«Для нас это есть и будет самый почитаемый из святых»: О лике Императора Николая II в сербском монастыре
11-го августа 1927 года в белградских газетах появилось удивительное сообщение под заголовком: «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Речь шла о русском художнике и академике живописи Колесникове, который был приглашён для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума. Ему была предоставлена полная свобода творчества в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещённых в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов он написал сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II (см. Мы имеем вечный состав преступления). Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона - окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной... (см. Надо просить Царя, чтобы не было войны: О цареборцах и монархистах, заклейменных «царебожниками»).
Источник: Чистый интернет
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II (см. Мы имеем вечный состав преступления). Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона - окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной... (см. Надо просить Царя, чтобы не было войны: О цареборцах и монархистах, заклейменных «царебожниками»).
Источник: Чистый интернет
<-назад в раздел