Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Свт.Игнатий об апостас
Отступничество принимает огромные размеры. Наступают времена трудные в духовном отношении: затруднительность постоянно увеличивается. Это попущение Божие.
Свт. Игнатий Брянчанинов о церковной апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Благодетелю и Спасителю наш...: Богооткровенное и святоотеческое учение в Богослужебных книгах об Искуплении
Благодетелю и Спасителю наш...: Богооткровенное и святоотеческое учение в Богослужебных книгах об Искуплении


Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдается попытка размыть ключевую основу Христианства – догмат Искупления. Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.   

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков».
   

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993). 

4. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ  И ИСКУПЛЕНИЕ

Богослужебные книги Святой Православной Церкви, согласно удачному определению архиепископа Серафима [Соболева], «выражают собою богооткровенное и святоотеческое учение» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в Русской богословской мысли. София, 1943. С. 92).

Что мы встречаем в этих богослужебных книгах? Во многих и многих местах там подчеркивается Божия любовь как фактор Искупления. В одной из богослужебных песен, например, сказано: «Царь сый небесе и земли, Непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие» (Октоих, гл. 1, в субботу вечера, стихиры на стиховне). В прекрасном догматике 8-го гласа читаем: «Царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе» (Октоих, гл. 8, в субботу вечера, Слава на Господи воззвах).

А о Божией правде, также понимаемой как фактор Искупления, находим такие сильные и ясные мысли в «Последовании исходном монахов»: «Ты правда же и освящение нам был еси и душам избавление: Отцу бо привел еси оправданы и избавлены, восприим наше должное запрещение. И ныне молим Тя, преставльшагося упокой в радости и светлости святых, Благодетелю Спасе наш» (Антифон 4, стихира 3).

Здесь церковный поэт обращается ко Христу со словами: Ты стал для нас правдой и освящением, и избавлением (искуплением) душ наших. Потому что привел нас к Отцу, оправданных и искупленных, взяв на Себя наше долговое запрещение (если переводить свободнее: взяв на Себя наш долг, произошедший от запрещения). И сегодня просим Тебя: упокой преставившегося в радости и светлости святых, Благодетелю и Спасителю наш!

Цитируемая песнь целиком пронизана чистым библейским богословием. Начальные ее слова явно взяты из 1 Кор. 1, 30, где о Христе сказано, что Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. Как Он стал этим для нас, церковным певец объясняет словами, что Христос привел нас Отцу оправданных и искупленных. Эта мысль полностью совпадает с Ин. 14, 2–3, где Спаситель говорит о Себе апостолам, а через них и всем уверовавшим в Него: Иду уготовати место вам: и аще [аще пойду и] уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз и вы будете. Само Искупление, согласно стихире, состояло в том, что Христос взял на Себя наш долг, произошедший от запрещения, т. е. Он уплатил вместо нас наш долг. Что это за долг, о котором намекает песнописец? Явно, что это долг непослушания, которое проявил Адам, не исполнив заповедь не есть плоды запретного древа (см.: Быт. 2, 17). Это наш долг, произошедший от нарушения Божиих запрещений вообще. Этот наш долг не прощался просто так по Божией любви, но взялся от Христа, Который уплатил его ради нас пред Божией правдой. И поскольку Христос оказал нам это великое благодеяние, песнописец называет Его в конце стихиры нашим Благодетелем. Это наименование после предварительного правового обоснования Искупления в стихире является вполне логичным.

2018-03-05.1.jpg

В том же «Последовании» далее читаем: «Законом греховным нас порабощенных свободила еси, Владычице, во утробе Законоположителя и Царя Христа заченшая, Едина Мати Дево, Имже оправдаемся, даром же и благодатию; Егоже ныне моли, душы поющих Тя, Богоматерь, учинити в книзе животней…» (Антифон 5, Богородичен).

Здесь мысль совершенно ясна. Мы были порабощены греховным законом, поскольку мы попрали закон Божией правды. Но вот через Святую Деву Марию рождается Законодатель. И что мы видим? Вместо искания от нас удовлетворения Он оправдывает нас даром, по благодати. Да, даром, потому что через Его крестную смерть уже удовлетворена Божия правда. Даром, потому что Законодатель исполнил закон за нас!

Подобные идеи переплетаются и в других церковных песнях. «Законодавца рождшая истиннаго, радуйся Владычице, беззакония всех туне очищающаго» (Канон с акафистом ко Пресвятой Богородице, песнь 4, ст. 4).

Правовой элемент Искупления проглядывает и в следующем ирмосе: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека» (Умилительный канон ко Господу Иисусу Христу, песнь 4, ирмос). Здесь мысль та, что была бы недостаточной жертва, принесенная пред судом Божией правды любым праведным человеком, как ходатаем за своих собратьев, или ангелом. Единственный, Кто мог принести наидостаточную за греховность всего мира жертву, есть Воплотившийся от святой Девы Марии Христос.

А в другой песне читаем: «Избавителю сый едине, цену Твою вдал еси спасительную кровь, и искупил еси плененныя ны, Преблагий, и Твоему Родителю привел еси, убив Крестом, Христе, мучителя» (Октоих, гл. 7, в среду утра. Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 6).

В Октоихе есть много песен, содержание которых непосредственно подчеркивает Божию правду как фактор Искупления. Такова, например, песнь: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбивым, кровию Божественною Христос искупи» (Октоих, ч. 1. М., 1896. Служба 3-го гласа, л. 171).

Не менее ясен правовой элемент Искупления в шестом кондаке акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, <…> с человеки невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа».

Об удовлетворении Божией правды говорит следующая песнь: «Не устыдися всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися; но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет, и пророков проречения, яже о Нем» (Обрезание Господне, 1 января, на Господи воззвах, стихира 2). Правовой элемент здесь содержится в словах: «Закона Творец законная исполняет». Иисус Христос подчиняется закону и, исполняя его, удовлетворяет выраженную в нем Божию правду (см.: Мф. 3, 15).

Требование удовлетворения Божией правды в связи с нашим оправданием – скрытый мотив и следующей песни: «Неправедно зрящи заколение тя, Христе, Рождшая, рыдающи вопияше Ти: Правосуде Сыне, како неправедно осудился еси, хотяй оправдати преступлением осужденыя древле и к тлению поползшияся?» (Октоих, гл. 1, в среду утра. Канон, песнь 4, Крестобогородичен).

Здесь в форме недоуменного вопроса раскрыта глубокая тайна Искупления. Недоумение Святой Девы состоит в следующем: Божий Сын есть праведный Судия, Который имеет право судить людей, с древности справедливо осужденных за преступление Божией заповеди. Но вот сейчас этот праведный Судия, желающий оправдать виновных, несправедливо осуждается. Как возможны пред вечной Божией правдой такие неправды?

Церковь не допустила бы в своих богослужебных песнях эти недоумения, могущие привести к отрицанию всякой Божественной правды, если бы не имела на них определенный ответ. А ответ таков: только через несправедливое осуждение и заколение Невинного, не подлежавшего наказанию, поскольку в Нем не было греха, уплачивается долг справедливо осужденных пред Божией правдой, и этим они оправдываются и спасаются.

Эти мысли Церкви, подразумеваемые здесь, совершенно ясно выражены в Славе праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Там читаем: «Придите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда <…>. Кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведным судом Праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу» (Минея, 14 сентября. Слава на Господи воззвах).

Перевод этой песни с небольшими сопутствующими пояснениями убеждает нас в правовом, наряду с этическим, церковном понимании Искупления. Придите, все народы, поклонимся благословенному древу, которым осуществилась вечная правда. Эта Божия правда не терпит пренебрежения, а хочет полного удовлетворения послушанием! Это послушание проявил за непослушных Христос, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Следовательно, крестным древом осуществлена и удовлетворена Божия правда. Уплачен долг должников. Божией кровью отмывается змиев яд греха, и проклятие осуждения, произнесенное справедливым судом Праведного Судии (Бога), отменяется. Как отменилось проклятие, осуждавшее согрешившего человека на смерть? – Тем, что Праведник, т. е. Божий Сын, был осужден несправедливым судом, т. е. был осужден на смерть, не согрешив, не будучи виновным, не подлежа наказанию смерти... Так Он, невинный, пострадав незаслуженно, удовлетворил Божию правду на Кресте («имже бысть вечная правда»), уплатил долг должников и даровал им спасение как благой и человеколюбивый.

Здесь с предельной ясностью проводится правовой взгляд наряду с этическим.

 Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме:   
Бог справедлив и любвеобилен одновременно: Искупление – дело Божественной любви и Божественной правды   

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней   

Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении   

Учение об Искуплении: Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева)   

ПОНЯТИЕ О ЕРЕСИ И РАСКОЛЕ: свт. Игнатий (Брянчанинов) I. Ересь - ложное учение о христианстве 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100