Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Кладезь» Великих Княжон: Доктор Е.С. Боткин, который был крепкой духовной опорой Царской Семьи

2019-03-01.2.jpg  
Е.С. Боткин с Великими Княжнами Марией и Анастасией

Прошедший в феврале 2016 года Архиерейский собор одним из своих решений постановил прославить в лике святых доктора Евгения Сергеевича Боткина (1865–1918), который сопровождал Царскую Семью на екатеринбургскую голгофу и вместе с ней сподобился мученической кончины. Предлагаем вниманию читателя публикацию об этом человеке, верном до смерти Христову Евангелию и гражданскому долгу.

В каждом деле я заботился <…> «о Господнем». 
Это оправдывает и последнее мое решение, когда 
я не поколебался покинуть своих детейкруглыми 
сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг 
до конца, как Авраам не поколебался по требованию 
Бога принести Ему в жертву своего единственного сына. 
И я твердо верю, что, так же как Бог спас тогда Исаака, 
Он спасет теперь и моих детей и Сам будет им Отцом...
Из письма Е.С. Боткина  от 26 июня 1918 года 
//  ГАРФ. Ф. 740. Оп. 1.

Когда в 1907 году Императрицу Александру Феодоровну спросили, кого она желает взять на должность врача после смерти лейб­медика Г.Н. Гирша, Государыня сразу ответила: «Боткина». Императору и Императрице было особенно важно, чтобы в их самом близком окружении находились только очень надежные, верные люди – те, кто, кроме прочего, мог хранить государственную тайну о болезни Наследника.

В Тобольске, в Екатеринбурге, в доме Ипатьева Боткин был не только врачом, советчиком, постоянным ходатаем перед властями о смягчении режима Царственных Страдальцев – он стал другом, членом их Семьи. Несомненно, он был крепкой духовной опорой для всех, не исключая и слуг. И особенно – для царских детей, которых он очень любил, о чем писал и рассказывал своим детям.

Во время русско­японской войны при отступлении наших войск произошел такой случай.  Е.С. Боткин с раненым солдатом поджидали транспорт для эвакуации в госпиталь. Время поджимало, вот­вот могли нагрянуть японцы. Солдатик, сильно страдавший от раны, занервничал: «Не успеем, не успеем… Ваше благородие, сейчас они [японцы] придут…» –«Успеем, – ответил Евгений Сергеевич, – а если не успеем, так я останусь с тобой». Это спокойное «Я останусь с тобой» явилось для душевно и физически истомленного человека утешением. Ему казалось, что присутствие Боткина отводит несчастье, снимает боль, отгоняет страх.

В другой раз Евгений Сергеевич, офицер, высокое должностное лицо, сказал раненому фельдшеру: «Иди спокойно, я останусь за тебя», – взял его санитарную сумку и двинулся на гору – туда, где гремел бой.

Пройдет 13 лет, и он останется вместе с обреченными на смерть в Ипатьевском доме, чтобы разделить их участь. А ведь Боткин – единственный из всех узников, кто знал о близком расстреле (он откровенно намекал об этом в письме своему брату Александру за несколько дней до смерти).

Император и Императрица ознакомились с пророчествами о судьбе Дома Романовых еще задолго до революции. Трагедию предрекали монах Авель, блаженная Параскева Дивеевская, преподобный Серафим Саровский... Но когда и как именно она свершится – это оставалось неизвестным. Тучи над Царской Семьей, заключенной в Ипатьевском доме, сгущались день ото дня, но жизнь текла в уже привычном русле. Узники трудились, кололи дрова, готовили, помогали повару Харитонову печь хлеб, гуляли, учились, занимались рукоделием, читали, писали письма, очень редко, но все же бывали в храме…

В Государственном архиве Российской Федерации хранится почтовая открытка: на обороте – фотография Алупки, а в месте для письменного сообщения рукой Е.С. Боткина выведено: «Ваше Императорское Высочество, дорогая и глубокоуважаемая Ольга Николаевна, от всего сердца поздравляю Вас и с самого дна старого колодца шлю наши наилучшие благопожелания. Горячо преданный Вам Евгений Боткин. 6 апр. 1916 г.».

Эти строки были написаны за два с небольшим года до их общей гибели. Смысл странной на первый взгляд фразы «со дна старого колодца» разъясняет дочь Евгения Сергеевича Т.Е. Мельник­Боткина в своих «Воспоминаниях о Царской Семье и ее жизни до и после революции»: «Между отцом и дочерями Царя установились особые отношения. На официальных приемах Ольга Николаевна, старшая, часто сидела за столом рядом с ним, и они вели длинные разговоры. Великая Княжна имела мало контактов с окружающим миром и очень хотела познакомиться с идеями и течениями, имевшими место вне двоpa, с целью понять устремления различных слоев русского народа. С тех пор Великие Княжны называли моего отца „дорогой старый колодец“, показывая тем самым, какое доверие и какую дружбу они к нему испытывают. Отец ценил ее [Ольги Николаевны] интеллигентность и открытость, она могла его слушать не переставая, часами. „Когда я Вас слушаю, – сказала она однажды, – мне кажется, что я вижу в глубине старого колодца чистую воду“».

«Колодец» для Великих Княжон был драгоценным кладезем знаний. И, если вспомнить Евангелие, читавшееся в Царской Семье ежедневно,  смысл, вложенный Царевнами в столь необычное обращение к Евгению Сергеевичу, становится совершенно ясен. Этот сильный духом, носивший в себе огромное духовное богатство человек всегда мог поддержать, укрепить, понять, успокоить и вселить в сердце веру и надежду. Таким он был и с солдатами, и со студентами Военно­медицинской академии – с каждым, кто нуждался в его помощи, заботе, внимании и совете. Е.С. Боткин учил будущих медиков лечить больных прежде всего словом и сочувствием.

Кроме того, приходит на ум и колодезь Иаковлев из Евангелия от Иоанна, где повествуется о беседе Спасителя с самарянкой (см.: Ин. 4, 4–26). В ответ на просьбу Христа подать воды самарянка говорит: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок (Там же, 11). Но замечание это скорее можно было адресовать ей самой, потому что она, блудница, не жаждала почерпнуть из Колодца воды живой.

А Великие Княжны и Цесаревич, по свидетельствам принимавших их Исповеди священников, отличались ангельской чистотой и в мире сем, земном, не теряли связь с миром горним, духовным. Они имели, чем почерпнуть, и это отражалось в их разговорах и переписке. Так. Цесаревич Алексий однажды сказал Евгению Сергеевичу по­французски: «Е vous aime de tout mon petit соur» («Я люблю Вас всем моим маленьким сердцем»).

В апреле 1918 года доктор Боткин отправился вместе с Императором, Императрицей и Великой Княжной Марией Николаевной из Тобольска в Екатеринбург. В то время здоровье самого Евгения Сергеевича уже было подорвано. К болезни почек прибавилось послетифозное осложнение на сердце. Кроме того, тяжелым камнем лежала на его душе семейная трагедия – гибель сына Дмитрия на фронте Первой мировой войны. Тяготился он и разлукой с другими детьми – дочерью Татьяной и младшим сыном Глебом. Но все­таки в эти страшные для всей России дни Боткин находил в себе силы укреплять других – потому он и остался в Ипатьевском доме, зная о грядущем конце и отклонив предложение «товарищей» о свободе.

Брат Евгения Сергеевича, Петр, дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Российской Империи в Лиссабоне, вспоминал слова Императора Николая II: «Ваш брат для нас больше, чем друг. Он так близко принимает к сердцу все, что случается с нами. Ваш брат работает за десятерых. <…> Его надо беречь…»

Воспитатель Цесаревича Алексия П. Жильяр в своих мемуарах пишет: «Число тех немногих людей, которых оставили при заключенных, быстро уменьшалось. По счастью, при них оставался доктор Боткин, преданность которого была изумительна. В эти мучительные дни присутствие доктора Боткина служило большой поддержкой для узников; он окружил их своей заботой, служил посредником между ними и комиссарами и приложил все усилия, чтобы защитить их от грубости стражи».

Так случилось, что узников в последнюю ночь их земной жизни, с 16 на 17 июля, разбудил по требованию палача Юровского именно он, Е.С. Боткин. В т. н. воспоминаниях Юровского описывается, как выглядел залитый кровью Ипатьевский подвал после зверской расправы и как расположены были тела убиенных: доктор лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхавшего.

Пытаясь представить весь ужас этой страшной казни, вспоминаешь книгу Евгения Сергеевича «Свет и тени русско­японской войны», где он описывает смерть, как она ему представлялась. Военный врач, видевший множество трупов и предсмертных мук и агоний, размышляет: «Умереть – это еще самое легкое. Мне кажется, что художники навязали миру совершенно неверное изображение смерти – в виде страшного скелета. Мне представляется смерть доброй, любящей женщиной в белом, с материнской нежностью и сверхъестественной силой подымающей умирающего на руки. Он чувствует в это время необычайную легкость, ему кажется, что он подымается в воздух и испытывает истинное блаженство... Так засыпают маленькие дети на коленях нежной матери... Какое счастье это должно быть!»

Видимо, именно так, несмотря на адскую жестокость палачей, и предали свои души в руки Божии невинные узники дома Ипатьева, ныне прославленные Церковью в лике святых.

Подготовила 
Татьяна Виноградова

По книге «С Царем и за Царя. 
Мученический венец Царских слуг». М., 2008.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100