Перефразируя слова одного из наших авторов, скажу: «Православным ты можешь и не быть в полной мере, но для начала — хотя бы христианином»! К сожалению, сегодня об этом часто забывают. А Владыку упрекают в том, что он был чуть ли не каким-то супер-экуменистом, не в строгом смысле православным человеком…
о. Петр Скорер:
Во-первых, по поводу того, что у него «были какие-то реформаторские идеи», что у него «были какие-то экуменические идеи». Нет, ничего этого, конечно, не было. Он был строгим-строгим православным. Он всегда был готов встретиться с любым человеком, неважно, какой религии, или даже атеистом. Напечатана замечательная знаменитая его «Беседа с атеистом»… Он был готов молиться с кем угодно, но отстаивал он свое Православие, потому что это была та вера, в которой он вырос. Это было то, во что он верил. Он знал, что Православие – единственно правильный путь. Его «экуменизм», может быть, был в том смысле, что он никого не отвергал – он был готов со всеми встречаться и со всеми молиться. Конечно, это не означало, что он отказывался от Православия как от настоящей и единственной веры…
Напомним, что каноны Церкви запрещают совместные молитвы с неправославными (см., напр., 10-е и 45-е Апостольские правила). Запрещают именно по любви – дабы обратить заблудших к покаянию, а также для того, чтобы предостеречь членов Церкви от уклонения в неправомыслие и пагубного равнодушия к святой вере.
Митр. Антоний Сурожский и его последователи, отвергая каноны, уставы и традиции Церкви, в действительности проявляют не любовь, а сатанинскую гордыню. Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Модернисты же, попирая правила, превозносятся над утвердившими их Святыми Отцами и над Самим Господом.
Вот показательная цитата о том, что митрополит Антоний считал себя, например, разумнее и любвеобильнее апостола Павла, заповедовавшего женщинам покрывать голову во время молитвы (см.: 1 Кор. 11, 3–16):
Это открытость, доверие, взаимная любовь. Мы помогаем людям понять, как научиться молитве, как не обращать внимание на ненужные, лишние, чисто внешние аспекты наших богослужений и т. д.
Что я имею в виду? Например, владыка Антоний в своем храме никогда не настаивал на том, чтобы девушки или женщины приходили на службу в платочках, он никогда не обращал внимания на то, во что люди одеты (разумеется, если человек был совсем нескромно одет, он мог бы ему что-нибудь сказать, но обычно просто не обращал на это внимания). Это было частью его духовного подхода: всех он принимал, все к нему приходили…
И не ограничивать себя какими-то временными и нужными казалось бы лишними обрядами, суевериями, обычаями (даже церковными), которых, к сожалению, очень много сейчас. Помните слова Христа, когда Он обличал фарисеев и саддукеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» Очень важно эту главу из Евангелия прочитать, потому что эти слова относятся не только и к сегодняшним мирянам, но и к духовенству, часто обременяющему церковный народ.
И еще несколько высказываний самого митр. Антония, свидетельствующих о его модернизме.
Очень часто люди читают Евангелие и отмечают в нем всё, что их обличает, что как бы выявляет их греховность или неправоту. Я думаю, что от этого никакой пользы не бывает; это только вгоняет в отчаяние. Когда на себя смотришь и думаешь: не очень-то я приглядный… – это уже довольно плохо; но когда смотришь в зеркало евангельское, и как бы Сам Бог тебе говорит: да ты посмотри, какой ты духовный урод! – тогда действительно не на что опереться. Так что мой совет: читать Евангелие и отмечать всё то, что нас сродняет с ним».
Стоит отметить и то, что митрополит Антоний (Блюм), кроме прочего, вместе с митрополитом Никодимом (Ротовым) активно участвовал в экуменической деятельности, инициировал вступление РПЦ во «всемирный совет церквей»; одобрял убийство нерожденных детей – контрацепцию, аборты; был сторонником «женского священства», вопреки Святым Апостолам и Отцам, – «благословил» «православную» феминистку Е. Бер-Сижель на пропаганду «равноправия» женщин в Церкви и в числе прочих предателей России поддержал расстрел «Белого дома» в 1993 году.
<-назад в раздел