Россия – морская Держава. И особенно это чувствуется на наших тихоокеанских берегах. Не только во время торжественного парада и празднеств в День ВМФ мы видим величие Руси и ее героического Флота. Глядя на бастионы Владивостокской крепости и мачты военных кораблей с грозными орудиями в заливе Петра Великого, невольно возникает мысль о том, какая сила духа и какие труды требовались для строительства нашего Флота, для утверждения России на берегах трех Океанов – Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Всматриваясь в историю Руси и ее Флота, глядя на купола и кресты наших морских храмов, на флаг святого Апостола Андрея Первозванного, развевающийся над палубами наших кораблей, мы ясно видим, что Россия созидалась во Христе. Во Христе и со Христом Русь открывала новые моря, заливы и бухты, осваивала новые берега. И сама Россия как большой корабль.
Вот как сказал недавно в одной из своих проповедей владыка Вениамин (Пушкарь), митрополит Владивостокский и Приморский:
Сам владыка Вениамин не раз ходил по морям. Будучи архиереем, участвовал в нескольких морских походах в Корею и в Японию.
Мы расспросили владыку о его морском опыте и о том, почему святые отцы часто сравнивают Церковь с кораблем.
В 1997 году владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг». Андреевский флаг наши моряки отказались спускать, когда этого требовали японцы в 1904 году. Тогда с поднятым флагом наши корабли «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» из корейской бухты Чемульпо двинулись навстречу врагу, на верную смерть.
Современный крейсер «Варяг» – преемник легендарного корабля, герои которого прославлены в веках. На новом «Варяге» владыка Вениамин посещал корейский порт Чемульпо, который теперь называется Инчхон. В Чемульпо-Инчхоне служили литию по морякам, погибшим в Русско-японскую.
Владыка Вениамин произнес тогда такие слова:
Позднее в порту Инчхон был установлен памятник русским морякам, сражавшимся на «Варяге» и «Корейце», – черный гранитный камень, изображающий морскую волну, на этой каменной волне – бронзовая матросская безкозырка.
Рассказывая о походе в Корею, владыка вспомнил такой удивительный момент:
Было еще несколько походов в эти места. И всегда служилась лития по нашим погибшим морякам. Корабль шел тихим ходом и в это время совершалось богослужение. Так было и в Цусимском проливе, где в Русско-японскую в неравном бою много наших кораблей ушло на дно морское. В проливе, как рассказывал наш архиерей, он сам после литии бросил с кормы корабля в морские воды горсть русской землицы с Морского кладбища во Владивостоке.
Во всех морских походах, где участвовал наш митрополит и священники Приморской митрополии, совершалось Таинство Крещения. Крестили многих матросов и офицеров. В одном из выходов в море владыка Вениамин крестил контр-адмирала. Во время Таинства Крещения, совершаемого на корабле, владыка сам в полном облачении стоял в бассейне с водой и крестил моряков.
Митрополит Вениамин говорит:
Мы спросили владыку, правда ли, что командование Тихоокеанским флотом ему даже присвоило гвардейское звание?
Владыка ответил на это с улыбкой:
Жизнь Приморской митрополии особо связана с морем и флотом. Рассказывал владыка Вениамин, как приморские священники выходят в море с моряками. Служат там, крестят, ведут беседы.
– Во время похода на «Варяге» с нами был протоиерей Виктор Жильцов. Он сам капитан 1 ранга. Сейчас ключарь Никольского храма Владивостока. В нашей митрополии еще есть батюшки, которые раньше были морскими офицерами и сейчас тесно связаны с флотом. Отец Александр Жилин – офицер флота – сейчас окормляет курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. Иерей Николай Манукян – тоже в прошлом военный офицер – окормляет учащихся Владивостокского кадетского Президентского училища, которое стало филиалом Нахимовского военно-морского училища.
– Владыка, наверное, есть что-то общее в несении службы на корабле и в Церкви?
– Святые отцы сравнивают Церковь с кораблем. А кормчий этого корабля – Христос, – говорит митрополит Вениамин. – Во время войны моряки смело вступают в бой на своих кораблях ради защиты своего Отечества. Так и Церковь и ее воины – христиане – в бушующем море житейском ведут бой с врагом. С духами злобы, стремящимися отвратить человеческую душу от спасительного пути, ввергнуть ее в адскую бездну. Ради спасения душ, ради отечества Небесного, Церковь, возглавляемая Господом нашим Иисусом Христом, ведет войну с дьяволом. Как сказал Федор Михайлович Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей». Как на военном корабле, у Церкви тоже имеется грозное оружие. Святая молитва к Богу – это тоже оружие, которым наша Церковь одерживает победу над врагом рода человеческого.
И даже красивая морская форма сродни монашеским одеяниям. Моряки на корабле, как монахи в монастыре. Служат и уходят в свои каюты, как монахи уходят в свои кельи.
…Стоим мы на берегу Тихого океана, беседуем с нашим морским митрополитом и размышляем о том, как Церковь и святое Православие в непрестанной борьбе за спасение душ человеческих утвердились на этих скалистых сопках у самых океанских волн. И ведь утверждению Православия на Тихом океане, у дальних пределов Азии немало способствовали моряки российского военного флота. Моряки открывали наши дальневосточные земли. Благодаря подвигу адмирала Геннадия Ивановича Невельского Россия узнала, что Сахалин – это остров, а великая река Амур является судоходной, впадает в Океан и открывает нашему Отечеству большие духовные, просветительские, культурные и, конечно, экономические перспективы на тихоокеанских берегах. Это открытие стало серьезным стимулом и толчком к присоединению Приамурья и Приморья к России. Благодаря этому открытию, благодаря подвигу моряков, всех воинов и героическому служению генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева-Амурского, возник наш город Владивосток.
Город моряков Владивосток и наша Приморская митрополия Русской Православной Церкви находятся на самом берегу Океана Великого, у бухты и пролива с византийскими именами Золотой Рог и Босфор Восточный. Здесь особо чувствуется, что Россия – морская страна, ставшая преемницей Византии в Божественном призвании несения Света Христова миру.
Образ Океана напоминает нам о вечности. Но это еще и образ стихии, в которой ищут свою тихую гавань человеческие души.
В завершении нашей небольшой беседы владыка Вениамин произнес такие слова:
http://rusderjavnaya.ru
___________________
См. по теме:
Предназначение человека – быть Богоподобным: Полезные советы митр. Вениамина для церковных и неверующих людей
Совершается духовное и культурное предательство: Владивосток приносят в жертву языческим богам?
Над Россией темные духовные тучи: Митр. Вениамин (Пушкарь) о екатеринбургских останках и предвоенной обстановке
<-назад в раздел