…Как тиф неизбежен для того, кто пьёт зараженную тифозными бациллами воду, так и война неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными Ему мыслями, чувствами и делами и навлекает на себя заразу войны. Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире. Вопреки желанию людей война должна возникнуть там, где посеяны её семена… «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22). В наше время гораздо больше, чем когда-либо, кричат о мире – и готовятся к войне… Трудно поверить, чтобы такая двуличность не была наказана войной. Идолопоклонство мерзко Богу.
Итак, напомним, что основная ответственность за развязывание мировой войны, по мнению святителя Николая Сербского, – на европейских церквях, покорно поддержавших лозунги ложного «патриотизма» и «империализма». Если копнуть еще глубже, то, по мнению Николая Сербского, корень мировых войн – в духе материализма и безбожия. При этом святитель обращает внимание на удивительный парадокс: чем больше в мире воцаряется дух материализма и безбожия, тем больше вера в вечный мир на земле. Именно таковой была атмосфера в Европе в начале ХХ века, а начало мировой войны в 1914 году было шоком для тех профессоров, которые утверждали, что в условиях «интернационализации хозяйственной жизни» экономические основания войн исчезают.
Николай Сербский пишет: «Материалисты считают, что величайшее достоинство человека – его оптимистическая трактовка мира. Однако нет разумного и оправданного оптимизма вне христианства».
Первая мировая война стала очень сильным лекарством для европейцев. Многие из них вспомнили о Боге, стали избавляться от иллюзий материализма, возвращаться в Церковь. Это давало Николаю Сербскому надежду на то, что произойдет духовное возрождение Европы: «Надеюсь, что будущие поколения будут и впрямь более христианскими, нежели были мы. Они изумятся, прочитав в истории, что именно светские правительства, а не христианские Церкви формулировали истину; другими словами, носителями и творцами правды были политики и солдаты, а Церковь лишь следовала за ними и всячески им содействовала».
Увы, у Европы не хватило сил для духовного возрождения. Через два десятилетия после Парижского мирного договора, подведшего итоги Первой мировой войны, в Европе была развязана Вторая мировая война. История повторилась: христианские Церкви вновь выступили в качестве покорных служанок своих государств.
Работа «Война и Библия», которую я уже упоминал, была написана Николаем Сербским в 1927 году, когда он находился за многие тысячи километров от Европы – в США. В ней он излагает по памяти разговор, который происходил на борту парохода, плывшего из Нью-Йорка в Бостон, и в котором участвовали несколько американцев и европейцев (включая самого Николая Сербского).
Путешествие было организовано американцем Креном, которого Николай Сербский представил: «Наш благородный и любезный хозяин».
Далее Николай Сербский пишет: «Благодаря ему мы и находились в этот вечер на пароходе, идущем в Бостон. Он позвал нас к себе в гости, провести воскресный день в его семье. Среди приглашённых был и Юстон, бывший член правительства Соединенных Штатов, генерал Кларк, один известный русский музыкант, чех-археолог, исследователь аравийских древностей, балканец, бывший со мною, и много других приглашённых».
Однозначно нельзя сказать, насколько данная работа является документированным свидетельством тогдашнего разговора. Не исключено, что по своему замыслу «Война и Библия» похожа на некий авторский вымысел в духе «Трех разговоров» русского философа Владимира Соловьева.
Среди участников разговора 1927 года был некий «балканец», имени которого Николай Сербский не называет. Судя по всему, свои мысли по теме «Война и Библия» автор вкладывает в уста этого «балканца».
Атмосфера разговора была пропитана напряженным ожиданием новой войны. При этом признаки ее подготовки были видны не только военным и политикам, но и простым людям. Примечательно, что большая часть участников беседы полагала фатальную неизбежность новой мировой бойни.
Один из собеседников, которого Николай Сербский назвал «балканцем», обращается к другому, именуемому «генералом» (американец): «Все народы Европы и Америки, генерал, – начал балканец, – лихорадочно вооружаются для новой войны. Кто этого не видит? Едва ли это тайна и для горных пастухов, а ещё меньше – для живущих в городах, следящих за делами человеческими. Спеша вооружиться, идут сейчас в шаг с Европой и Америкой некоторые народы Азии, как, например, Япония, Турция и до некоторой степени Персия и Афганистан. Великий Китай сводит счеты сам с собой и упражняется в кровавой войне на своих детях, бессознательно готовясь таким образом к убийству чужих детей».
Балканец приводит следующий список свидетельств подготовки к новой войне:
1) явные и тайные приготовления всех упомянутых народов;
2) военные бюджеты, которые во всех странах непропорционально превосходят расходы какого бы то ни было иного предназначения и во много раз превосходят военные бюджеты до Первой мировой войны;
3) усиленная деятельность бесчисленных фабрик военных орудий, амуниции, ядовитых газов, электрических и электромагнитных военных аппаратов, как и увеличение контингента рабочих на этих фабриках;
4) спешная постройка военных кораблей;
5) увеличение военных кадров в сравнение с довоенными;
6) комитеты учёных специалистов, созванных некоторыми правительствами и отдающих все своё образование и энергию на нахождение и усовершенствование смертоносных ядовитых газов и иных химических средств для войны на земле, в воде, под водою и в воздухе;
7) тайные союзы и блоки отдельных государств и народов в целях войны;
8) широко разветвлённый шпионаж, с помощью которого одному государству становятся известны военные планы и тайные военные изобретения других.
Кроме очевидных свидетельств, которые подтверждаются фактами и документами, имеются еще косвенные признаки. Балканец отмечает: «Но имеются и признаки, предсказывающие новую войну: например, возросшее недоверие одного государства к другому, расовая и национальная ненависть, а особенно всеобщее мрачное предчувствие и всеобщее волнение умов на всех пяти континентах».
И что еще более удивительно: большинство людей, живущих в разных частях мира, полагало, что угроза новой войны исходит от «цивилизованной» Европы. А отнюдь не от Китая, Индии или каких-то дикарей Африки. Балканец обращает на это особое внимание: «Но те, кто отягчил уже свою совесть ответственностью за прошлую Мировую войну, возьмут на себя бремя ответственности и в будущей войне. Это – народы белой расы, народы, называемые «христианскими». В приготовлениях к новой войне или новым войнам они идут впереди всех остальных народов и племён земного шара».
Ниже в работе «Война и Библия» мы читаем, что некогда христианская Европа по истечении почти двух тысяч лет повторяет судьбу некогда сильного государства Израиль, которое восприняло через Моисея завет от Бога и поклонялось изначально единому Богу. В результате ослабления и «искривления» веры это государство (после царя Соломона) раскололось на две части (Израиль и Иудея), потом в результате нашествий внешних врагов погибло северное царство (Израиль), а в 70 году по Р.Х. римлянами был захвачен и разрушен Иерусалим (столица Иудеи). Во 2 веке по Р.Х. Иудея окончательно прекратила свое существование, а евреи были развеяны по всему миру. А соседние государства, где религии были языческими, между тем продолжали существовать.
Святитель Николай Сербский пишет о том, что современная Европа может повторить судьбу Израиля и Иудеи: «По своим беззакониям народы христианские стали много хуже нехристианских, которые крепко держатся своих "богов"-идолов, тогда как среди христианских народов ведётся не только пропаганда против Господа, но прямо откровенная "облава" на Него. Точно так же было и у евреев перед их гибелью. Соседи их, идолопоклонники были верны своим идолам, а евреи, отвергнув Бога, попирали Его закон. Бог их наказывал, но они всё-таки остались при своём безбожии и продолжали безчинствовать».
«Какими же грехами обременил себя Израиль и чем навлёк на себя гибель?» — вопрошает Николай Сербский. И отвечает словами пророка: «Соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди её. Они не умеют поступить справедливо, говорит Господь; насильем и грабежом собирают сокровища в чертогах своих. Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом со всех краев земли; он низложит у тебя крепость твою и ограблены будут чертоги твои» (Амос. 3:9-11).
Во многих учебниках по новейшей европейской истории и истории международных отношений 20-е годы ХХ века представляются как период ликвидации последствий Первой мировой войны и создания системы коллективной безопасности в Европе. Ни о какой милитаризации экономики и всех сторон общественной жизни в учебниках не говорится. Милитаризация и подготовка к войне, если верить учебникам, началась в 1930-е годы, когда к власти в Германии пришел бесноватый фюрер Адольф Гитлер. А 1920-е годы подаются как непрерывный процесс борьбы за мир.
После Парижской мирной конференции (18 января 1919-го — 21 января 1920 года) непрерывной чередой следуют другие международные конференции и встречи, посвященные подписанию послевоенных мирных договоров, разоружению и построению всеобщего и окончательно мира.
Например, Вашингтонская конференция 1921-1922 годов; Генуэзская конференция 1922 года; учреждение Лиги наций и серия сессий Лиги, посвященных разоружению. Также в этом ряду событий — подписание в Париже в августе 1928 года пакта Бриана – Келлога (договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (подписантами выступили 15 ведущих стран Запада; позднее к нему присоединились СССР и еще почти полсотни государств); проведение многочисленных встреч в рамках Женевской конференции по разоружению 1932-1935 годов и т.д.
Возвратимся к работе Николая Сербского «Война и Библия». Уже упомянутый нами участник разговора под именем «балканец» объясняет другому участнику разговора под именем «генерал» эту кампанию «борьбы за мир» 1920-х годов:
Если представим себе войну и мир говорящими, то война должна была бы сказать миру: мне нужно уменьшаться, тебе – расти. Но, кажется, наоборот – война говорит миру: скрой меня, дитя, за твоими приготовлениями, беги по улицам и кричи, что меня вообще нет и не будет! – Даже словесная пропаганда мира, и та часто служит для военных целей.
Таким образом ещё раз в наши дни сбывается пророческое слово: «говорят: „мир, мир“, а мира нет» (Иер. 8:11). О мире говорят теперь так много не потому, что мир есть, а потому, что мир в опасности. Как и о честности не говорится много до тех пор, пока она имеется, и о здоровье, пока оно длится. Разве вы, генерал, не видите, что и многие речи о мире произносятся для прикрытия военной тактики? Говорят: «мир, мир», а мира нет!
Верно, генерал, у нас и не было мира после окончания Мировой войны. Если у кого он и был, то скорее у папуасов и бушменов, чем у белых. В сущности, у нас было перемирие, а не мир. Было же и сейчас есть спешное приготовление к новой войне. Так же как и при военном перемирии. С того времени, как в 1918 году Германия запросила перемирия и до сегодняшнего дня у нас по-настоящему только перемирие. С тех пор главные расходы государств, главная забота государственных людей и основной страх нации относятся к новой войне, точно так как это бывает при военном перемирии».
Наш герой по имени «балканец» фактически подвел к выводу, что Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, не была закончена на тот момент, когда шел разговор (1927 год); что после Парижской мирной конференции 1919-1920 годов фактически установился не мир, а перемирие.
Кстати, французский маршал Фердинанд Фош, участвовавший в Парижской конференции, примерно также оценил Версальский мирный договор, подписанный в 1919 году: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Фош не ошибся – Вторая мировая война началась точно через два десятилетия.
Балканец также говорил, что подготовка к новому акту трагедии под названием «мировая война» шла полным ходом; что все государства-участники первого акта находились по-прежнему на военном положении; что разговоры о «разоружении» и «всеобщем мире» были лишь ширмой, скрывавшей подготовку следующей серии мировой войны.
Николай Сербский о духовной стороне подготовки к новой мировой войне
Вернемся ко времени окончания Первой мировой войны. Николая Сербского уже насторожило, что в ходе Парижской мирной конференции не были сформулированы глубинные причины Первой мировой войны, и не было проявлено необходимого покаяния за те грехи, которые совершили руководители воюющих стран и которые привели к глобальной трагедии.
В работе «Война и Библия» святитель писал: «Причины будущей войны уже получены нами в наследство от прошлой войны… Они начали накапливаться после прошлой мирной конференции, на которую были приглашены воюющие стороны: но ни молитвой, ни воздаянием благодарности не был приглашён Тот Третий, Всевидящий, Решающий Фактор, без Которого не бывает ни побед, ни поражений. Работа на конференции протекала напряжённо и мучительно, как пытка».
Во время военных бедствий люди помнили о Боге и взывали к помощи Его. Была надежда на то, что человечество покается, обратится ко Христу, и духовные причины войны будут с корнем вырваны. Однако память человеческая оказалась очень короткой: «Многие христиане Европы и Америки, спешившие во время войны в церковь, приходившие иногда даже до начала богослужения, чтобы занять место, стали после войны охладевать к религии и отпадать от веры в Бога».
Парижская мирная конференция была занята не тем, чтобы исключить возможность новых войн, а, по образному выражению святителя, восстановлением «фабрики войны». «Фабрика» была восстановлена и опять заработала на полную мощность.
В «Войне и Библии» мы читаем:
Николай Сербский даже удивляется, что Европа получила передышку между двумя войнами аж на целых двадцать лет. По грехам своим она явно этого не заслуживала. В 1927 году он писал: «Люди уже заслужили грядущую войну. Не будь Божьей милости и любви, война давно бы началась. Воистину, не будь Божьей милосердной любви, меч – за грехи христиан – никогда бы не был опущен в ножны. Теперешний относительный мир, эта передышка, дана нам не за ум и культуру людей, а по Божьей милости и любви; а также ради страха Божьего и молитв благочестивых и добрых людей, имеющихся в каждом народе Европы и Америки».
__________________
См. по теме:
Мир на пороге войны: Духовное руководство к настоящим и грядущим событиям (по книге свт. Николая Сербского «Война и Библия», 1927 г.)
Когда не помогало малое бедствие, Бог посылал войну: Исполнение пророческих слов свт. Николая Сербского
Терроризм на службе глобалистов и экуменистов: Борьба за «мир и безопасность» в условиях искусственно созданной предтечами антихриста угрозы
<-назад в раздел