Вторник, 16 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

прп.Иустин о псевдохрист
Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь... И здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.
Прп. Иустин (Попович) о лжехристианах

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Евротутейшесть» или насколько опасен сегодня белорусский национализм
«Евротутейшесть» или насколько опасен сегодня белорусский национализм
На фоне последних событий на Украине, где национализм продолжает своё непрерывное наступление по всем фронтам, начиная от бытового уровня и заканчивая политикой государства, сегодня вопрос о возможностях его распространения и в других странах постсоветского пространства становится, как никогда, актуален.

И если Литва, Латвия и Эстония уже не первый год практически живут в предлагаемой им местными националистами реальности, прославляя жизненный путь подразделений СС и внедряя в общественное сознание абсолютную ненависть к своему недавнему прошлому в составе СССР, то Белоруссия в этом плане всё ещё остается своеобразным островком благополучия и национальной терпимости. Однако, как это не прискорбно констатировать, в последнее время официальному Минску становится всё сложнее контролировать у себя в стране национальный вопрос, глубинной причиной чему является неуёмное желание местных властей поиграть, как и на Украине, с вопросами историко-культурной принадлежности своего этноса.

Дело в том, что сегодня белорусы оказались фактически между нескольких огней. С севера их окружают прибалтийские националисты, с юга – украинские, с запада – паневропеизм вперемешку с содомией, а со стороны России, как считают многие в республике, в ближайшем будущем не стоит ожидать ничего иного, кроме политического и экономического диктата.

Правда, в последнем случае, серьёзных доказательств «имперских амбиций» Кремля в отношении Белоруссии никто толком привести не может. Даже сам президент Александр Лукашенко, очередным подтверждением чего стала его недавняя традиционная пресс-конференция для представителей российских региональных средств массовой информации, которая состоялось в Минске 17 октября. Помимо всего прочего, белорусский лидер неоднократно высказывал своё недовольство политикой России, заявив, в конце концов, что такое поведение в странах бывшего Союза «частенько называют – имперские амбиции»:
«Никто просто так Беларуси ничего не даёт. Наоборот, как я вам рассказал про этот манёвр, стараются где-то унизить, чтоб где-то наклонить, на колени поставить... Это неправильно, это всегда приносит в наши отношения не просто непонимание, а какую-то обиду…».

При этом реальных доказательств «имперского давления» на Минск приведено так и не было, что прекрасно характеризует современную позицию белорусских властей – виноваты все, кроме нас. Именно поэтому в белорусской среде и бытует весьма странное мнение, что Россия хочет присоединить к себе Белоруссию по примеру Крыма. Правда и Запад остаётся фактическим врагом, в планах которого сделать из республики обыкновенную буферную зону между западной цивилизацией и русским миром.

Подобное отношение к действительности большинства белорусов можно объяснить достаточно просто. Сегодня в массовом сознании обывателя наблюдается определённый идеологический вакуум, который за последние двадцать лет не смогли заполнить ни государственная идеология, ни западные политтехнологии. И в этом кроется достаточно серьёзная проблема не только для самой республики и её будущего, но и для её ближайших соседей.

Дело в том, что при отсутствии серьёзной национальной идеи, в массовое сознание достаточно просто внедрить совершенно чуждые местной культуре и мировосприятию ценности и идеалы. В данном случае речь идёт о возможности распространения в Белоруссии крайнего национализма, который в последние годы вновь превратился в основное орудие уничтожения суверенитета неугодных мировым державам стран. К сожалению, несмотря на всю инертность белорусского общества, сегодня и в нём стали прослеживаться черты местного националистического движения, по примеру и методам украинского.

В Белоруссии уже не первый год формируются несколько слоёв собственного национализма, который медленно, но верно ищет свой путь к сердцам большинства простых жителей. Здесь можно встретить националистов всех мастей – от леворадикалов и экологических националистов до откровенных фашистов, которые, правда, в отличие от Украины и России, крайне редко афишируют свои взгляды из-за риска быть привлечёнными к уголовной ответственности – официальный Минск способен контролировать распространение «коричневой чумы» у себя на территории. Однако при всём «разнообразии» националистических группировок, нынешнее белорусское общество можно разделить всего на несколько больших групп, каждая из которых в определённой степени несёт в себе угрозу нынешнему спокойствию, как самой республики, так и её соседям.

«Национальные нигилисты»

Первый, самый крупный и, пожалуй, неповоротливый слой белорусского общества – «национальные нигилисты». Это в массе своей простые белорусы, которые мало интересуются как политическими вопросами, так и проблемами национального характера. Им неважно, кто находится у власти, кто живёт рядом с ними и на каком, в сущности, языке – белорусском или русском – надо говорить. Главная их забота – повседневная жизнь, мирное существование и наличие стабильного места работы.

В данном случае можно говорить, что национальная инертность является сопутствующим фактором политической неграмотности и так называемой «тутейшести». Для данного слоя общества характерно понимания родины, в том числе, и как национального ориентира, не Белоруссии в целом, а как места его повседневной жизни.

Чем дальше от дома, улицы, района или города простого белоруса находятся интересы общества и государства, тем менее ценными они для него становятся. И дело здесь не только в том, что подобная традиция складывалась на территории современной Белоруссии на протяжении многих веков, но и в современной государственной политике – белорусу не стоит думать о глобальных вещах, ему следует выполнять распоряжения сверху, так как только государство знает, что нужно делать и как жить.
К сожалению, именно по такой схеме и существует в настоящее время большинство жителей республики, которые составляют основную часть электората нынешней власти. К ним можно отнеси государственных служащих, пенсионеров, жителей деревень, работников госпредприятий и часть современной учащейся молодёжи, которая в страхе перед потерей студенческого билета предпочитает приспосабливаться к нынешней конъюнктуре.

Однако именно в приспособленчестве данной группы общества и кроется главная опасность – существующее статус-кво и равнодушие к происходящим в стране процессам в будущем может привести к довольно серьёзным последствиям, как это уже случилось, например, с Украиной, где большинство населения также не воспринимало сигналов о надвигающейся национальной катастрофе.
В белорусской действительно подобные опасения связаны с тем, что сегодня в обществе всё больше набирают популярность два близких друг другу националистических течения, которые выглядят достаточно радикально на фоне нынешнего состояния страны. Речь идёт о «белорусах–западниках» и
«белоруса-литвинах».

«Белорусы-западники»

«Белорусы-западники» являются второй по величине, но при этом более активной, группой белорусского общества. Это подвижные представители интеллигенции, предприниматели, а также очарованная картинами западной жизни учащаяся молодёжь – своеобразные космополиты, которые готовы ругать местные ценности, но превозносить идеалы североамериканского и западноевропейского уклада.
И здесь уже неважно, что иллюзия, которую создают в массовом сознании прозападные средства массовой информации, не всегда совпадает с существующей реальностью. Любовь к западной демократии формирует у белорусов стойкое убеждение в том, что главным врагом развития страны, местной культуры и языка, является Россия и всё, что с ней связано.

Особый импульс развития это крыло белорусского национализма получило после всем известных событий на Украине, нынешнее руководство которой стойко решило создать новое государство на основе ненависти к русским. Поэтому и в Белоруссии, где существуют многовековые связи с русским миром, и отсутствует национальная вражда, всё чаще стали слышаться разговоры о необходимости очищения белорусской национальной идеи (которую в стране и государство, и каждый из националистов видит по-своему) от «русских примесей».

Дело в том, что ситуация в республике за последние годы медленно, но всё же развивается именно по украинскому сценарию. На Украине также живут простые люди, которые в массе своей довольно аполитичны и инертны, как и белорусы. Исключение, пожалуй, составляет часть общества западных регионов страны, для которой характерно вековое стремление к анархии и так называемой «вольнице», причем неважно от кого.

Именно оттуда пришли в украинское самосознание идеи о «великих украх», которые являются чуть ли не прародителями ариев и всех нынешних европейцев, именно оттуда сегодня распространяется фашистская идеология, и именно оттуда растут корни ненависти к России. При этом нельзя говорить о том, что Западная Украина населена сплошь националистами и неадекватными людьми, однако их количество на душу населения именно там превышает все допустимые пределы.

Проблема современного украинского государства заключается в том, что на протяжении многих лет власти не делали абсолютно ничего, чтобы остановить развитие местного национализма, сначала просто смотря на пропаганду идей Бандеры и Шухевича, а затем используя их в собственных интересах. При этом главный расчёт делался на то, что контролировать националистов можно будет и дальше. Однако, как известно, подобная политика оказалась в корне неверной.

Нечто подобное сегодня можно наблюдать и в Белоруссии, где власти всё чаще стали прибегать к национальной риторике, пытаясь, с одной стороны, отобрать у оппозиции её традиционный инструмент в борьбе с режимом, а с другой – использовать её в продолжающейся торговле, как с Западом, так и Россией.
Причём происходит сегодня всё это абсолютно отрыто: начиная от изменений табличек с названиями улиц и транслитерации станций метро в столице только с белорусского языка, и заканчивая политикой государственных чиновников, которые массово стали взывать к историческим корням белорусского этноса в ущерб здравому смыслу.

Показательной в данном случае является ситуация с Георгиевской ленточкой, которую в Белоруссии, если и не запретили официально, то на государственном уровне никак не приветствуют. Особенно на фоне событий на Донбассе. Её заменой стала лента в цветах государственного флага республики, что объясняется необходимостью воспитания собственного чувства патриотизма, а не на основе идей других государств. Проще говоря, идеи братства и единства наций сегодня в Белоруссии есть только на бумаге.
И именно это играет на руку местным националистам, для которых любое отклонение от российского вектора является дополнительным стимулом к развитию и дает шанс в будущем. Тем более сегодня у них есть у кого учиться – их украинские коллеги с большой радостью приедут со своим «майданом» в Белоруссию, чтобы поделиться опытом национальной борьбы за независимость от ненавистного «российского агрессора».

Причём, необходимо напомнить, что связи белорусских и украинских националистов существуют уже давно, и представители УНА УНСО (Украинская Народная Ассамблея – Украинская Национальная Солидарная Организация) частенько бывали в республике начиная с середины 1990-х годов, помогая местной оппозиции устраивать беспорядки и баламутить футбольных болельщиков на стадионе. Поэтому недооценивать нынешнюю ситуацию абсолютно не стоит. Тем более, что сегодня постепенно набирает силу ещё один слой белорусского национализма.

«Белорусы-литвины»

Третий и, пожалуй, самый малочисленный (по разным подсчётам, не более 100-150 тысяч), но весьма перспективный, с точки зрения национальной идеологии, слой – «белорусы-литвины», социальной базой которых являются интеллигенция и часть националистически настроенной молодёжи. Причём эти националисты несут в себе довольно серьёзную опасность не только для России, но и для Польши и стран Прибалтики.

Официально в развитии «литвинизма» всё началось 20 мая 2000 года, когда в Новогрудке (Гродненская область Белоруссии) на Замковой горе несколькими десятками самопровозглашённых литвинов был подписан «Акт объявления существования литвинской нации» и заявлено о возрождении литвинского языка с использованием латиницы, а не кириллицы. В основу концепции «литвинизма» новые националисты положили следующие идеи.

Во-первых, своей территорией они считают так называемый еврорегион, состоящий из Республики Беларусь, Виленского края Литовской Республики, Подляшского воеводства Польши и некоторых других прилегающих областей – так называемая Литвания. По мнению идеологов течения, с присоединением Белоруссии к Европейскому Союзу Литвания станет «органичной частью общеевропейского культурного и исторического контекста». При этом отмечается, что связь между Минском и Вильнюсом, между Гродно и Белостоком должна быть абсолютно свободной, в то время как вопросы о границах с Россией остаются открытыми.

Во-вторых, литвины утверждают, что они не литовцы, несмотря на похожие самоназвания, и не белорусы, которые, по их мнению, в историческом контексте имеют литвинское происхождение. При этом выдвигается тезис о том, что литвинская национальная идея, исходя из своей перспективы, просто «вбирает в себя те части разнонаправленных белорусских национальных идей, которые не противоречат литвинизму». Более того, по их мнению, каждый второй белорус, а также русские, литовцы и жители Северо-Восточной Польши уже неосознанно являются литвинами, так как кто-то не нашёл сегодня «желаемого наполнения и контекста» в существующих национальных идеях, а кто-то неустанно «чувствует потребность своего сопричастия к европейской цивилизации».

В-третьих, провозглашая себя коренной нацией Белоруссии, титульным народом Великолитвы и государство-образующей нацией Великого Княжества Литовского, литвины осознают свою ответственность за будущее страны в составе Европейского союза и видят своё предназначение в построении свободного и либерального европейского государства.

Именно эти основополагающие принципы новых белорусских националистов, которые многим могут показаться обыкновенной показухой, и несут в себе ряд проблем для стран-соседей современной Белоруссии и, в первую очередь, России. В данном случае необходимо понимать, что провозглашая принципы национального и культурного равенства всех этнических групп, проживающих на территории современной Белоруссии, «литвинизм» достаточно чётко противопоставляет себя русскому миру.

Речь идёт о необходимости создать «абсолютно независимую силу, которая бы сумела выстоять в условиях российской оккупации и сохранить литвинский дух» в случае поглощения Белоруссии Россией. Правда, необходимо отметить, что сегодня открытая пропаганда вхождения Белоруссии в Евросоюз и отказ от какой-либо интеграции с Россией, кроме как в рамках ЕС, не учитывает общего настроения жителей республики, что прекрасно понимают и «белорусы-литвины» и «белорусы-западники». Но даже в этом случае «литвинизм» не видит возможности дальнейшей интеграции русских и белорусов в рамках единого славянского мира, провозглашая тезис о «пост-империалистических» и «реваншистских» настроениях в российском обществе.

Если добавить к этому и непреодолимое желание литвинов воссоздать Великое Княжество Литовское «от моря до моря», то определённая опасность в данном националистическом движении существует и для Польши, и для Литвы, земли которых должны стать органической частью нового государства.

Конечно, подобные идеи сегодня выглядят крайне нелепо. Однако хотелось бы напомнить, что ещё несколько лет назад вряд ли кто-то на Украине даже в страшном сне мог подумать о потере Крыма и, по всей видимости, Донбасса. И всё потому, что государственные деятели весьма легкомысленно относились к постоянно растущему националистическому движению, используя его, как уже указывалось выше, только в своих интересах.

Несмотря на то, что нынешняя автохтонность жителей современной Белоруссии, которая является принципиально важной чертой белорусской идентичности, обусловлена историей региона и своеобразными чертами этнической самоидентификации (например, самоопределение «тутэйшыя» или «здешние»), в настоящее время нельзя полностью отрицать того, что крайний национализм в Белоруссии все же возможен. Тот факт, что нынешнее разделение белорусов пока не представляет особой опасности ни для России, ни для самой республики, не отрицает резких изменений ситуации в будущем. Причём главной причиной перемен может стать стремление местной политической элиты использовать национальные течения в собственных интересах.

Чем подобное закончилось на Украине, известно всем. Произойдёт ли это в Белоруссии – покажет время.

Юрий Павловец
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники

Минск, Белоруссия.

Источник: «NewsBalt»


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Возрождение – в единстве православного народа: Беседа с потомком Русских князей А.А. Трубецким о монархии и «кирилловичах»

...На монархию должна быть воля народа. Путь возрождения России в любом случае – в единстве православного народа. Мы не должны поддаваться ни на какие провокации, нападки и уловки со стороны тех, кто хочет нас разъединить – будь то церковный раскол, гражданский мятеж или внешнее вмешательство...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100