«Не помню, как и кто назначил меня или я сама взялась, только помню, что я очутилась на вокзале с 48 раненными в голову. Перевязав их, прилегла отдохнуть, но сразу заметила, что мои больные бредят, вскакивают, а санитар грубо обращается с ними. Сердце у меня надрывается, я не могу этого вынести: попросила поставить для меня носилки посреди больных и вставала поминутно, чтобы как-нибудь их успокоить. На вокзальной платформе тоже везде лежат больные, они стонут, просят пить и жалобным голосом умоляют: “Сестрица, ангел, помоги мне…” У большинства из них дизентерия. Больных и раненых спешно укладывают в вагоны. Надо освобождать вокзал. Такое величественное здание, с верхними мостами и галереями для переходов, надо подрывать, чтобы не досталось врагу. Все проносится, как страшный сон; нет ни одной души, кого бы я знала лично, никому нет дела до меня, и я сама забываю, что существую…»
Батюшка Никон часто приходил к нам, чтобы поговорить с приезжими, которых было много. Была у нас как-то беседа о послушании, а для меня это был важный вопрос. Как исполнить обет послушания, когда некому повиноваться, никто не приказывает? Он ответил:
«Надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Надо различать два рода послушания: внешнее – для внешних дел и внутреннее – для духовных. Во внешнем нужно полное повиновение, исполнять все, что скажут. Во внутреннем всегда обращаться к духовнику, спрашивать, какова воля Божия. Но его совет проверять Священным Писанием и Святыми Отцами. Если он скажет несогласно с ними, то ему можно сказать: не могу так».
Хорошо желать только то, что нужно. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, это не приносит особенной пользы для души. Только вред здесь умеряется все-таки тем, что получается благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, – когда делаешь наперекор себе: тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки и благословляет твои труды.
«Хвалить в лицо нехорошо, чтобы этого больше не было. Зло большое можно принести человеку похвалой. Тебе поручаются младшие, и тебе придется за них отвечать Богу. Кто тебе поручен, того ты должна смирять».
«Один иеродиакон хорошо служил, просто, благоговейно. И вдруг однажды архиерей похвалил его, и с тех пор он стал думать, что хорошо служит, и это его так испортило, что он стал менять голос, делать переливы голоса и утратил простоту и естественность. Ужасно, ужасно вредит похвала!»
«К священным книгам надо относиться с уважением, нехорошо на них спать».
«Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные. Одежда страстного человека тоже может повлиять».
«Скорби иноков последнего времени утончены, то есть при поверхностном взгляде их нельзя признать скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего – диавола. Искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к их перенесению… Враг заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают его к подвигу, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум – в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние и бездействие, а потом губят, соделывая жилищем страстей, по причине расслабления и уныния.
Это выражается тем, что иноки последних времен ожидают чего-то лучшего, говорят: вот тогда и будем поститься, когда откроют храмы и монастыри. Но Господь нам обещал, что если мы покаемся, будут нам прощены грехи, а что мы доживем до завтрашнего дня, этого нам не обещано. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим, исполнять обеты монашеские и особенно помнить слова: “Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения”».
<-назад в раздел