Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Духовное чадо преп. Варсонофия Оптинского: День памяти старца-исповедника схиигумена Павла (Драчева)

2019-03-29.3.jpg
Схиигумен Павел

Схиигумен Павел (в миру Павел Иустинович Драчев) родился в 1888 году в селе Казинке, находящемся недалеко от города Ельца. Путь монашеской жизни был уготован ему с детства. Еще мальчиком он однажды сильно застудил руку, она окостенела и не сгибалась. «Что тебе делать в миру, деточка? Иди в монастырь», – часто говорила ему мать, в сердце своем давно решившая посвятить своего младшего сына Богу. А когда Павел подрос, отвела его на благословение к старцу. «Как от призыва отойдешь, так и просись в монастырь», – ответил тот на вопрос о монашестве. Об этом старце, не называя его имени, отец Павел рассказывал как о прозорливце, подвижнике высокой жизни.

Как только Павел получил освобождение от воинской повинности, так немедля отправился в Тихонову пустынь, но по дороге заехал в Оптину – уж очень ему хотелось повидать тогдашнего скитоначальника отца Варсонофия – старца, о котором к тому времени он был весьма наслышан. Едва посмотрев на юношу, отец Варсонофий поведал ему нечто из его прошлого, напомнил грехи, о которых тот и думать забыл. 

«Куда же мне идти от такого старца?» – решил Павел и попросился остаться в Оптиной навсегда.

Он стал послушником в Иоанно-Предтеченском скиту, исполняя послушания садовника и канонарха. Позднее, после закрытия Оптиной и изгнания монахов, схиигумен Павел вспоминал любимый им скит как Рай. Он всю жизнь скучал по нему и говорил, что готов лобызать там все яблоньки. Здесь же он принял монашеский постриг с именем Петр и сан иеродиакона. 

Его духовным отцом стал преподобный Варсонофий, который благословил Петра четками и дал ему крест. До глубокой старости схиигумен Павел благоговейно сохранял эти Оптинские святыни, а также рубашку старца и наволочку с его подушки.

После закрытия Оптиной в 1923 году, Петр, как и многие Оптинские монахи, перебрался в Козельск, но прожил там недолго. Услышав, что в Москве еще действует Данилов монастырь, он поехал туда. Все святые обители тогда одна за другой ликвидировались, архиереи лишались кафедр, поэтому в Даниловом собралось множество монахов, архимандритов, архиереев. Жить, правда, было негде. Ему дали пустой заброшенный склеп на кладбище. Он обустроил его под келью и так жил лет шесть, кормясь плотницким ремеслом, пока его не арестовали. 

Затем последовала ссылка на Север.

От Архангельска этап гнали в Пинегу. Двести километров заключенные шли пешком. У отца Петра отказали ноги, и его сестра, инокиня Валентина, этапированная вместе с ним, почти всю дорогу тащила его на себе. Потом над больным смилостивились и посадили в повозку…

В ссылке одно время они ютились в доме многодетной семьи. Жизнь была шумной, суетной и голодной. 

Уходя из дома, хозяева запирали своих квартирантов («батюшку» и «матушку», как они их называли) на ключ, но оставляли им на обед то, что ели сами. Отец Петр наловчился ловить рыбу, высушивать ее, а потом варить из нее уху. Позднее, ходя каждый день с удочкой на реку, как на работу, он сумел прокормить умиравшего отца Никона (Беляева), ныне прославленного Оптинского преподобноисповедника.

О жизни в Пинежском районе схиигумен Павел вспоминать не любил. «Какой там народ нелюбовный был», – обронил он как-то. Но Пинега в его памяти осталась связана с именем старца Никона. Когда незадолго до смерти ему привезли фотокарточку преподобноисповедника, он поцеловал ее и заплакал. Он вообще без слез не мог вспоминать те последние месяцы и дни жизни батюшки, которые они провели вместе.

2019-03-29_134258.jpg
 
До последнего дня и часа отец Петр был рядом со старцем. Он рассказывал, как в июне 1931 года до крайности истощенный отец Никон едва слышным голосом попросил дать ему лист бумаги и карандаш – хотел что-то написать. «Какая красота в духовных книгах», – начал он, и карандаш выпал из его ослабевшей руки. Видя его тяжелое состояние, отец Петр поспешил пригласить архимандрита Никиту (Курочкина; † 1937), который не замедлил прийти к умирающему и причастить его Святых Таин и тут же после Причащения прочитал над ним канон на исход души. 

В 10 часов 40 минут вечера 8 июля 1931 года отец Никон отошел ко Господу, к Которому так стремился всю свою жизнь. 

Его духовная дочь Ирина Бобкова (схимонахиня Серафима; † 3 ноября 1990 г.) и отец Петр со страхом и трепетом наблюдали, как душа преподобного Оптинского старца покидала тело. Гроб для него был заранее заказан тоже отцом Петром.

Из архангельской ссылки отец Петр приехал в Тулу. Тульскую епархию тогда возглавлял Владыка – противник обновленческого раскола. Все желали у него рукоположиться. Он-то и посвятил отца Петра в иеромонахи.

Несколько лет батюшка служил в храме Двенадцати Апостолов. Его очень полюбили люди. Своей высокой духовностью, горячей верой, скромностью, кротким нравом и благообразной наружностью (высокий рост, красивые длинные волосы, прекрасный голос) он привлек многих прихожан. Его всюду приглашали, он был, что называется, нарасхват. Настоятель собора стал завидовать этому и ревновать и обратился в ГПУ, в епархию, и вскоре в органы полетели доносы на «общительного иерея», и однажды за отцом Петром пришли. Но, предупрежденный прихожанами, он успел скрыться «прямо из-под носа чекистов».

С того времени (30–40-е гг.) отец Петр стал особенно осторожным. Ему приходилось жить на нелегальном положении. Три года он скрывался в одной деревушке у знакомых в погребе, выходя на воздух только по ночам. Этот вынужденный затвор батюшка всегда вспоминал как самое счастливое время в своей жизни.

В конце войны стали открываться храмы. Старинный Венев-монастырь объявили приходской церковью. Сюда-то и решил перебраться отец Петр. Но, обученный осторожности, скрыл, что он иеромонах, и устроился церковным сторожем. В храме все было разрушено, перебито: ни окон, ни дверей, один мусор кругом, который батюшка в числе других прихожан вытаскал из храма тележками. После работы «старичок» всех подкармливал у себя в сторожке – никто не уходил от него голодным.

2019-03-29.2.jpg
Свято-Сергиевский храм в селе Черкассы
Тульской области, где служил отец Павел

В послевоенные годы в стране повысилась преступность: людей на улицах раздевали, грабили и убивали. Однажды ночью в сторожку, где отец Петр жил вместе со священником отцом Михаилом, ворвались бандиты с оружием и потребовали «гроши». «Возьмите все, что есть», – сказал отец Петр и отдал преступникам небольшую сумму денег, которые у него были. Раздались выстрелы, и он потерял сознание. Очнувшись, увидел отца Михаила, лежащего в крови с простреленной головой. Батюшка вызвал милицию, которая, не разобравшись, сочла его соучастником преступления и виновным в убийстве.

Целый месяц он просидел в камере с уголовниками и много пострадал от них: его избивали, отнимали у него продукты, не давали спать, издевались. Потом – срок, лагерь и те же страдания. Отец Петр молча все терпел, молился святителю Николаю Чудотворцуна людскую справедливость надежды не было. Впоследствии настоящих убийц поймали и невиновность церковного сторожа стала очевидной – его освободили. Он вернулся в тот же храм, намереваясь и дальше скрывать свое иерейство. О том, что он иеромонах, знала только одна женщина. Она-то и убедила его принять бремя пастырства вместо убиенного собрата.

В начале 50-х отца Петра перевели в село Черкассы. Но там он прослужил только полтора года – начались хрущевские гонения, и храм закрыли. 

Батюшка, к тому времени уже игумен, отказался от служения в церкви и в течение десяти лет вообще не ходил в храм. Весь богослужебный круг он вычитывал дома, келейно

Склонный к затворнической жизни, он стремился к уединению и всеми способами уклонялся от общения с людьми, отрывавшего его от молитвы и внутреннего делания. Долгожданное и дорогое его сердцу одиночество было полностью посвящено Иисусовой молитве и работе в саду и огороде. Как когда-то в Иоанно-Предтеченском Оптинском скиту, он посадил вокруг дома много деревьев, выращивал овощи. Но, большой постник, сам почти ничего не ел, а все раздавал.

За время своего затворничества отец Петр выехал из села всего один раз – в начале 70-х. Вернувшись из поездки, снова стал посещать церковь и уже до самой смерти не пропустил ни одного богослужения. А ездил он в Почаев, где отцы упраздненной Лавры постригли его в великую схиму – так он стал схиигуменом Павлом.

«Не укроешь светильник под спудом» (написано на могилке старца), да и пора, видимо, пришла выйти на служение людям. Наступил такой период в жизни схиигумена Павла, когда к нему за советом стал стекаться народ. Его почитали за святого старца, прозорливца, верили в чудодейственность его молитв.

По воспоминаниям знавших его, схиигумен Павел был высокий, худощавый, волосы белые, глаза светились радостью. У него была нежнейшая, кроткая, тихая, легкая, высокая и мужественная душа настоящего подвижника, не надломленная ни тяжелыми жизненными испытаниями, ни мерзостью лагерной жизни, ни тюремными допросами и издевательствами, ни лишениями. Он был необыкновенно прост в общении, но тонок, чуток к любому человеку. 

Верил в возрождение Оптиной Пустыни: «Для Бога невозможного нет. Господь двинет рычаг – и все переменится».

2019-03-29.1.jpg
Могила отца Павла в Черкассах

Скончался схиигумен Павел на 93-м году жизни, 29 марта 1981 года, Великим Постом, на Крестопоклонной неделе. Шамординские сестры, как завещал батюшка, положили ему в гроб все оставшиеся от старца Варсонофия вещи: четки, рубашку и наволочку, лишь крест старца священник класть в гроб не разрешил.

Похоронен схиигумен Павел (Драчев) в селе Черкассы Ефремовского района Тульской области за алтарем храма преподобного Сергия Радонежского с приделом в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Подготовила Ксения Миронова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100