот порабощают и продают. Иные крадут и убивают, стараясь собрать больше имения. И все они собирают огонь на свои главы. <...> Никто Бога не поминает, как бы безсмертными себя представляют, и никто не ожидает осуждения по смерти. Вот почему казни происходят от Бога на нас: ибо мы худое творим. Силу нам [Бог] дал, дабы правду Его творить, а мы беззакония совершаем; богатство нам дал, дабы мы неимущим и убогим подавали, а мы еще обидим сирот, вдовицам причиняем насилие и у бедных отнимаем. Власть нам вручил Он, дабы мы обидимых избавляли, а мы обидим, правого по мзде обвиняем. Нет правого пути, ни суда правого» (Там же. С. 96–97).

Нет нужды говорить о том, как своевременны были эти пастырские обличения: великую пользу приносили они Русскому народу, обуздывая его порочные наклонности и вводя его жизнь в русло порядка и законности. Если заботы Церкви о нравственном преуспевании Русского общества и не всегда имели успех, если голос веры часто и заглушался среди шума расходившихся страстей, если и при попечении Церкви о благе народа было много нестроений, то что сказать, если бы нашему Отечеству предоставлено было бы жить и развиваться без этого сдерживающего и умиротворяющего влияния веры Христовой?

Кроме учительства и руководства в нравственной жизни, мы, Русские люди, обязаны Православной вере и многими другими благодеяниями. Так, Православие много содействовало первому и важнейшему благу народа – соединению и сплочению его в одно целое, неразрывное и могущественное государство. Хотя в старину весь Русский народ принадлежал к одному славянскому племени и населял одну и ту же землю, но он разделен был на разные части или уделы. Дробление Руси на уделы началось после смерти равноапостольного Князя Владимира (в 1014 г.). По тогдашним понятиям, каждый сын Великого Князя имел право на часть отцовского наследства. Поэтому каждый из Князей старался доставшийся ему удел закрепить за своим родом. Следовательно, чем больше возрастало число владетельных Князей, тем на большее число частей дробилась Русская земля. Несмотря на то что большинство этих правителей находилось в родстве между собою (а иногда и в весьма близком), мира и согласия между ними не было. Часто Князья не довольствовались тем, что приходилось им по наследству, желали больших владений и старались расширить их за счет своих соседей. Отсюда происходили постоянные междоусобные войны на Русской земле: одни Князья враждовали против других; города и области восставали друг против друга. Убийства, кровопролития, пожары, опустошения широкой волной разливались по нашей стране… При этом Князья для успеха своих походов приглашали нередко к себе на помощь соседние дикие народы, которым, конечно, нечего было жалеть чужой земли и чужого народа: их жестокость и свирепость не знали границ...

Вот в это-то печальное и тяжелое время Православная вера и возвысила свой голос среди Русского народа. В лице своих пастырей она старалась склонить Князей к миру и согласию; во имя учения Христа – учения любви, кротости и всепрощения – стремилась прекратить вражду, угасить гнев, уничтожить неприязнь. И как часто ей удавалось остановить междоусобия, предотвратить кровопролитие! Под влиянием убеждений православных пастырей и под действием чувства христианской совести Русские Князья нередко слагали оружие и примирялись между собой.

Так, в 1136 году Великий Князь Киевский Ярополк, когда Князья Олеговичи приближались к его столице со своим войском, хотя имел у себя многочисленную рать, не выступил против них, но убоялся суда Божия, заключил с враждебными Князьями мир, уступив им даже собственную вотчину (Курск), которой они домогались (см.: Макарий, митр. История Церкви. СПб., 1868. Т. 2. С. 289–299).

Точно так же, когда в 1148 году Князья Черниговские, долго воевавшие с Великим Князем Изяславом, приехали к нему просить мира и этот Князь обратился за советом к младшему брату своему Ростиславу Смоленскому, последний отвечал: «Брат, кланяюсь тебе, ты старше меня, и как ты скажешь, на то я готов. Но если предоставляешь дело моей чести, я скажу тебе: я больше люблю мир; и потому, брат, ради христиан и всей Русской земли: примирись ныне».

Призывая устами своих святителей Русских Князей к миру и останавливая их междоусобные брани, Православная верa оказывала величайшую услугу нашему Отечеству. Что было бы с ним, если бы всем этим внутренним смутам был предоставлен полный простор? Несомненно, вражда между удельными княжествами была бы сильнее, кровопролития на Руси было бы больше, и она погибла бы от собственных неурядиц, сделалась бы добычей соседних народов...

Православная вера не только стерегла мир и порядок внутри нашего Отечества: она много содействовала и объединению самостоятельных Русских областей в одно нераздельное государство. Когда с XIV века стало возвышаться на Руси Великое княжество Московское и Московские Князья стали постепенно присоединять к своим владениям разные смежные области, Русские Первосвятители сочувствовали этому делу, сознавая, что единодержавная власть скорее может сплотить разные части государства, завести всюду общий порядок, успокоить население и сделать всю страну сильной и счастливой. Святой митрополит Петр благословил Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиту на это важнейшее дело – собирание Руси. Убеждая Князя построить в Москве каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, святитель Божий пророчески говорил: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более других Князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами Русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». И, действительно, преемники святого Петра избрали Москву местом своего жительства и отсюда управляли Русской Церковью. Они своими советами и влиянием деятельно помогали Великому Князю Московскому расширять свои владения и сплачивать вокруг себя все большее и большее количество Русской земли. Когда нужно было, наши Первосвятители по-прежнему брали в свои руки дело умиротворения Князей, причем убеждали ссорившихся подчиняться Великому Князю Московскому для пользы и блага всего Русского народа. Так Православная вера трудами своих пастырей подготовляла и содействовала учреждению Русского единодержавия.

Православная вера, воспитывая Русский народ в своих правилах, создала в нем многие благочестивые и добрые обычаи. Так, Русские люди отличались в старину набожностью и любовью к молитве. «Первое дело – к Церкви, писал Великий Князь Владимир Мономах в своем наставлении детям, да не застанет вас солнце на постели, спешите принести заутреннюю похвалу Богу и потом, при восходе солнца, прославить Его с радостью и испросить у Него благ для души и тела. Так поступал отец блаженный, и поступали все добрые мужи». И, подлинно, древние Русские Князья к молитве были весьма усердны: они ежедневно бывали в церкви на всех службах и не принимали до обедни никакой пищи. Примеру Князей следовали и подданные: во все дни воскресные и праздничные каждый считал своим долгом побывать в храме. И несмотря на то, что богослужение было продолжительное, стояли в церкви с великим вниманием и благоговением. И дома молились часто: утром, вечером, перед обедом и после обеда; перед началом и по окончании дела становились перед иконами, осеняли себя крестным знамением и полагали поклоны. Тот же благочестивый Князь Владимир Мономах внушал своим детям никогда не оставлять молитвы: даже ночью вставать с постели и некоторое время проводить в беседе с Богом. «Когда и на лошади сидите, да ни с кем не разговариваете, то, если не умеете других молитв, непрестанно повторяйте в уме лучшую из них: „Господи, помилуй“, вместо того, чтобы думать нелепицу».

Понятно, что такое усердие к молитве в Русских людях возрастало особенно тогда, когда они готовились к каким-либо важным событиям в своей жизни. Так, собираясь в поход против врагов, наши предки прежде всего прибегали к Богу и у Него испрашивали помощи и успеха в войне. К ней готовились главным образом тем, что постились, говели, исповедовались в грехах, причащались Святых Таин и давали разные благочестивые обеты. Тот же молитвенный дух не оставлял Русских воинов и во время походов, особенно перед самыми сражениями. В 1111 году, во время похода Русских Князей в землю половецкую, они целовали крест, возлагая свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь, а Князь Владимир Мономах приказал священникам ехать перед полками и петь молитвы святому кресту и Пресвятой Богородице. Точно так же Князь Андрей Боголюбский перед сражением с волжскими булгарами (1164 г.). велел священникам обносить перед войсками чудотворную икону Владимирской Богоматери, икону Всемилостивого Спаса и честные кресты, и в то время, как все взывали к Богу о помощи, целовали иконы и крест, сам Князь, а за ним и воины, приобщались Святых Таин. Когда князь одержал победу над врагами, то прежде всего он поспешил со своими войсками к иконе Богоматери и «все ударили челом перед Пресвятой Богородицею с радостью великой и со слезами, воздавая Ей хвалы и песни» (см.: Макарий, митр. История Церкви: в 12-ти т. СПб., 1857–1883. Т. 2. С. 304. Т. 3. С. 266). К славной Куликовской битве (8 сентября 1380 г.), которая положила начало освобождению Руси от татарского рабства, Русские воины также готовились усердной молитвой ко Господу Богу. В то время как в ночь перед сражением в монгольском стане слышались дикие крики, шум и веселье, в лагере Русских царила благоговейная тишина и безмолвие, нарушаемое только сердечными вздохами и молитвенными восклицаниями бодрствовавших воинов...

2019-02-02.2.jpg
«Поклонение Донской иконе в походной церкви преп. Сергия Радонежского
в стане Русских войск в 1591 г.»
Роспись в московском Донском монастыре

И нужно сказать, что это благочестивое настроение наших предков, воспитанное в них Православной верой, приносило самые добрые плоды. В их жизни вполне оправдались слова Апостола Павла: Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8). Особенно во время бедствий, которые так часто посещали нашу многострадальную Родину, было благотворно влияние веры на Русский народ. В покаянии, в молитве и твердой надежде на Промысл Божий – вот где Русские люди находили себе утешение в тяжелые годины своей жизни. Несчастье имело для них и добрую сторону: вразумляло, исправляло и заставляло обращаться к Богу за помощью и покровительством.

Так, монгольское иго они встретили как наказание Божие за свои грехи: пастыри Церкви старались поддержать в народе такое убеждение. Покаянный плач раздался по всей Русской земле, когда стало известно о победе над нашими Князьями монголов на берегах реки Калки (1224 г.). Народ, пораженный страхом перед неведомым врагом, устремился к Церкви. С сердечным сокрушением о грехах, со слезами скорби и безпомощности просили люди Бога о милости и защите. И что же? Вместе с правосудием неожиданно явилось и милосердие Божие к Русскому народу. В сражении при Калке Русское войско было совершенно разбито: Русь была беззащитна. Но татары вместо того, чтобы двинуться со своими полчищами внутрь России, вдруг, неожиданно для всех, повернули на восток и ушли из наших пределов. В течение тринадцати лет они оставляли в покое Русский народ. Не дивная ли это помощь Божия к нашему Отечеству? Не небесное ли это предостережение относительно будущего?

Да и в то время, когда татары своими полчищами наводнили Россию (1237 г.) и производили в ней страшные опустошения, неоднократно оказываемы были благодеяния Божии Русскому народу ради исповедуемой им Православной веры. Так, заступничеством Божией Матери спаслись от разорения города Смоленск и Кострома (1238 и 1239 гг.). Первопрестольная столица наша Москва также не раз видела покровительство над собой Пресвятой Богородицы и отечественных святых. Страшный восточный завоеватель Тамерлан, с огромным войском подступивший к Москве (1395 г.), неожиданно должен был удалиться из пределов нашего Отечества. Он был устрашен видением величественной грозной Жены, повелевавшей ему уйти из пределов Русской земли. Точно так же заступничеству Царицы Небесной была обязана Москва своим спасением от ногайского царевича Мазовши в 1451 году. И самое свержение татарского ига наши благочестивые предки приписывали не себе и не своим силам, а единственно милости Божией: «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию», – говорили они по поводу этого радостного события в своей жизни.

Много и других чудесных благодеяний Божиих видела над собой Россия: они известны каждому Русскому человеку, знакомому с историей своего Отечества. Посылались эти небесные знамения, как мы видели выше, по усердным молитвам наших религиозных предков. А молитвам, как и вообще упованию на Бога, особенно в трудную минуту, научила их святая Православная вера. Как же Русским людям не дорожить этой великой народной святыней? Нам естественно чувствовать благодарность и признательность к своим благодетелям. Непочтение к ним, забвение полученного добра есть признак злого и жестокого человека. Но Православная вера была живой, благодетельной силой для Русского народа, а потому пренебрежение и равнодушие к ней с нашей стороны было бы грешно и преступно.

Если мы обратимся к тому же прошлому нашего Отечества, то увидим, что Русские люди высоко ставили свою Православную веру и только ее одну считали истинной и непогрешимой. Это замечали иностранцы и с удивлением говорили: «Московиты хвалятся, что они одни только христиане, а нас осуждают как отступников от первобытной Церкви и древних святых установлений», «Одних себя считают христианами, а всех других на свете называют не христианами, язычниками и еретиками» (Цит. по: Макарий, митр. История Церкви: в 12-ти т. СПб., 1857–1883. Т. 7. С. 309. Т. 10. С. 232).

Отсюда – из сознания правоты своей веры, а также из чувства благодарности перед ее благодеяниями – проистекала крепкая, горячая любовь Русских людей к Православию. «Защищая себя от нападающих врагов или выступая против них сами, Русские были уверены, что они проливают свою кровь и умирают прежде всего за веру и Церковь». «Умрем за Святую Богородицу (т. е. за соборную церковь Пресвятой Богородицы) и за правую веру», – говорили жители Владимира, когда были осаждены татарами. «Умрем за Святую Софию (т. е. за Софийский собор)», – обыкновенно повторяли Новгородцы, собираясь на поле брани. «Прольем кровь свою за дом Пресвятой Троицы и за святую Церковь», – восклицали псковитяне в дни Довмонта, отражая нападение Литвы. И Димитрий Донской, отправляясь с войском из Москвы против татар, говорил прочим князьям и воеводам: «Пойдем против безбожного и нечестивого Мамая за правую веру Христианскую и за Святую Церковь, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».

Любовь к Православной вере наши предки доказывали не на словах только, но и на самом деле. Стоило первому самозванцу показать неуважение к Православию и обнаружить попытку завести на Руси латинские порядки, – и Русский народ заволновался: забыл свои внутренние раздоры и свергнул с Царского престола Лжедимитрия. Лишь только разнеслась по Русским городам и селениям весть, что поляки хотят сделать Царем своего королевича-католика и изгнать Православную веру, – быстро стали собираться народные дружины для освобождения Москвы от врагов.

Еще более сильным и убедительным доказательством любви Русских людей к Православию может служить их готовность терпеть мучения и жертвовать жизнью за свою веру. Вот некоторые примеры Русских страдальцев за Православие.

Во время битвы на берегах реки Сити, окончившейся поражением Русского войска, был взят татарами в плен ростовский князь Василько Константинович. Когда татары стали уговаривать его соединиться с ними по жизни и по вере, мужественный князь отвечал: «Темное царство! Не разлучить тебе меня с Христом моим. Мое несчастье тяжко, но оно спасительно мне. Что же ждет тебя с твоим счастьем? Есть Бог, и темное царство погибнет, когда исполнится мера беззаконий его: взыщет Он кровь верных своих». После этих слов исповедник Христов стал молиться, и во время молитвы был умерщвлен татарами.

Трогательна была также мученическая кончина святого князя Михаила Черниговского. Он вместе с боярином Феодором прибыл в Орду к татарскому князю Батыю. Прежде чем допустить князя к царю, монголы потребовали, чтобы Михаил исполнил языческий обряд – прошел через огонь. На это Русский князь возразил: «Христианин поклоняется Творцу, а не твари!» Когда ему предложили на выбор: или поклониться богам, или умереть злой смертью, он спокойно ответил: «Я готов поклониться царю: ему Бог вручил судьбу земных царств, но я – христианин и не могу поклониться тому, кому кланяются жрецы». Татары стали убеждать князя исполнить волю своего повелителя; о том же умоляли Михаила и прибывшие с ним бояре, кроме Феодора. Но князь оставался непреклонным: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить язычника. Не слушаю вас, не погублю души моей», – отвечал он на их увещания. Когда донесли Батыю о том, с какой твердостью отказывается изменить Михаил своей вере, тот в раздумье произнес: «Это – великий человек!» Князь Михаил и его боярин Феодор были осуждены на ужасные страдания, после которых скончались смертью мучеников.

2019-02-02.3.jpg
«Михаил и Феодор Черниговские». 
Худ. Д. Костылев

Из всего, что сказано нами, мы можем видеть, какую великую духовную силу в мире представляет собой вера в Бога. Вложенная в душу человека вместе с его созданием, она всегда и во все времена составляла его необходимую принадлежность и важнейшее отличие от других творений Божиих. Сравнительно с неверием, печальным и болезненным случаем в человеческой жизни, вера есть явление всеобщее и повсеместное на земле. Нет здесь ничего дороже и ценнее этого величайшего дара Божия. Вера есть и источник земного счастья человека, и залог нашей будущей вечноблаженной жизни. Кроме веры нет для нас каких-либо других средств ко спасению: без веры немыслима наша добрая, благочестивая жизнь, а, следовательно, и награда за нее – Царствие Небесное.

Для нас же, Русских людей, тем более дорога своя вера – Православная, что она есть единственно правильная, истинная и спасительная. Она самым тесным образом связана с прошлым нашего Отечества. С тех пор как Русский народ вступил на сцену истории, Православная вера взяла его на свое воспитание, приняла его под свое материнское покровительство и руководство. Она, Православная вера, объединила и сплотила многочисленное Русское племя, разбросанное по громадной равнине восточной Европы, в одно сильное государство; содействовала установлению и укреплению единодержавной Царской власти в нашем Отечестве; привила нашему народу многие добрые навыки и обычаи; воспитала целый сонм угодников Божиих, непрестанных и усердных молитвенников за Русскую землю. А во время несчастий, многочисленных и тяжких, она была единственной помощью, защитой и утешением для наших предков.

Храни же твердо, Русский человек, свою Православную веру, береги ее, как самое дорогое врученное тебе от Бога сокровище! Все отдай, всем пожертвуй, даже своей жизнью, только ее – безценную и ничем не заменимую – соблюди в полной чистоте и неприкосновенности! В твоей жизни и поведении покорно слушайся ее голоса, иди по указываемому ею пути, и ты будешь счастлив: мир, благополучие и Божие благословение будет тебе наградой здесь, на земле, и вечное блаженство – на Небе!



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100