Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий Величковский о латинянах-не христианах
Латиняне не суть христиане.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Бог есть всё окружающее нас»: О ереси пантеизма по творениям свт. Николая Сербского
«Бог есть всё окружающее нас»: О ереси пантеизма по творениям свт. Николая Сербского

В своей работе «Жатвы Господни» святитель Николай Сербский уделяет особое внимание оккультному учению о переселении душ как серьезной угрозе современному христианству. Второй по значимости угрозой святитель называет пантеизм, который также стал совращать христиан. В беседе со своей паствой Николай Сербский замечает:
   «Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм — второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но КРЕСТА не признает».

Что такое пантеизм? Словари и учебники определяют пантеизм как религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и природу. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца.

Имеются разные оттенки пантеизма: у одних Бог «растворен» в природе, у других природа «растворена» в Боге. В любом случае природа у пантеистов не сотворена, а существует извечно. Вместо антропоцентризма предлагается природоцентризм (или его разновидности — космоцентризм, землецентризм). Святость Бога подменяется святостью природы. Пантеизм утверждает, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с природой и вселенной. С учетом этого пантеизм — также религия, предполагающая практику такого «сближения».

Святитель разъясняет своим собеседникам суть пантеизма:
   «Они подобно античным эллинским философам-стоикам верят в некое эфирное божество и считают, что души людей — капли божественного эфира в физических телах. После распада тела эти капли — души людей — вливаются в безкрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание. Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя с Богом, следовательно, Бог является и материей, и Духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь согласно древней легенде наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело — в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии он назвал ее "Этикой"!»

Святитель упоминает философов-стоиков. Это школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Пантеистические идеи уже проповедовал представитель раннего стоицизма Зенон Китийский (334-262 гг. до н.э.). Наиболее известны поздние стоики: Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), Эпиктет (50-138 гг. н.э.) и Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).

Справедливости ради следует отметить, что идеи пантеизма витали в головах философов, которые жили еще до стоиков. Среди них такие как Анаксимандр (620-546 гг. до н.э.), Гераклит (535-475 гг. до н.э.), а также Ксенофан (570-475 гг. до н.э.).

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь. Некоторые намеки на пантеизм (в закамуфлированной форме) содержатся в работах европейских теологов и философов — Иоанна Скота Эриугена (815-877 гг.), Мейстера Экхарта (1260-1328), Николая Кузанского (1401-1464). Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у итальянского монаха-доминиканца Джордано Бруно (1548-1600).

Святитель Николай Сербский упоминает Спинозу. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — голландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Спиноза считается главным идеологом современного пантеизма. Упомянутая святителем работа «Этика» была завершена за два года до смерти философа, в 1675 году. «Deus sive Natura» — формула Спинозы на латинском языке, означающая тождество Бога и природы.

Уже в XVIII веке Спиноза стал очень «раскрученным» в Европе философом, а пантеистические идеи «Этики» заражали умы многих европейских интеллектуалов, в том числе французских философов-просветителей.

Некоторые из них начинали как приверженцы деизма. Это «усеченная» вера в Бога. Существование Бога признается, однако Его роль сводится к тому, что Он создал природный мир. После шести дней творения «удалился на отдых», и больше в дела сотворенного мира не вмешивается. Природа, человек, общество развиваются якобы по своим «законам», которые были «заложены» Богом в сотворенный мир. Под влиянием Спинозы многие ученые и философы совершили очередное грехопадение: от деизма они перешли к пантеизму.

Но и это «еще не вечер». Пантеизм продолжал и далее разлагать сознание европейцев, подготавливая их к принятию материализма. Об этом, между прочим, очень точно написал российский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918) в своей работе «Основные вопросы марксизма»: «Спиноза устранил дуализм бога и природы, так как он объявил действия природы действиями бога. Но именно потому, что действия природы являются в его глазах действиями бога, бог остается у него каким-то отдельным от природы существом, лежащим в ее основе. Бог представляется субъектом, природа — предикатом. Философия, окончательно освободившаяся от богословских преданий, должна устранить этот важный недостаток правильной по своему существу философии Спинозы».

«Долой это противоречие! — воскликнул Фейербах; не Deus sive Natura, но aut Deus, aut Natura [Или Бог, или Природа. —  В.К.] есть природа истины». Упомянутый Плехановым Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) — немецкий философ-материалист.  В свою очередь этот немец-материалист подготовил почву для марксизма (об этом его вкладе в создание фундамента диалектического материализма и исторического материализма не раз говорил В.И. Ленин).

Вернемся к святителю Николаю Сербскому, который в «Жатвах Господних» продолжает разговор о пантеизме:
   «Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: "Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками, они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос. Спаситель открыл и показал совершенством Своей личности, что Бог есть личность, высшая личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа, или закон природы. 
   Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога с не помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную личность, веру в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном безсмертии человека».

Увы, в наше время начинается «ренессанс» идей пантеизма. Пантеизм протаскивается в общественное сознание через современное язычество. В отличие от «классического» язычества, где происходит поклонение отдельным объектам живой и неживой природы, в современном язычестве допускается поклонение космосу, вселенной, планете Земля. Стали создаваться организации, специально посвящённые пантеизму. Они в свою очередь стали претендовать на то, чтобы пантеизм имел статус не просто «идеи» или «учения», а самостоятельной формы религии.

В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям. Сам пантеизм постоянно «модифицируется». Сейчас на арену вышел так называемый натуралистический пантеизм, который паритет Бога и природы сдвигает в пользу природы, считая материю первичным началом.

Английский этолог, профессор Оксфордского университета Клинтон Ричард Докинзв книге «Бог как иллюзия» (The God Delusion; 2006; в 2008 году издана у нас на русском языке) вообще все называет своими именами: натуралистический пантеизм — это приукрашенный атеизм.

Следует иметь в виду, что «вторую жизнь» пантеизму дал Чарльз Дарвин с его теорией эволюции. Одним из ярых пропагандистов дарвинизма был немецкий естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель (1834-1919), который усмотрел в этом учении доказательство верности идей пантеизма (мол, внутри природы заложена «эволюционная пружина», которая и является причиной всех изменений в природе; эту «пружину» он отождествил с божественным началом материи).

Одной из модных разновидностей пантеизма на Западе в ХХ веке были произведения английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса (1885-1930). Он был одним из тех, кто организовал бунт против удушающей атмосферы европейского рационализма. Но из одной крайности он ударился в другую, призывая поклоняться «темным богам», скрывающимся под внешним покровом природы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что весь бунт сводится к «раскрепощению» эмоциональной и сексуальной природы человека.

К числу известных пантеистов XX века помимо названных выше фигур можно отнести также американского поэта Робинсона Джефферса, учёного-физика Альберта Эйнштейна, американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, английского историка Арнольда Тойнби (о последнем ниже я еще скажу).

Признаки пантеизма можно увидеть в индуизме, буддизме, даосизме и других восточных религиях и философиях. Разновидности восточного пантеизма были заимствованы религиозным движением New Age (религия «Нового века»), которое представляет собой пеструю смесь различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Об этом, между прочим, писал американский подвижник православия второй половины ХХ века Серафим Роуз (1934-1982) в своей работе «Православие и религия будущего» (1975).

Особый импульс ренессансу пантеизма дает глобальный экологический кризис. Идеологи экономической, информационной и духовно-культурной глобализации постарались взять под свой контроль обсуждение проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования. Направив его в нужное для себя русло. Вектор этих обсуждений и практических действий стал задавать созданный в конце 1960-х годах Римский клуб (одним из отцов-основателей был недавно умерший на 102-м году Дэвид Рокфеллер). Прежде всего, Римский клуб под предлогом защиты о Земле и биосфере взял курс на критику христианства, которое якобы и создало условия для экологического кризиса. Многие известные интеллектуалы того времени «прозрели», увидев негативную роль христианства. Было все собрано в одну кучу.

Так, Джон Форрестер (автор доклада Римского клуба «Мировые динамики») припомнил христианству библейскую установку на неограниченное деторождение, ведущую к перенаселенности планеты. Еще более оригинальным было заявление английского историка Линна Уайта, который в 1967 году опубликовал в журнале Science статью «Исторические корни нашего экологического кризиса». По мнению Уайта, христианство, особенно в западном его варианте, является наиболее чуждой природе религией.

Опуская всю цепочку рассуждений, озвучу окончательный вывод автора: христианская теология стала духовным истоком науки, а эта наука и виновата в экологическом кризисе.

Но наиболее интересна позиция всемирно известного историка Арнольда Тойнби (1889-1975), автора многотомного труда «Постижение истории». Претерпев в конце 1950-х годов духовный кризис, этот ученый разочаровался в Христианстве и стал его оппонентом.

Особый интерес представляет его статья «Религиозные основы современного экологического кризиса», опубликованная в 1973 году (Toynbee A. The Religious Background of the Present Enviromental Crisis//International Journal of Enviromental Studies, 1973, vol. 3, № 2). Ответственность за экологический кризис Тойнби возложил на целый ряд мест Библии, которые отводят человеку роль венца природы и ее господина. Христианская идея господства очевидным образом высказана уже в первой главе Книги Бытие (приводить эти места я не буду, надеюсь, всем христианам они известны).

То ли дело древнегреческая религия! — восклицает ученый. Там все явления природы обожествлялись. Боги и духи были везде — в хлебе, вине, громе, деревьях и землетрясениях. Вся природа была насыщена ими. Это предохраняло ее от нещадной эксплуатации со стороны человека. Христианство же, по мнению англичанина, лишило человека священного страха перед природой и открыло возможность для ее утилизации и покорения. То ли дело восточные страны, религии которых было основаны на почитании природы. Но и там началось разрушение природы, потому что западное (якобы христианское) отношение к природе было навязано восточным странам.

В качестве примера Тойнби приводит Японию, страну, исповедующую синтоизм и буддизм, которая после революции Мэйдзи 1868 года пошла на поводу Запада (Тойнби А. Средство спасения? // Наука и религия, 1974, № 3, с. 50). Экологичность религии, по мнению Тойнби, может служить особым критерием ее истинности. В своей статье он применяет этот критерий к христианству, и приговор его неутешителен — оценивая библейские тексты, наделяющие человека статусом хозяина природы, Тойнби приходит к выводу: «Прочитанные в таком современном и пугающем смысле, эти библейские строки вызывают у читателя сомнения в истинности и ценности доктрины, содержащейся в библейском тексте» (цит. по: Вячеслав Алексеев. Экологический кризис: виновато ли христианство?).

И тут мы подходим к самому интересному: отказавшись от христианства, знаменитый английский историк объявляет себя… пантеистом. И не надо думать, что Тойнби какой-то чудак. Таких стихийных «пантеистов» среди интеллектуалов в последние десятилетия я видел очень много. В силу моей профессиональной подготовки (у меня кандидатская и докторская диссертации были посвящены международным проблемам охраны окружающей среды), я видел профессоров и академиков, физиков и биологов, химиков и философов, которые либо «изобретали» свои собственные пантеистические концепции, либо становились адептами уже кем-то созданных. Имело место стихийно-благоговейное поклонение Земле, космосу, вселенной. В День Земли (22 апреля; первая  массовая акция празднования прошла в США в 1970 году) я наблюдал за границей стихийные собрания тысяч стихийных пантеистов, фанатично возносивших свои молитвы Земле.

Я уже писал о том, что святитель Николай Сербский подвергал резкой критике так называемый натурализм, который стал мировоззрением тех, кто поставил природу выше Бога или даже исключил Бога из общей картины мира, оставив в ней только природу). Но «натурализм» как мировоззрение материализма и рационализма сегодня перерастает в «религиозный натурализм». Определение этого нового явления нашей жизни крайне размыто. Но все-таки можно сказать следующее.

Во-первых, адепты «религиозного натурализма» пытаются, не выходя за рамки материализма и рационализма, объяснить смысл жизни. Во-вторых, забывая о своем рационализме и своем отрицании всего мистического, призывают к «иррациональному», т.е. религиозному поклонению природе и Вселенной.

Как видим, интеллектуалы-безбожники окончательно запутались, они ходят по замкнутому кругу: «материализм — пантеизм — материализм – пантеизм — …» и так до безконечности. Увы, земная жизнь человека очень даже конечна, времени для того, чтобы бродить по этому порочному кругу у человека нет. А вырваться можно только узкой тропой, которая ведет к Христианству.

Вот и святитель Николай Сербский заканчивает свою беседу о пантеизме призывом к своей пастве: 
   «Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо Ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?»

В.Ю. Катасонов, публицист,
профессор экономики МГИМО

Источник: Царьград-ТВ
https://tsargrad.tv/articles/o-panteizme_80595

___________________
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100