Среда, 26 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Серафим об экуменизме
В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, дьявол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) о масонском экуменизме

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Митр.Иоанн об экуменизме
Мнимо-христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» – мир со всеми подряд без разбора – нужны только тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под сенью нового мирового порядка... антихристианской диктатуры.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Годы революции – время выбора: День памяти сщмч. Илии Громогласова, крупнейшего сектоведа
05.12.2019

2019-12-05.1.jpg
Священномученик Илия Громогласов

По преданию, некогда фамилию Громогласовых три брата-семинариста получили от своего начальства за громкий голос.

Священномученик Илия Михайлович Громогласов родился 19 июля 1869 года в селе Ермиши Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье диакона Михаила Громогласова. 

«Я родился в семье бедного дьячка бедного села, – говорил Илия Михайлович Громогласов в последнем слове, произнесенном им перед вынесением приговора на втором процессе по делу церковников в конце 1922 года, – и эта бедность граничила с нищетою. Мне пришлось свое детство провести с детьми гвоздяников близлежащего гвоздильного завода. Когда я подрос, отец повез меня в школу, оставил и дал на весь учебный сезон шесть гривен медью, а у него осталось два медных пятака на дорогу. С 14 лет я стоял на своих ногах, а с 20 лет содержал вдову-мать, сестер и детишек, сидя на студенческой скамье…»

По окончании Шацкого духовного училища и Тамбовской семинарии в 1889 году Илия Громогласов был направлен на учебу в Московскую духовную академию, с которой будут связаны долгие годы его жизни. Сначала – преподаватель на кафедре истории раскола, доцент, а затем – экстраординарный профессор.

2019-12-05.jpg
Священномученик Илия Громогласов

В 1902 году происходит важное событие в личной жизни Илии Михайловича: 7 января в домашней церкви князя Голицына на Волхонке (против храма Христа Спасителя) он обвенчался с Лидией Николаевной Дуловой, дочерью князя Николая Федоровича Дулова и его супруги Александры Юрьевны, урожденной Зограф. Так Илия Михайлович вошел в круг московской интеллигенции.

ХХ век И.М. Громогласов встречает уже как опытный преподаватель, не замыкающийся лишь в кругу академических лекций. Он становится совладельцем торговой школы Кузьминых, преподает в ряде гимназий. По воспоминаниям бывшего студента академии Д.А. Маркова, это был не только даровитый человек и ученый, но и прекрасный лектор, напоминавший своей манерой чтения тогдашнего кумира В.О. Ключевского, с которым был близок по своим церковнополитическим взглядам.

В 1911 году Громогласов был вынужден покинуть стены академии, а в мае 1916 года выдерживает устные испытания по церковному и государственному праву на степень магистра церковного права и начинает вести обширную практическую деятельность в качестве юриста.

Человек деятельный и энергичный, он в разное время входил в целый ряд научных обществ: Педагогическое, Историческое, Русское библиографическое (все при Московском университете), Археологическое (при Историческом музее), Императорское археологическое и др.

Тяжелейшие годы революции. Годы нравственного выбора. Годы страха, искушений, боли за будущее Православия. Уже во всю ширится в Церкви обновленческий раскол. Уже кто-то отрекается от веры. А И.М. Громогласов рукоположен патриархом Тихоном в сан диакона, затем в сан иерея.

1922 год. Власть объявляет об изъятии церковных ценностей якобы для оказания помощи голодающим Поволжья. В опубликованной записке зампреда ГПУ И.С. Уншлихта от 20 марта 1922 года прямо сказано: 
«Патриарх Тихон и окружающая его свора высших иерархов, членов Синода, в лице И.М. Громогласова, протоиерея А.А. Хотовицкого (неофициальный член Синода), митрополита Никандра, епископа Серафима (Л.М. Чичагова), профессора П.Д. Лапина и других в противовес декрету ВЦИК от 26 февраля 1922 года “Об изъятии церковных ценностей” ведут определенную контрреволюционную борьбу и ничем не прикрытую работу против изъятия церковных ценностей…» 

Далее в записке Уншлихт предлагает арестовать патриарха и Синод, а всех «попов и церковников, резко выступающих против изъятия», выслать в самые голодные губернии, где их «афишировать… как врагов народа». Первый, второй судебный процесс. Тут пригодились Илии Михайловичу юридические знания. Громогласов получает год лишения свободы.

2019-12-05.2.jpg
Протоиерей Илия Громогласов и приход храма Воскресения Христова в Кадашах, 1924 г.

В 1925 году скончался Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон. 

«Личная печаль о великом господине и отце нашем Святейшем Тихоне умеряется нашей верой, что упокоит Господь верного служителя Церкви в селениях праведных, – сказал, прощаясь с патриархом, И.М. Громогласов. – И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего Отца Патриарха Тихона…» 

Примерно через месяц после произнесенной речи отца Илию Громогласова вновь арестовывают. На этот раз его путь лежал в Сибирь – в Сургут.

Отец Илия, деятельный по натуре, в ссылке много работает. По словам его духовной дочери Анастасии Владимировны Паевской, в Сургуте он переводит на русский язык работу известного сербского канониста Никодима Милаша «Карательное слово Церкви», изданную в 1911 году. Сохранились здесь и его стихи, сочиненные им во время ссылки, а также портрет, написанный кем-то из товарищей по ссыльной доле.

Три года ссылки (1925–1928) сказались на здоровье протоиерея Илии Громогласова. В феврале 1927 года он пишет заявление прокурору Верховного суда П.А. Красикову, что обратился в Президиум ВЦИК с прошением о досрочном освобождении. 

«Моя ссылка на Урал на три года является результатом какого-то недоразумения; и вообще я не знаю за собой вины перед советской властью, так как всегда был вполне лояльным в отношении к ней. Я уже старый (теперь мне 58 лет) и больной человек, страдающий, как видно из прилагаемых при сем врачебных удостоверений, туберкулезным поражением правого легкого, хроническим суставным ревматизмом, аппендицитом и паховой грыжей… Я желал бы посвятить остаток дней своих научным исследованиям, которым отдал 35 лет своей жизни».

2019-12-05.3.jpg

Лишь в апреле 1928 года коллегия ОГПУ постановила по ходатайству: 
«Лишить права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и означенных губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года».

Шесть «мирных» лет после ссылки Илия Михайлович был под постоянным надзором. И поэтому после выхода в свет постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О проведении массовых репрессий» был арестован и протоиерей Илия Громогласов. В ночь со 2 на 3 ноября у него дома изъяли всё сколько-нибудь ценное: 
два наперсных креста с украшениями, наперсный серебряный крест, крест напрестольный, магистерский знак, священнические облачения, литературу, личные письма и тетради с записями, незаконченные заметки по истории церковного права, семь медалей и значков.

Во время допросов отец Илия вел себя достойно. Не признал за собой никакой вины.

4 декабря 1937 года окончил земной путь экстраординарный профессор МГУ, магистр богословия МДА, знаток истории церковного права, крупнейший специалист в области сектоведения и русского раскола «тишайший отец Илия» – как назвал его кто-то из современников.

Светлана Поливанова


Источник: https://pravoslavie.ru/

___________________
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100