Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Прп.Иустин о папе
На втором Ватиканском соборе в наши дни так упорно и искусно защищалась неприкосновенность догмата <о непогрешимости папы>, ставшего эпохальным событием для Европы, особенно – ее апокалипсиса, в который она уже вступила. Этим догматом европейский гуманизм пришел к своему идеалу и идолу – человек провозглашен верховным божеством, европейский гуманистический пантеон получил своего Зевса.
Прп. Иустин (Попович)

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Оптина пустынь и русская культура: Почему именно туда стремилась вся Россия?
Оптина пустынь и русская культура: Почему именно туда стремилась вся Россия?

Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX – начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. 

Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает.

Оптина Пустынь – это ее святые старцы. Понять Оптину – значит понять старчество. Отныне опыт старчества неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры. 

Сюда к старцам приезжали: 

И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); 

П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); 

Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); 

поэт В. А. Жуковский (1852); 

славянофилы: 

А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); 

И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); 

поэт Ф. И. Тютчев (1873); 

писатель И. С. Тургенев (1883); 

акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; 

акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; 

поэт князь П. А. Вяземский (1878); 

известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); 

граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь по договоренности жили, как брат с сестрой); 

писатели А. К. Толстой (1875) и 

Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); 

композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын Оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину пустынь); 

Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; 

графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; 

почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); 

поэт А. М. Жемчужников (1908); 

государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); 

министр народного просвещения А. С. Норов (1871); 

А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; 

М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; 

А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; 

философ Д. Юркевич (1874); 

знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); 

критик Н. Н. Страхов (1896); 

В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; 

С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; 

В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; 

философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); 

С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; 

граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; 

Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; 

дети К. Р. – Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара – игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); 

духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; 

духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); 

поэт С. А. Есенин (1925); 

известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; 

М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан – еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; 

князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; 

К. Э. Циолковский (1935); 

Л. В. Чижевский (1929); 

граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; 

граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик.

Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: 

иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; 

архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; 

архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; 

иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; 

иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад).

Приезжали в Оптину многие иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин). Да и многие иностранцы принимали Св. Православие здесь.

Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. 

Духовник обители прот. Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). 

Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и его Семье. 

В Оптине после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов.

Бывали в Оптине И. М. Концевич своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. 

Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной.

Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. 

В 20-х годах у стен Оптиной пустыни жили: 

художник Л. А. Бруни (1948) с женой Н. К. Бруни (Бальмонт); 

Бальмонт Е. А.; М. Ф. Мансурова (Самарина); 

поэтесса Н. А. Павлович (18 февр./ 3 марта 1980); 

Г. В. Чулков (1939); 

А. Рещикова (Угримова), переводчица трудов В. Н. Лосского. 

Вокруг Льва Бруни в монастыре (уже после его официального заткрытия – декрет СНК от 23 янв. 1918 г.) складывается своего рода художническое братство – «коммуна пастухов всемирного искусства», которую власти отказались регистрировать. 

В этот же период сюда приезжали художники Е. Татлин, П. Львов, В. Киселев, Н. П. Ульянов. 

Дважды бывала здесь поэтесса Анна Ахматова (1966).
 


________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100