Четверг, 25 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Христолюбивое воинство: Димитриевская родительская суббота
 
  2018-11-03.jpg
Богоматерь с апостолом Петром и Ангелом
обходят Куликово поле после битвы

Нынешняя родительская суббота – Димитриевская – была установлена святым Великим Князем Димитрием Донским по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского в вечное поминовение героев, павших на Куликовом поле. И хотя затем она стала днем памяти всех усопших православных христиан, однако особенно мы молимся в нее о воинах, во все времена полагавших души за землю Русскую. Вместо проповеди помещаем две небольшие заметки о христолюбии наших ратников из «Воронежских епархиальных ведомостей» времен Первой мировой войны, редактором которых в те годы был святитель Серафим (Соболев).

К ПСИХОЛОГИИ 
РУССКОГО ВОИНСТВА

Вся Россия охвачена теперь мощным подъемом необычайного воодушевления. Но с особенной интенсивностью подъем этот переживается и обнаруживается в рядах войск, настроение которых является самым характерным показателем той духовной стихии, в которой живет и зреет душа всего народа. Если в Германии такая стихия есть преклонение пред внешней, деморализирующе-дисциплинирующей силой государства, то у нас эта стихия – внутреннее, свободное и благоговейно-любовное преклонение пред правдой, воспринимаемой народным сознанием как религиозный долг. Оружие народ поднял не столько для защиты себя и своей государственной безопасности, сколько во имя защиты правды, попираемой дерзким и грубым насилием. На ратный подвиг и труд свой народ, представленный в армии, смотрит как на религиозный долг, необходимо связанный с чистым служением правде. Самым лучшим комментарием и вместе иллюстрацией такого настроения служат наблюдения над душевным состоянием солдат во время Исповеди. Один из военных священников в письме к В. В. Розанову (см. его статью в «Нов. вр.» № 13912) делится с ним своими наблюдениями.

Более высокого и чистого состояния на Исповеди, чем со своими солдатами, я никогда не переживал. И, если было что плохо, так это разве то, что во мне шевелилось что-то вроде зависти. Душа открыта, раскаяние легкое, от глубины души, чистосердечное. Себя извинять не стараются... да и не в чем. Если у кого были грехи, то это – сделанные ранее, в мирной жизни. В походе же, кажется, только у двух оказался грех, и вон какой: один стащил где-то арбуз, а другой, неев несколько дней, попросил в каком-то селении хлеба, и ему сказали, что хлеба нет, хотя тут же на столе лежал целый хлеб; тогда солдат отрезал себе часть. Вот, кажется, и все грехи, узнанные мною. Да, – еще один признался, что он в душе роптал на тяжелое положение, а другой – что чего-то не исполнил или исполнил не так, как было приказано. Но оба они, из запасных, в мирное время допускали довольно серьезные грехи. Один когда-то, вступаясь за мать свою, которую очень оскорблял и бил отец его, грубо говорил с отцом... После того они с отцом много раз мирились – мирились нарочито пред отправлением на войну, – но он все не может успокоиться и терзается муками совести. Спрашивал я всех, когда исповедовал, не обижали ли они мирных жителей. И ответ всегда в одном роде, с разнообразием только в интонациях: у одних ответ звучит с глубокой верой в свое дело, у других – чуть-чуть обиженно, как-де задаешь мне такой обидный вопрос? Ответ же таков: «Что Вы, батюшка, ведь мы по-православному...», «Нет, этим не занимались, мы – все по вере», «Нет, мы – православные», и т. д.

Это – очень важно. Ведь если бы что было, хотя бы самомалейшее, то при той легкости и непосредственности, с какой солдаты говорят о своих грехах, они непременно поспешили бы покаяться. Об арбузе-то и хлебе ведь сами поспешили сказать, без всяких вопросов, первым делом. Явно, что это тяготило совесть.

Ни у кого во все время военной жизни (а некоторые ведь не с войной только, а ранее попали на службу) – никаких признаков распутства ни в какой форме.

Все твердо и просто верят. Все с внутренним убеждением и чисто православною сознательностью (а вовсе не слепо и не по забитости) не только повинуются начальству, но и иметь внутреннее недовольство – считают грехом. «Все же страдают», «Я – не один». «Всем надо», «Бог велит», – вот ответы на вопрос об отношении к службе.

Замечательные лица. От духовного ли подъема, или от болезней и трудов, но все облагородилось, и даже кожа стала совсем не такой, как у простонародья. Удивляешься их благообразному виду, после столького пребывания на воздухе, в грязи, в мокроте и спанья на земле. Они сейчас благообразнее, чем были ранее, и одухотвореннее. Лица чистые, часто невинные, с ясными взорами и внутренней решительностью.

Таково христолюбивое воинство.

Воронежские епархиальные 
ведомости. Часть неофициальная.
 Воронеж, 1915. № 2. С. 33–35.

ОТНОШЕНИЕ НАШИХ 
СОЛДАТ К СМЕРТИ

Военный корреспондент «Утра Юга» приводит ряд примеров, по наблюдениям сестер милосердия и своим личным, удивительного отношения нашего солдата-мужика к смерти. Один из сообщаемых автором случаев глубоко трогателен.

Трагедия войны, так сказать, центр войны – смерть – производит как будто наименьшее впечатление на солдат-мужиков.

Они как-то равнодушнее относятся к ней. Умирающие мужики-солдаты встречают свой конец по большей части без ропота, покорно, глубоко веря в неисповедимые пути Промысла: «Так должно быть», «Надо этому покориться».

И покоряются. Почти не ропщут. Умирают молча, без лишних стонов, без воплей, без жалоб. Умирают удивительно!..

Раз, ночью в лесу под Л. я вместе с другими санитарами был у полкового лазарета. С позиций несли раненых. Перед халупой, в которой помещалась перевязочная, собралось десятков шесть носилок. Все – тяжело раненные...

Вижу, как один раненый, только что принесенный, вдруг поднялся и замахал мне рукою.

Я подошел. Раненый, закутанный в шинель, покрытую красными пятнами, уже еле говорил. Глаза провалились, нос заострился, и вообще все лицо при мерцающем свете факелов казалось уже мертвой маской.
– Ты что, земляк?
– Сделай милость, напиши письмо!..

– Письмо? Какое письмо? Кому?
– Жене... Надо уведомить, что я умер...

– Да ты постой, брат, говорить-то так! Ты еще не умер и не умрешь... Вот сейчас тебя перевяжут как следует. Еще запрыгаешь-то как!..

Раненый сразу рассердился...
– Брось!.. Ну, чего зря терять слова! – строго остановил он меня. – Ежели не хочешь писать, позови другого...
– Я напишу, но что ты так отчаиваешься?

– Я чую. Умру сейчас. Никаких перевязок не надо. Пиши. «Дорогая супруга наша Лукерья Петровна! Уведомляем Вас, что теперь пришел мой смертный часочек. Не привел Господь свидеться. Береги Васютку и Дуньку, а ежели опять пойдешь замуж, не давай их бить чужим-то людям. Мерина продай Павлу Рыжову, ну только меньше 70 р. не бери, потому теперь лошади дороги стали. С Петьки Безрукова получи три рубля за овес, а избу проконопатить. Найми дедушку Власа, он за двугривенный это сделает. Меня ранило в спину, и пули вылетали из брюха. Насквозь прошло. Божия воля! Тебе бы, Лукерья, лучше продать телку-то, а купить жеребенка у Гавриловых. Лошади-то теперь дороги будут. Простите меня Христа ради!»...

– Написал? – лихорадочно спросил меня раненый.
– Написал.

– Смотри, не забудь! Пошли обязательно!
– Конечно, пошлю, не безпокойся!
– Ну, спасибо. Прости, Христа ради... Укрой-ка меня с головой!..

Я укрыл его с головой и ушел к другим раненым.
Минут через двадцать, когда дошла очередь до этого раненого, солдаты-санитары, к моему удивлению, отставили носилки в сторону.
– А этого почему не берете?
– Он уже... готов.

Я отдернул шинель. Да, правда, умер. Даже руки сложил так, как складывают мертвецам... Я просто остолбенел от удивления и ужаса. Раны в живот и в спину – самые мучительные, самые невыносимые... А этот даже не стонал...

Воронежские епархиальные 
ведомости. Часть неофициальная.
Воронеж, 1915. № 39. С. 1122–1124.

У СОЛДАТСКОГО КЛАДБИЩА

Мягко разостланы дерна квадратики
Набожной чьей-то рукой…
Спите, соколики, спите, солдатики,
Вам здесь простор и покой.

Небо над вами сияет безбрежностью,
Тихо мечтают поля,
Приняла вас с материнскою нежностью
Эта сырая земля.

Русь защищая, ребята бывалые,
Долго дрались вы с врагом…
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.

Жертвы борьбы с лицемерной державою
Вы – не покинутый прах!
Вечною памятью, вечною славою
В Русских вы живы сердцах!
 
Князь Владимир Палей

Сентябрь 1915 года, 
действующая армия, деревня Речки

Поэзия. Проза. Дневники. 
СПб., 1996.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100