Митрополит Павел Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси (Пономарев), постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, «объяснил», что православные, якобы, могут поминать католиков на проскомидии... Как всегда это делают обновленцы, оправдывается такое нарушение канонов «любовью». Есть, мол, смешанные семьи, и вот православные подают записки за своих родственников-католиков от большой любви к ним, и как «жестоко» было бы им отказывать. А почему бы тогда не продлить список? Почему бы не подавать записки на проскомидию о мусульманах, ведь у некоторых православных есть родственники и из мусульман? И даже из язычников? Где предел экуменическому слиянию? Но тут же делается и лукавая сноска: мол, только для того, чтобы не соблазнялись слабые в вере христиане, надо указать рядом с именем «католик»... Из нижеприведенных канонов и правил святых отцов очевидно, что поступающие по ним православные к таким «слабым в вере» и относятся обновленцами.
Вопрос: В чем должна проявляться любовь христианина к еретикам?
Ответ: В том, чтобы исполнять по отношению к ним постановления Церкви: Любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10); «Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Вопрос: Как учит Церковь относиться к еретикам?
Ответ: Церковь повелевает обличать еретиков и убеждать их возвратиться на путь истинный. Но если они не внимают увещаниям и продолжают упорствовать в заблуждениях, от них нужно отвращаться.
Вот лишь некоторые примеры церковного учения по этому вопросу:
– Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17);
– Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17);
– Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10);
– «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-е Апостольское правило);
– «Кого они (Божественные правила) предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем» (1-е правило Cедьмого Вселенского Собора);
– «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (6-е правило Поместного Лаодикийского Собора);
– «Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе (еретиков), которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними» (Священномученик Игнатий Богоносец);
– «Надобно бегать общения с ними (еретиками), уклоняться от их речей, как от яда смертоносного для душ» (Святитель Василий Великий);
– «Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их» (Преподобный Ефрем Сирин).
Вопрос: Почему любовь к невразумляющимся еретикам состоит именно в отвращении от них?
Ответ: Потому что если христианин не прерывает общения с таковыми, то этим он свидетельствует, что одобряет их пагубное лжеучение, и утверждает их в заблуждении: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).
«Когда написано: „Еретика после первого вразумления отвращайся“ (Тит 3, 10), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил избегать такого рода бестий и не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом может случиться, чтобы того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?», – вопрошает святитель Амвросий Медиоланский.
А святитель Василий Великий наставляет: «Если же жало смерти – грех (ср.: 1 Кор. 15, 56) <...>, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: „Иже щадит жезл (свой), ненавидит сына своего, любяй же наказует прилежно“ (Притч. 13, 25)».
Вопрос: Как еще, кроме вышесказанного, можно проявлять любовь к заблудшим?
Ответ: Церковь не возбраняет творить для них дела милосердия и молиться <келейно> об их обращении к вере истинной.
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Свт. Иоанн Златоуст).
«Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных» (Преп. Феодосий Киево-Печерский).
«Побеждается ересь <…> молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем, и милосердием к нему» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Вот проявление истинной любви к Богу и ближним. А поминание еретиков на проскомидии, проповедуемое Беларусским экзархом, – это, по сути, признание равнозначности их духовных заблуждений Православию, чего да не будет.
___________________
См. по теме:
Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»
Компромисс святым отцам, или Можно ли внимать еретикам «с рассуждением»?
«Слышны голоса фарисеев…»: Почему экуменисты нарушают каноны именно под предлогом любви?
<-назад в раздел