Понедельник, 27 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Похвальное безстыдство: О готовности хоть в стотысячный раз вставать перед Богом и обещать исправиться
Похвальное безстыдство: О готовности хоть в стотысячный раз вставать перед Богом и обещать исправиться

Можно ли говорить Богу: «Я больше этим не согрешу», если мы уже это обещали и не исполнили? Что такое «похвальное безстыдство»? Что нужно делать, чтобы Ангел-Хранитель почтил наше терпение и дал нам силы побеждать?
   
КАМЕНЩИКИ СВОЕЙ ДУШИ

Есть такое важное и решительно необходимое в христианской жизни умение, которое обычно именуется у святых отцов умением вновь полагать начало. Безусловно, каждый из нас должен был бы положить начало своей христианской жизни единожды – когда принял Таинство Крещения или же, будучи крещенным в детстве, уже в сознательном возрасте переступил порог храма, прочел Евангелие и принес Богу исповедь за все прожитые до этого годы. Тогда закладывается фундамент здания, которое мы должны построить для жизни вечной, а затем мы начинаем день за днем возводить его стены.

Но как это зачастую происходит? Кто-то, образно говоря, выстроил с течением времени определенный участок стены – и грубым неверным движением в мгновение ока всё разрушил; кто-то кладет три кирпича и тут же снимает два, нивелируя те добродетели, которых пытался достичь, своей гордыней и корыстью; а кто-то кладет пять кирпичей, а снимает шесть, не замечая даже, что при всей видимой кипучей деятельности на самом деле разрушает, а не строит.

Очень важно во всех этих ситуациях не впадать в уныние и отчаяние, а, разобравшись, почему же на самом деле так произошло, начинать вновь и вновь класть эти кирпичи.

Что нам может в этом помочь? Прежде всего, наверное, понимание того, что, в отличие от реальной стройки, здесь стройматериал не закончится никогда: он подается нам совершенно безплатно до скончания нашей земной жизни. 

Нам всегда есть из чего созидать дом своей души, дом добродетелей, и нет таких обстоятельств, в которых человек не мог бы найти нечто для своего спасения.

Из опыта можно сказать, что труднее всего бывает полагать начало тем людям, которые привыкли поддаваться жалости к себе. Ведь если разобраться, человеку очень часто мешает приступить к восстановлению разрушенного именно безплодное сожаление – о том времени и тех усилиях, которые уже были потрачены на созидание. И кажется: «Как же я вновь буду строить, когда знаю, что практически наверняка опять разрушу, когда сам ход моей жизни убеждает меня в том, что я не столько строитель, сколько разрушитель?..»

Нужно всегда помнить о том, что шанс все-таки поднять это здание до той отметки, до которой Господь нам допустит его возвести, есть у нас только в одном случае: если, в очередной раз разрушив, мы не пойдем на поводу у эмоций, а будем готовы вновь начинать строить. Если же мы от этого отказываемся, то сами себя такого спасительного шанса лишаем. А это значит, что мы уже наверняка останемся без дома, даже не поборовшись до конца за то, что безконечно важно, поскольку имеет прямое отношение к нашей вечной участи. И этого нужно по-настоящему испугаться, поскольку то, с чем придем мы к концу этой земной жизни, и пребудет в нас в вечности. И если мы всё разрушили, но вновь, покаявшись и внутренне собравшись, положили начало, это начатое сможет в нас в вечности возрасти; а если мы просто всё бросили, ничто из ничего и не произойдет.

2018-10-12_004615.jpg

ВСЕГДА – КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ

Как такое полагание начала в духовной жизни происходит на практике? Мы падаем, отступаем от Бога, уклоняемся в жизнь нерадивую, приходим с этим на исповедь, каемся, читается разрешительная молитва… И это тот самый момент, когда у нас есть возможность начать всё заново. Возможность удивительная, возможность, которой обязательно нужно воспользоваться. Точно так же у нас такая возможность есть, когда мы в момент какого-то преткновения или падения обращаемся к Богу.

Но всегда ли человек, приходящий на исповедь или просящий у Бога за что-то прощения в домашней молитве, имеет при этом мысль, что ему нужно что-то заново начинать? К сожалению, далеко не всегда. А ведь именно понимание, что сразу вслед за тем нам предстоит вновь приступить к труду, способно нас удержать от безудержной печали о своем грехе, от расслабления. Эта готовность трудиться над своим сердцем не дает нам отчаяться в самих себе, потому что в нас рождается надежда и в то же время благодарность Богу за этот удивительный дар – за то, что Господь дает нам возможность всё начинать снова.

Как не разувериться в том, что мы, столько раз отступая и согрешая, сможем вновь вернуться в нормальное состояние и что-то доброе сделать? 

Здесь можно обратиться к опыту святых отцов. К примеру, у преподобного Никодима Святогорца есть приблизительно такие слова: если даже ты согрешил сто раз на дню, проси прощения в сотый раз так же, как и в первый, и начинай исправляться с той же самой надеждой. А преподобный Иоанн Лествичник говорил, что у человека должно быть некое похвальное безстыдство, имея в виду готовность и в тысячный, и в стотысячный раз вставать перед Богом и говорить: «Господи, прости меня, я согрешил, но более этого не совершу».

Также у преподобного Иоанна Лествичника есть слова о том, что если человек, раз за разом падая и вставая, не впадает в уныние, его терпение в конце концов почтит его Ангел-Хранитель, который даст ему силы, чтобы начать побеждать.

Конечно же, при этом мы не должны про себя думать: «Согрешу-ка я еще, ведь полагать начало можно несчетное количество раз». Здесь мы как раз таки должны вспомнить о тех силах, которые уже потратили, и сказать себе: «Пока еще – прямо сейчас – у меня есть силы на борьбу с этим грехом и Господь дает мне время на покаяние, поэтому сейчас и буду бороться. Иначе от многократных падений мои силы истощатся, и я могу дойти до такого состояния, когда и само это благое произволение во мне исчезнет». 

Нужно понимать, что Господь не ограничивает возможности человека восстать от греха, но сам человек в ожесточении и огрубении своей души может достичь некой критической точки, когда он уже не будет видеть ничего страшного в падениях. Поэтому, когда предательская мысль еще разок согрешить в очередной раз придет нам в голову, нужно обязательно подумать о том, что у нас может не хватить сил подняться.

БЕЖАТЬ, ПЛЫТЬ, ПОЛЗТИ…

Если говорить о механизме полагания начала, важной его частью является раскладывание на составляющие тех ситуаций, в которых мы уже согрешили и в которых не собираемся больше грешить.

Самый простой пример: какая-то ситуация, в которой мы потеряли терпение. Мы все выходим из себя довольно часто, и если мы сравним, сопоставим, прокрутим в голове какое-то количество таких моментов, то увидим, что динамика развития ситуации практически всегда одна и та же. Нам нужно определить, что служит конкретно для нас самым сильным провоцирующим фактором, в какой точке мы теряем над собой контроль. И вслед за тем принять для себя решение: вот в этот момент, пока я еще способен с собою справиться, я начну бороться, вот от этого я постараюсь уклониться, этому не поддамся, а этого и этого просто не допущу. Тем самым мы эту конструкцию демонтируем, и она перестает работать; и даже если нам это не до конца удалось, враг уже не сможет подвигнуть нас к падению, просто легонько подтолкнув по рельсам, – ему придется что-то изобретать. А мы будем, соответственно, учитывать новые обстоятельства и опять-таки говорить себе: «Я в этом согрешил, но больше уже не согрешу».

Таким образом, христианин выстраивает всю свою жизнь как некую стратегию борьбы. Если же нет у нас стратегии, то мы так и будем всю жизнь топтаться на месте, и в конце концов наша убежденность в том, что ничего у нас и в нас не изменится к лучшему, приобретет уже совершенно основательный характер, потому что само собой оно, конечно, никоим образом не изменится.

2018-10-12_004925.jpg

Как прийти к тому, чтобы полагание начала в нашей жизни обратилось в навык? Необходимо приобрести твердое намерение, которое будет скреплять собой все наши действия. Как говорит преподобный Исаак Сирин, каждый из нас должен быть подобен путнику, который настолько стремится куда-то попасть, что готов добираться туда как угодно, невзирая на то, что с ним на этом пути происходит. Он садится на корабль, это судно терпит крушение, его выбрасывает на берег – он находит на этом берегу лошадь и скачет на ней. Лошадь падает, погибает где-то в безлюдной степи – он идет дальше пешком. По пути спотыкается, повреждает ногу – ложится на землю и ползет по-пластунски вперед. 

Так и мы должны стремиться в Царство Небесное, понимая для себя, что, даже если закончатся у нас все силы, душевные и телесные, мы будем туда просто ползти. 

И тогда мысли о том, полагать или не полагать вновь начало доброй христианской жизни и исправлению, у нас просто не возникнет.


Источник: Православие.ру

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100