Папа римский Франциск выступает против рукоположения женщин в священный сан, но якобы не отвергает идею назначать женщин кардиналами. Об этом написал в среду на страницах газеты «НГ-Религии» историк религии и ватиканист Джованни Бенси.
Дело в том, что до 1918 года для назначения кардиналом не обязательно было иметь не только «пископский» но и «вященнический»сан. Любой мужчина, причисленный только к малому чину католической «церкви», каковым является диакон, мог получить ранг кардинала-диакона. Таких кардиналов традиционно называли «кардиналы-миряне», поскольку они не могли совершать таинств и не давали обета безбрачия, хотя и являлись клириками и получали первый постриг - тонзуру. Последний кардинал-мирянин скончался в 1899 году. Таким образом, сегодня речь могла бы идти о назначении на высший церковный сан женщин-мирян.
По словам Джованни Бенси, некоторые круги католической «церкви», особенно в Германии и Австрии, давно поддерживают подобные планы, однако, по информации испанской газеты El Pais, сейчас уже сам понтифик намерен пойти на такой шаг. На такую возможность папа намекнул в своем недавнем интервью журналу Ордена иезуитов Civilta Cattolica.
«Церковь не может быть самой собой без женщины», - приводит слова главы Ватикана автор публикации, отмечая, что иными словами, церковь не может быть совершенной, пока в ее руководстве отсутствует женское начало. Папа сознает, что «женский вопрос» внутри римской «церкви» еще не решен и что нельзя дальше тянуть с его решением, пишет мадридская газета. Отзывов из Ватикана на эту публикацию пока нет, но в римской газете Messaggero историк Лучетта Скараффиа отметила, что женский «кардиналат» был бы «мощной революцией, всколыхнувшей позицию недоверия и непонимания, которую значительная часть духовенства занимает по отношению к женщинам».
Сегодня, отмечает Джованни Бенси, женщина не имеет права быть даже диакониссой. Это, по его словам, вопрос не догматики, а дисциплины, одним из воплощений которой служит, например, целибат католических ксендзов. Папа может изменить правила в любой момент. Испанская женщина-«богослов» Филлис Сагано из Университета имени Игнатия Лойолы в Чикаго утверждает: «Женский диаконат - не идея будущего. Это требование нашего времени, он нужен сегодня». Она рассказывает, что говорила на эту тему с кардиналом Ратцингером, прежде чем он стал папой Бенедиктом XVI, и тот ей сказал, что «вопрос изучается», хотя ни к какому конкретному результату это не привело.
В сентябре нынешнего года по инициативе Хелен Шунгель-Штрауман – другой женщины-«богословши» из Швейцарии - в интернете было опубликовано «Воззвание», в котором ставился вопрос о назначении женщин-кардиналов. «Воззвание», которое можно подписать, было адресовано в том числе и понтифику. Среди тех, кто разделил мнение Шунгель-Штрауман, были не только представители немецкоязычного мира, но также теологи - мужчины и женщины - из англоязычных стран, а также из Италии, Франции, Испании, Хорватии. Организаторы этой акции провели опрос общественного мнения по поводу возведения женщин в кардинальский сан. 72% респондентов ответили положительно и 28% - отрицательно.
Между тем авторы «Воззвания» исходили из соображений, высказанных Папой Франциском в одном из интервью, в котором понтифик указал на необходимость создать «теологию женщин», которые должны были бы играть более важную роль в жизни Церкви.
«Больше половины членов Церкви - женщины, - говорится в «Воззвании» Хелен Шунгель-Штрауман, - но с этим большинством обращаются, как с меньшинством... А все-таки существуют монахини, женщины-теологи, женщины, выполняющие ответственные задачи внутри Церкви - в области благотворительности, просвещения, политики, волонтерства, - но не приобщающиеся к процессу принятия решений». Это, отмечается в документе, приводит к «несправедливой ситуации неравенства». Авторы «Воззвания» обращают внимание церковной иерархии на то, что «ни Библия, ни учение или традиция Церкви не могли бы помешать Папе допустить к кардинальскому сану женщин». Это было бы «мудрым и дипломатичным» решением, потому что сняло бы с Католической Церкви обвинения в женоненавистничестве, которые нередко выдвигаются против нее.
<-назад в раздел