Новая угроза реформации богослужений: Форма обращения к архиерею о недопустимости упразднения Типикона
Публикуемое ниже обращение было составлено нашими читателями, адресовавшими его вместе с собранными подписями управляющему их епархией митрополиту. В связи с серьезностью возникшей опасности предлагаем всем неравнодушным чадам Церкви поддержать эту инициативу и разослать подобные прошения своим епархиальным архиереям.
Вся же благообразно
и по чину да бывают.
1 Кор. 14, 40
и по чину да бывают.
1 Кор. 14, 40
Ваше Высокопреосвященство (Преосвященство – здесь и далее в скобках вариант обращения к епископу, – примеч. ред.), Высокопреосвященнейший (Преосвященнейший) Владыко, благословите!
22 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Епархиальном собрании города Москвы сообщил, что в Комиссии по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви находится на рассмотрении вопрос об упорядочении практики совершения уставного богослужения. «Пока еще Комиссия не пришла к определенному результату своей работы. Считал бы полезным координацию деятельности в этих вопросах между упомянутой Комиссией Межсоборного присутствия и Богослужебной комиссией города Москвы», – сказал Предстоятель.
Ранее, в середине декабря 2016 года, некоторые православные сайты («Благодатный огонь», «Русская народная линия», «Антимодернизм» и др., см.: Инструкции вместо Типикона: Экуменистами в РПЦ готовится реформация богослужения под видом его упорядочения) сообщили об этом разрабатываемом документе «Упорядочение практики совершения приходского богослужения» тревожную информацию. Несмотря на незавершенность, уже четко прослеживается его смысл – упразднение норм действующего «Типикона» (Устава Церкви) и замена их некими богослужебными правилами, которые каждый епископ будет утверждать в своей епархии с учетом местных особенностей, традиций и пожеланий отдельных приходов. Авторам публикации известно о несогласии с этим проектом многих архиереев. Однако специфика рассмотрения нового приходского богослужебного устава такова, что документ распространяется конфиденциально и будет обнародован лишь после утверждения на Архиерейском соборе или заседании Священного Синода.
Мы убеждены, что обсуждение имеющих общецерковное значение основополагающих текстов, таких как «Катехизис», «Правило подготовки ко Святому Причащению» и «Типикон», должно проводиться открыто, ведь Русская Церковь – это не тайная масонская ложа. К дискуссии на уровне Синодальных комиссий и Межсоборного Присутствия необходимо привлечь представителей всех уровней церковной иерархии.
Официально о готовящейся богослужебной реформе в Русской Православной Церкви не объявлялось, но после принятия соответствующих постановлений Архиерейским собором или Священным Синодом возражения, очевидно, будут уже невозможны. Полагаем, что для предотвращения вероятных смут и расколов нужно рассмотреть данный обновленческий документ на собрании в каждой епархии РПЦ.
По нашему мнению, утверждение нового сокращенного приходского устава возымеет разрушительные последствия для богослужения. Снижение планки требований к совершению церковных служб приведет к тому, что следующее поколение прихожан отвергнет и этот облегченный устав как излишне строгий и лишенный смысла. Таким образом через пару десятилетий, а то и быстрее, мы скатимся до уровня католической лжецеркви, где перед «причастием» в рамках 20-минутной мессы положен часовой «пост».
Совершенно очевидно, что никаких новых уставов вводить не надо: «Типикон» всегда должен оставаться образцовым сводом правил для совершения православного богослужения. Отмена его норм повлечет за собой искажение всех частей православной традиции – богослужебного языка, литургического устава, церковного Предания. Остановить катастрофический поток «обновлений» и реформ будет крайне трудно и, скорее всего, невозможно.
Мы считаем своим долгом бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Поместной Церкви – церковно-славянское уставное богослужение, веками освящающее русский православный мир и души верующих. Нынешняя попытка реформации сложившегося за последние столетия православного богослужения – это не просто ошибка, но серьезный удар по церковному единству, своего рода акт вандализма и варварства. Такая тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество.
Более того, в наши дни, когда народ переживает духовный и экономический кризис, богослужебные реформы неизбежно спровоцируют смуту. А накануне своей интронизации в 2009 году Святейший Патриарх Кирилл обещал не допустить никаких необдуманных и смутительных для народа Божия преобразований: «Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви <...>. „Обновленчество“ 1920-х годов <...> взбудоражило Церковь, разделило людей, но <...> не достигло целей, которые ставили реформаторы» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28109).
Помимо всего прочего, проект имеет и антигосударственную направленность. Всем очевидно, что если в нынешнее неспокойное время в нашей стране начнутся еще и церковные нестроения, то мы можем получить гремучую смесь либерально-обновленческого состава, и вероятный раскол в Русской Церкви послужит подрыву устоев российской государственности.
Ваше Высокопреосвященство (Преосвященство)! Просим Вас встать на защиту наших многовековых церковных традиций, ходатайствовать о необходимости открытого обсуждения документа о практике совершения уставного богослужения церковной полнотой и сказать «нет!» всем попыткам обновленческой реформации в нашей Русской Православной Церкви.
Испрашивая Ваших
святительских молитв,
чада РПЦ МП
святительских молитв,
чада РПЦ МП
<-назад в раздел