«В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации».
«Я с трудом могу себе представить, чтобы кто-то осознанно вкладывал в манипуляции олимпийским факелом какой-то сакральный смысл. Зажжение олимпийского огня — это театрализованная постановка, и иного смысла люди в него не вкладывали со времен возрождения Олимпийских игр».
Вывод, вы спросите? Очень несложный и, однако, вполне тоталитарный: «Многие наши соотечественники с нетерпением ждут Олимпиады, чтобы поддержать свою команду, поболеть за российских спортсменов и отдать должное мастерству иностранных». А Церковь, как мы помним, не должна отделяться от общества.
Накануне, руководствуясь точно той же логикой, В. Легойда защитил от православных оккультный сериал «Вангелия» на Первом канале ТВ. Он признает, что «болгарская ясновидящая Ванга воспринимается в Болгарской и Русской православной церквях как жертва действия темных сил». Однако протестовать против пропаганды действий этих сил христиане не должны, поскольку Первый канал не является православным.
Год назад В. Легойда по сходным мотивам не поддержал инициативу православной общественности о запрете кощунственной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»: «Конечно, православный человек не может принять тот образ Христа, который там есть… но считать это оскорблением (чувств верующих.- Ред.) - явный перебор».
То есть если бы Первый канал был православным, президент — царем, рок-опера — богослужением, а химия — алхимией, то В. Легойда мог выступать с духовной оценкой светских явлений, а раз ничего такого нет, то извините…
Как же с этим радикально светским взглядом на Церковь сочетается исповеданная выше догма о том, что «Церковь не отделена от общества»?
Или, как более подробно излагал В. Легойда, отождествляя христианское и либеральное учение о добре и зле:
Представьте человека на необитаемом острове: ему не нужно быть нравственным, он в принципе не может совершать безнравственные поступки. Но отношения с Богом у него все равно могут быть…
Заповеди никогда, по крайней мере в христианстве, не являлись целью. В том числе и потому, что грех — это категория не нравственная в христианстве, но онтологическая.
В заключение скажем, что как, служитель великого и бесстрашного государства, В. Легойда выполняет свою работу неплохо. А вот с точки зрения Церкви…
<-назад в раздел