Главный Наставник православных царистов России: К 80-летию Митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина
Его Высокопреосвященство Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский, является подлинным живым Светочем Православия в современной России. С самого Дальнего Востока нашего громадного Отечества он каждодневно светит своей молитвой и Богослужением, когда у нас — в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Минске или Калининграде – уже зашло солнце, и наступила ночь. Одна такая мысль согревает душу нам, на сон грядущим, и укрепляет наши сердца надеждой и любовью.
Не знаю, понимают ли православные Владивостока и всего Приморья, какая духовная драгоценность присутствует в их церковном бытии, но лично я испытываю к ним грешную зависть, что они имеет такую счастливую доступность к Митрополиту-Старцу: им возможно помолиться с ним в соборе, приходских храмах и монастырях в любое время года и при первой же возможности. При крайней духовной нужде они могут поисповедоваться у духовно опытного Владыки, при важном случае разрешить с ним мучительный вопрос, взять у него благословение на новое дело и просто поклонится ему, когда встречаются с Архипастырем взглядами во время службы и после неё. Поскольку мне радость такого счастья была знакома, вот теперь и грешу завистью.
О достаточно строгом, но вместе с тем очень интересном преподавателе Библейской истории, основного Богословия и логики в Московской Духовной Академии и Семинарии иерее Борисе Пушкаре я впервые стал слышать от знакомых священников с конца восьмидесятых годов. Правда, все они называли Отца Бориса профессором, хотя в сейчас, просматривая биографические справки о Митрополите Вениамине на разных официальных и частных сайтах — «Патриархия-ру», Азбука Веры, Древо, Википедия, Владивостокская митрополия и тому подобных, я так и не нашел упоминания о присвоении ему профессорского звания в МДАиС. Очевидно, научный авторитет будущего Владыки среди слушателей Семинарии и Академии был столь высок, что они даже представить себе не могли, что маститый церковный ученый, автор двухтомного учебника «Священная Библейская История Ветхого и Нового Заветов» не имеет профессорского звания.
Когда было опубликовано оповещение, что Священный Синод (по настоянию Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия II) избрал протоиерея Бориса Пушкаря Епископом Владивостокским и Приморским, один из моих друзей, провинциальный батюшка, когда-то слушатель лекций доцента Бориса Николаевича Пушкаря, с чувством сказал: «Слава Богу! Он — человек верующий, не трус и не содомит…» Нечто похожее о новом Владыке сказал мне и один лаврский иеромонах: «Верующий, как ребенок! И живет, как ребенок…».
То, что Владыка Вениамин убежденный православный царист, сразу подтвердилось тем, что наш братчик Андрей Юрьевич Хвалин вскоре по благословению Правящего Архиерея учредил во Владивостоке Братство во имя Царя-Великомученика Николая.
В 1995 году Вячеслав Михайлович Клыков по благословению Патриарха и при поддержке местного правящего Архиерея Иоанна проводил в Белгороде монархический Земский Собор. В заседании Собора персонально принимали участие Владыки Иоанн (Попов), Епископ Белгородский и Старооскольский, и Иувеналий (Тарасов), Архиепископ Курский и Рыльский, а своих полномочных представителей с Архипастырскими посланиями к соборянам направили Владыки Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, и Вениамин, Епископ Владивостокский и Приморский.
Когда А.Ю. Хвалин весной 1997 года вернулся в Москву для работы в Общероссийском общественном движении «Россия Православная», он сразу же наладил тесное сотрудничество Движения «РП» с Владыкой Вениамином. Вскоре Владыка благословил учреждение Движением общественной награды — медали «Всенародное Покаяние» и подготовку общественного Собора «Всенародное Покаяние — Знамение Единства», который был созван два года спустя — 21 Сентября 1999 года. Владыка Вениамин тогда обратился к соборянам со словами приветствия:
«Возлюбленные о Господе участники собрания! Долготерпеливый Господь ждет покаяния России в грехе предательства Помазанника Божия Царя-Мученика Николая II. И если велика радость на небесах о покаянии единого грешника, каково будет то торжество среди Ангелов и святых, которое ознаменует освобождение России от страшных проклятий.
Путь покаяния начат был сразу же в Феврале 1917 года. Сначала он был почти неотличим от широкой дороги отступления в бездну безверия, в пропасть наслаждения и страдания от безчисленных грехов. Но неприметная тропка покаянного пути с десятилетиями, через великие подвиги русского народа преобразилась в ясный путь, обозначенный Священноначалием Русской Православной Церкви и справедливо названный “всенародным покаянием” и “знамением единства”. Величайшим этапом на этом пути считаю духовный подвиг приморцев, ввиду смертельной опасности созвавших 1922 году Приамурский Земский Собор, главным вопросом которого был отнюдь не вопрос о власти в безгосударной России, но признание величайшим грехом предательство Русского Царя и попустительство Его злодейского убийства. Здесь, во Владивостоке, среди церковного народа не изгладилась память об этом судьбоносном событии. Верующий народ Приморской епархии глубоко и искренне чтит и исповедует подвиг Царя-Страстотерпца Николая Второго. Поэтому в день проведения собора “Всенародное покаяние” мы молитвенно пребываем вместе с участниками собора, возносим свои молитвы ко Господу о помиловании России и скорейшем прославлении Царской Семьи в сонме Новомучеников».
Вскоре после того благодаря А.Ю. Хвалину мне довелось лично познакомиться с Владыкой Вениамином, когда он по давней традиции преподавателей и выпускников МДАиС приехал в Октябре 1999 года на празднование дня памяти Преподобного Сергия Радонежского в Сергиев Посад. Владыка пригласил тогда Андрея и меня в свой скромный деревянный домик на окраине Посада, где он в пору своего преподавания МДАиС жил несколько десятилетий.
Мои владивостокские друзья — А.Д.Степанов, П.Г.Петин, А.Ю.Хвалин и прежде рассказывали о скромности быта и общедоступности Владыки для рядовых прихожан во Владивостоке, но впечатления от личной встречи превзошли все мои ожидания. Духовная скромность и отеческое любвеобилие маститого Архипастыря поразили меня тогда в самое сердце. Со мной, общественным деятелем, до того ему совершенно незнакомым, он держал себя столь доверительно и просто, словно знает меня уже много лет. Доверительность выражалась и в том, что он обсуждал с нами даже такие церковные вопросы, которые обычно духовенство позволяет себе поднимать только в узком кругу верных друзей. Владыка держал себя с нами совершенно свободно и без малейшей опаски, оглядки.
«Действительно — не трус, по-настоящему смелый и свободный человек… И простой, как ребенок!» — тогда подумалось мне. Был на седьмом небе от счастья, нечто подобное я переживал прежде при живом общении с Владыкой Иоанном (Снычёвым), но в Ноябре 1995 года Владыки не стало, и после даже не чаял, что нечто подобное буду вновь переживать на своем земном пути.
Совершенно заинтересованно и даже с каким-то детским любопытством сам Владыка расспрашивал нас о текущей политике, о нашей семьях, по историческим темам, о реалиях общественно-православных движений и о людских настроениях.
Когда мы вышли от Владыки с подарками для наших семей — объемистыми банками дальневосточной икры и рыбы, я ещё долго не мог прийти в свою будничную, плоскую действительность, перебирая в памяти эпизод за эпизодом нашу беседу, которая переместила меня в многомерное духовное пространство.
И первое впечатление далеко не было последним, нечто похожее я переживал, когда бывал у Владыки в его сергиевопосадском доме с А.И.Буркиным, потом с К.Ю.Душеновым, когда неоднократно встречался с Владыкой в церковной гостинице неподалеку от университетской высотки на Воробьевых горах… Особо запомнилась одна встреча в Сергиевом Посаде. Уже после беседы на террасе, когда Владыка расспрашивал нас о В.В.Путине (за несколько месяцев до того я направил Главе Государство записку о Церковно-Государственных Соборах Руси), Владыка за трапезой рассказал нам с Андреем о том, что посещал в тот день своего Духовника — Старца Кирилла (Павлова), и Старец ему сказал: если не будет в народе исправления и покаяния, то и возрождения Православной России, о котором пророчествовали Святые прошлых времен, можем не ждать.
Разгоряченный парой рюмок коньяка, которые до того нам радушно налил келейник Владыки Отец Сергий (Чашин), дерзнул резко возразить:
— Дорогой Владыка, может быть, скажу ересь… Очень чту нашего всероссийского Старца Кирилла… И всё же, не знаю когда, но чудо духовного Воскресения России неизбежно по самому смыслу Откровения Иоанна Богослова!
Сказал и со страху тут же протрезвел. Владыка без малейшей пристальности, а с тишайшей любовью посмотрел на меня, охваченного страхом, и после паузы премудро и кротко с улыбкой сказал:
— Нет, это не ересь…
Не думаю, что тогда Владыка согласился с моей запальчивостью, просто по духовному зрению указал мне, что в моих чаяниях нет никакого догматического искажения, то есть собственно ереси… Переспрашивать же тогда, что имеет в виду Владыка, уже не дерзнул и новым вопросом перевел разговор на другую тему. И все же от его краткого ответа я чувствовал, что Владыка всей душою надеется на покаянное возрождение русского народа и Русского Царства.
Помимо возможностей один-два раза в году встречаться с Владыкой в Москве или Сергиевом Посаде, Владыка разрешил мне по существенным поводам звонить во Владивосток ему домой. Владыка предложил мне звонить рано утром по их местному времени, перед его молитвенным правилом, а у нас в районе полуночи. И пока Владыка не переехал, а номер его телефона не изменился, я, стараясь не злоупотреблять временем, многократно пользовался такой счастливой возможностью, испрашивая его благословения на то или иное дело, суть которого кратко излагал в беседе или же в накануне отосланном письме. Каждый раз перед таким разговором испытывал волнение и скованность, боясь изложить суть вопроса сбивчиво. Но Владыка с первых же слов молитвенно угашал моё волнение, и наша непродолжительная беседа текла совершенно ясно и плодотворно для меня. И хотя сам я всегда старался спешить, чтобы не помешать утреннему молитвенному правилу Архипастыря, ни разу Владыка сам не прерывал нашу беседу, пока я не просил прощения у него.
Насколько мне дорог опыт такого прямого общения с Владыкой Вениамином, я даже не могу выразить словами. С годами оно прервалось, а я так и не решился у наших общих знакомых без ведома Владыки попросить новый номер его домашнего телефона. Но хорошо знаю, что Владыка совсем не забыл меня и молится о спасении моей души. Откуда у меня такая уверенность? Сам я молитвенник никакой, но все же когда в своей духовной дебелости говорю про себя или вслух: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, спаси и сохрани Владыку Вениамина, и его святыми молитвами помилуй мя, грешного. Аминь+», моё сердце почти всякий раз откликается особым трепетом. А православные знают, что взаимная молитва надежнее всякого мобильного телефона поддерживает подлинное общение во Христе…
В биографических справках о Владыке Вениамине излишне скромно указывается о его богословских трудах: упоминаются только кандидатская диссертация о безсмертии души и философии Канта да многократно в разных издательствах переизданный двухтомник «Священной Библейской Истории».
Меня удивляет, что наш Владыка — выдающийся проповедник Слова Божия на протяжении более четверти века за каждым своим Богослужением произносит уникальные по содержанию и духоподъемные по воздействию проповеди, а до сих пор мы ничего не слышали об издании сборников этих драгоценных и душеспасительных поучений, омилий и призывов ко спасению. Об их великолепном содержании можно судить по неоднократным публикациям на «Русской народной линии», которые стали появляться в недавние годы. Но интернет-публикации это не книги, доступные простым верующим без компьютеров. Неужели владивостокцы так не видят своего Пророка в нашем Отечестве? Бог-то видит! А Он спросит их не так легковесно, как я. Но не буду о печальном…
Многие из моих соратников со всем основанием давно считают Митрополита Вениамина главным Духовным Наставником православных царистов всей России. В таком служении и я не вижу ему равных среди множества современных Архипастырей. Наши потомки и наследники смогут по-настоящему оценить вклад Владыки Вениамина в поддержание духовно-державных настроений в народе в нынешнюю эпоху разочарований и порой даже социального уныния. Он не дает нам падать духом и опускать руки в своих частных трудах.
Дорогому Владыке Вениамину уже исполнилось 80 лет! Для духоносного Старца это не возраст, тем более такого, у которого в сердце и разуме ещё живет искренний ребенок! Поэтому без малейших колебаний и сомнений желаю по Божией воле Митрополиту Вениамину стать земным свидетелем Воскресения Русского Царства (Аксиос!) и ещё десятков лет жизни! Многая лета! Многая лета! Многая лета!
Леонид Болотин, научный редактор
Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»,
участник совета Московского отделения «Русского Собрания»
Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/05/
___________________
См. также:
<-назад в раздел