Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России
Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. <...> Дело в борьбе между верой и неверием, между Христианством и антихристианством.
Сщмч. Андроник Пермский о возрождении России

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Мать София свята»: О послушнице старца Амвросия в день ее памяти
«Мать София свята»: О послушнице старца Амвросия в день ее памяти

Сегодня, 6 февраля, Церковь празднует день памяти необыкновенной угодницы Божией, блаженной Ксении Петербургской! Поздравляем наших читателей и хотим познакомить с не менее замечательной подвижницей – преподобной Софией Шамординской, по молитвам к которой получают просимое как монашествующие, так и мирские люди, особенно молящиеся о деторождении. 


Схимонахиня София (Болотова, 1845–1888) была первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия Оптинского в устроении Шамординской обители. Находясь в полном послушании у великого старца, ради Небесного Царствия она отказалась от своей воли и от всех земных радостей. После кончины подвижницы сам батюшка Амвросий свидетельствовал о ней: «Мать София свята».

Схимонахиня София родилась 16 июня 1845 года и принадлежала к старинному дворянскому роду Болотовых, достойно послужившему России. Родители ее были дворянами Тульской губернии. Отец, Михаил Павлович, имел чин титулярного советника. Мать, Александра Дмитриевна, относилась к благочестивой дворянской фамилии, внесенной в «Бархатную книгу». Родительница подвижницы отличалась глубокой верой; шумной светской жизни предпочитала тихую семейную в кругу своих детей, которых горячо любила. Почти все чада Болотовых, благодаря материнскому духовному воспитанию, посвятили свою жизнь Господу: четверо из пятерых стали монахами.

«София Михайловна, – писал отец Вениамин (Воронцов-Вельяминов), – получила основательное домашнее образование. Обладая хорошими природными способностями, она легко усваивала себе учение и, казалось, не было такой отрасли знания, в которой бы она не обнаруживала своих незаурядных природных дарований. Благодаря таким разносторонним способностям и той легкости, с которой ей удавалось совершенствоваться во всем, что ее интересовало, она не могла долго сосредоточиваться на каком-либо одном предмете, но безпрестанно меняла свои занятия, словно ища чего-либо такого, что потребовало бы от нее напряжения всех ее выдающихся природных сил. <…> В ней совмещались самые несовместимые противоречия. Религиозность ее матери, серьезный ум, стремление к внутренней сосредоточенной жизни странно совмещались в ней с жизнерадостностью отца ее, с его веселостью и живостью его характера. Чрезвычайно впечатлительная и красивая собой, то необузданно веселая, то сосредоточенная в себе, горячая и вспыльчивая и вместе с тем замечательно добрая и решительная, она производила на всех знавших ее сильное впечатление».

Горя любовью ко Господу и имея стремление к христианскому совершенству, София часто уединялась для молитвы, покидая дом. Как-то раз она даже уехала на весь Великий Пост и поселилась у монахинь, близ храма, чтобы провести это время в покаянии и духовном подвиге.

В 1875 году матушка вышла замуж за дворянина Андрея Янькова, бывшего студента Медико-хирургической академии. Венчание состоялось в Сергиевом Посаде. Но по воле Божией их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Спустя три дня после похорон мужа, 17 января 1877 года, у Софии родилась дочь Надежда. Когда к ней в первый раз поднесли маленькую Надю, матушка перекрестила ее и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» – видимо, уже приняв решение свою дальнейшую жизнь посвятить служению Христу.

Некоторое время подвижница жила в родовом имении, вела хозяйство и занималась благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, которой уделяла много внимания, она перенесла и на обездоленных детей-сирот, собирая их у себя в доме и ухаживая за ними с состраданием, теплотой и заботой. Она помогала выдавать замуж бедных невест, старалась поддерживать малоимущих крестьян. Живя около большой дороги, матушка нередко видела погибавших в непогоду пьяных мужчин. Желая спасти и этих несчастных, она предоставляла им приют в своей усадьбе – до отрезвления. С помощью горничной София Михайловна подбирала их в безсознательном состоянии – не брезгуя, не осуждая, а любя и всем сердцем стремясь помочь. Все эти благодеяния совершались в тайне.

Через три года София продала имение с намерением переехать к отцу, однако вскоре получила известие о его смерти и осталась на съемной квартире в Туле. От местных богомольцев, посещавших Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшего жизненного пути. По Промыслу Божию подвижница стала духовной дочерью преподобного, открыв ему заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но старец, провидя твердость ее намерения, подверг Софию тяжелому испытанию: он повелел ей выйти замуж за пожилого господина, козельского помещика Н.И. Астафьева. Ошеломленная таким благословением, матушка, тем не менее, не задумываясь покорилась указанию духовного отца как воле Божией.

Астафьев также духовно окормлялся у батюшки Амвросия, и хотя имел большое желание поступить в монастырь, но не посмел ослушаться старца, благословившего его на брак с невестой из Тулы. Они обвенчались, и София переехала со своей дочерью в его имение неподалеку от Оптиной, получив возможность чаще бывать у своего наставника. Николай Иванович был человеком добрым, но тяжело больным и с весьма сложным характером. Жизнь с ним из послушания духовнику стала для матушки хорошей подготовительной школой по отсечению своей воли.

2018-02-06.jpg 
  Казанский собор Шамординского монастыря

Ее замужество по времени совпало с началом устройства батюшкой Амвросием женской общины близ Шамордино, и многие связанные с этим дела преподобный поручал Софии. Исполняла она их с большой ответственностью и любовью, по поводу чего великий Оптинский старец говорил, что другой такой послушницы у него не было и не будет.

Муж часто болел, и София заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением. Николай Иванович нежно любил свою жену. Будучи уверен, что после его смерти она уйдет в монастырь, он пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить себя там. Скончался Н.И. Астафьев 19 мая 1884 года.

Срок испытания, возложенного батюшкой Амвросием на подвижницу, завершился, и наконец-то у нее появилась возможность посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. Поручив девятилетнюю Надежду ее крестной матери, 22 августа 1884 года София подала епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) прошение о поступлении в Шамординскую общину. Вслед за этим письмом 25 августа настоятель Оптиной Пустыни преподобный Исаакий и батюшка Амвросий направили Владыке представление к утверждению матушки Софии настоятельницей общины.

4 сентября 1884 года преподобный Амвросий облек свою верную послушницу Софию в иноческое одеяние, позже был совершен и ее постриг в мантию, с оставлением прежнего имени. По воле Божией она приняла руководство созидавшейся обителью: вопреки скудости материальных средств нужно было строить новые корпуса для сестер, выкупать участки земли, заботиться об обезпечении насельниц, число которых ежедневно увеличивалось... 1 октября 1884 года состоялись открытие Казанской общины, освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение монахини Софии ее настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству монастыря, отныне матушка полностью посвятила себя этому служению.

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884–1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия и лично знавший матушку Софию, свидетельствовал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице, матери Софии – деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, не способных ни к какому труду. <…> Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была <...> начальница – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: <…> она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность старцу, которая одушевляла все ее духовное существо».

По отношению к себе самой матушка была чрезвычайно строга: носила простую грубую одежду, в пище имела крайнее воздержание. Никто не видел ее возмущенной или раздраженной. Подвижница очень любила церковную службу и даже говаривала, что в церковь следует спешить как на пожар. Будучи снисходительной к немощам человеческим, она однако требовала безприкословного подчинения всем монастырским правилам, придавала первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию.

Труды настоятельства, заботы в соединении с сугубой аскетической жизнью подорвали здоровье монахини Софии. Преосвященный Владимир, в июле 1886 года побывавший в Шамордине, был поражен ее болезненным видом и посоветовал ей принять тайную схиму. Матушка весьма утешилась этим предложением, и 25-го числа батюшка Амвросий в своей келье постриг ее в великий ангельский образ. У подвижницы развились серьезные болезни, и она быстро угасла. В первый день Рождества 1887 года матушка почувствовала себя очень плохо и поспешила в Оптину, чтобы увидеть старца. Она с большим трудом два раза съездила к нему. Это были последние ее беседы с преподобным Амвросием. Матушку пособоровали и каждый день приобщали Святых Христовых Таин. 24 января 1888 года, в 8 часов утра она тихо скончалась. Первую панихиду по усопшей совершил преподобный Исаакий Оптинский. На следующий день после соборной панихиды тело праведницы было перевезено в Шамордино и погребено за алтарем храма.

В 1987 году, за год до причисления к лику святых преподобного Амвросия Оптинского, 6 февраля его духовная дочь схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых как преподобная София Шамординская

31288443.jpg

О том, что матушка угодила Богу, свидетельствуют происходящие по ее молитвам многочисленные чудеса и исцеления.

По книге «Премудрости тезоименитая. 
Жизнеописание схимонахини Софии – 
первоначальницы Шамординской
обители». Шамордино, 2013.


___________________ 
Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Реквизиты «ПК»: ИНН 7717694098, к/с 301018101 45250000479, наименование банка «КБ РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении №3 Московского ГТУ Банка России, р/с 40702810200000003926, БИК 044525479.
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.
   

См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100