Поклонимся Сергею Нилусу: Знаковая фигура в истории православной мысли XX столетия
Фигура Сергея Александровича Нилуса (28 августа/9 сентября 1862 — 14 января 1929) стала знаковой для истории православной мысли и трагической судьбы России в ХХ столетии. Это выдающийся духовный писатель, явивший пример внутреннего прозрения. Потомок лифляндских шведов, только отец которого перешел в Православие, выпускник Московского университета и «питомец либеральных веяний», как описал он сам, после многих лет материалистического образа жизни пришел к постижению Божественного замысла в отношении пути России и предназначении человека.
Смерть Царя-богатыря Александра III, столь ненавидимого либеральной частью общества Империи, вдруг перевернула его взгляд, заставив задуматься о корнях антагонизма духовного и светского, Церкви и интеллигенции. Его духовные, историософские и эсхатологические искания, отраженные в книгах «Великое в малом», «Святыня под спудом», «Близ есть при дверех» и других, нашли отклик у многих современников.
Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил Сергея Александровича и в дальнейшем поддерживал его труды. Его прогнозы и рассуждения о надвигающейся беде в предреволюционные годы имели поистине пророческий характер, однако не все могли видеть в том же направлении и принять грозные предупреждения.
Для большинства по сей день Нилус в первую очередь самый известный издатель антисионистского памфлета «Протоколы сионских мудрецов», идейный черносотенец и потомок ассоциирующихся с опричниной князей Скуратовых по материнской линии. В одних сердцах его имя вызывает почитание, в других – страх, трепет и жгучую ярость. Его наследие до сих пор является предметом горячих дискуссий и поводом для преследований.
Произведения Нилуса выходили по благословению великих русских святых: Иоанна Кронштадтского, Владимира Богоявленского, Варсонофия Оптинского.
В 2000-е годы по требованию сионистской организации в России был запрещен антисионистский памфлет «Сионские протоколы». До такого запрета не дошли ни в одной стране, даже на Бернском процессе их не осмелились запретить. Но юстиция РФ оказалась «впереди всех».
Сам Сергей Александрович после 1917 года и до своей кончины в январе 1929-го оказался в безправном положении. Неоднократно его арестовывали и по нескольку месяцев содержали в тюрьме. Ему приходилось переезжать из города в город, в ожидании новых репрессий и страданиях от усиливающейся болезни сердца.
Как признал прокурор во время ареста в Киеве, только растущая известность за рубежом мешала сразу расстрелять его: смертный приговор воспринимался бы как подтверждение правоты написанного. Известно, что Отто фон Радовитц, родственник его жены Елены Озеровой, служивший в немецком посольстве в Москве, выполняя волю эмигрировавшей части рода Нилусов, а также осведомленный об интересе к «Протоколам…», попытался организовать его переезд в Германию, но Сергей Александрович отказался покинуть родную землю.
Последний год своей жизни он провел в селе Крутец нынешней Владимирской области – в доме настоятеля Успенского храма протоиерея Василия Смирнова, который, несмотря на очевидные риски, сам позвал изгнанного из Чернигова Нилуса с женой 90 лет назад – в апреле 1928 года. Дочь священника вспоминала, сколько духовной красоты, христианской доброты и аристократического достоинства было в этой семейной паре.
Они прожили под одной крышей в мире и согласии, в постоянной молитве, регулярно посещая местную службу, пели на клиросе. В свободные часы они радовали хозяев дома исполнением церковных, русских и украинских народных песен, романсов, либо Сергей Александрович играл вальсы и этюды Шопена, а Елена Александровна рассказывала сказки и играла с детьми отца Василия.
Благостный вид С.А. Нилуса и умение держать себя удивительным образом примиряли даже воинствующих безбожников, привыкших оскорблять «попов» в духе большевистской антирелигиозной пропаганды.
В этом доме физически истощенный преследованиями и морально готовый к смерти С.А. Нилус тихо скончался, не дожив до 67 лет. Его разум был ясен, а лицо воплощало спокойствие. Накануне жена читала ему Псалтирь. Отпевание прошло в Успенском храме, где утром он слушал свою последнюю литургию. Место для могилы он заранее выбрал возле южной стены колокольни – напротив правого клироса, где находилась большая икона особенно почитаемого им преподобного Серафима Саровского.
Источник: Русский Вестник
http://www.rv.ru/content.php3?id=12552
___________________
См. также:
<-назад в раздел