Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Не сотвори себе кумира. Размышления о Цое, русском роке и советском наследии
24.08.2020

цой.jpg

Моя последняя статья о памятнике певцу Виктору Цою на ул. Танкиста Хрустицкого вызвала весьма бурную реакцию. Вашего покорного слугу обвинили в фальсификации, в клевете на почившего великого певца и поэта. Нисколько не желая очернять почившего певца, а лишь в интересах истины, равно и доброго имени Церкви, вынужден представить следующую информацию. 

Бывший продюсер группы «Кино» Андрей Тропилло рассказал «Петербургскому Дневнику» свою версию гибели Виктора Цоя. По его словам, официальная версия вообще никак не совпадает с тем, что было в действительности.
«Вокруг этой истории ходит много мифов. Самое смешное, что люди строят догадки уже относительно ложной версии, искажая правду еще сильнее. Знаете, был только один человек, который в совершенно ясный день на совершенно пустой дороге мог врезаться в одиноко ехавший автобус. И это был Виктор Цой», – сказал Тропилло.
По официальной версии, он заснул за рулем и столкнулся с автобусом «Икарус». ДТП произошло на 35-м километре трассы Слока – Талси под Тукумсом в Латвии. Было это 15 августа 1990 года. 

«Да, все так и было. Но предыстория там была совсем другая, и ни с какой рыбалки он не возвращался. У Хлынова из группы "Полковник и однополчане" была дача под Ригой. И накануне трагедии огромная толпа ленинградских рок-музыкантов, в том числе и Цой, поехала праздновать туда чей-то день рождения. Все приехали на поезде, а Цой – на своей машине. Праздновали несколько дней, и все напивались в хлам. Абсолютно все. Некоторые, в том числе и я, покинули дачу раньше, хотя планировали там провести около пяти дней, по-моему. И вот когда уже оставшиеся садились на поезд обратно в Ленинград, Цой сказал, что поедет на своей машине. Хотя его просили бросить ее как есть и поехать на поезде за компанию. Он отказался, но напоследок они все решили покурить сигареты, пропитанные маком. Это было не впервой. Ну собственно, покурили, все поехали на поезде, а Цой – на своей машине, и под воздействием маковых сигарет не просто уснул за рулем, он вырубился, как и ребята, которые ехали на поезде, – рассказал Тропилло. – Цой был в тяжелом наркотическом опьянении, когда умер. Именно поэтому его бывшая жена Марианна заплатила 2 тысячи долларов, чтобы не производили вскрытие для взятия экспертизы». 

Отметим, что очередную версию ДТП с участием лидера группы «Кино» высказала автомобильный эксперт Наталья Потлачук. Она изучила материалы дела о гибели Виктора Цоя в ДТП и пришла к выводу, что трагедия не могла произойти из-за того, что музыкант заснул за рулем. 

Можно как угодно относиться к этой версии, но она имеет право на существование. Если это сообщение верно, то оно многое объясняет в прошлом… А также — в настоящем. Например — в недавнем ДТП, где актер Михаил Ефремов пьяным сел за руль и убил человека. Подобное могло быть и с Виктором Цоем — Бог уберег его от этого. Цой стал жертвой в ДТП, Ефремов — палачом. Но источник один — богемная вседозволенность, убежденность что творческому сверхчеловеку все дозволено — он по ту сторону добра и зла и ни законы природы, ни тем более законы государственные и Правила дорожного движения для него не писаны. 

Кстати, что касается «единственного человека, который мог взрезаться на пустынной дороге в одинокий автобус». По воспоминаниям друзей с Цоем довольно часто приключались какие-нибудь истории — и курьезные, и опасно-трагические. Максим Пашков (группа «Палата №6», в которой Цой играл на басу): «Его вообще ноги плохо держали, он их ломал, спотыкался, умудрялся вступить в лужу, которую все обходили, провалиться на тонком льду. Однажды мы драпали от милиции, он прыгнул в подземный переход на Невском с самого верха, сломал ногу, но добрался до парка Победы. Потом ходил с палочкой — всех веселил. Был еще просто классический случай, когда он умудрился упасть в метро на спускающемся эскалаторе вниз головой. Мы шутили, спешили в баню, он был в кожаном пальто, бежал впереди, я его окликнул, и вдруг: "А-а-а..." Я увидел падающую голову. Пальто распахнулось, штаны вельветовые затрещали, оттуда вывалились красные трусы... А я вместо того, чтобы помочь другу, корчился от смеха до коликов. Он даже подобиделся на меня» (Виталий Калгин. «ЖЗЛ. Виктор Цой». Издательство «Молодая гвардия», 2015 год).  

Немного остановимся. Ведь Цой по утверждению его поклонников, был спортсменом, занимался каратэ и тэквандо, был, можно сказать, «ниндзя». Подобные истории с таким человеком могут происходить известно в каком состоянии и под влиянием каких веществ. Вообще, следует отметить, что среди завсегдатаев кафе «Сайгон», среди которых был и Виктор Цой, было немало любителей покурить травку. 

Другое свидетельство, появившееся в комментариях к моей статье - Александр Баширов, снимавшийся вместе с Цоем в культовом фильме «Игла», вспоминал, что для съемок антинаркотического фильма Цой и другие участники почерпали вдохновение… в курении анаши. Это не так уж невероятно: по воспоминаниям друзей, одна из потрясающих политических речей Баширова в фильме «Игла» была заснята, когда его… только что вытащили из вытрезвителя. Подчеркиваю, что не желаю никого дискредитировать — все это исключительно в интересах исторической истины. 

Кстати, о фильме «Игла». Фильм Рашида Нугманова, якобы созданный на одном энтузиазме, с внешней стороны все выглядит весьма благородно: главный герой спасает героиню-наркоманку, борется с местной наркоманией.
Однако, кинокритики пишут, что фильм построен на неоднозначности прочтения, в том числе, добавим, и относительно норм и пределов добра и зла. В фильме брутально, временами натуралистично показываются сцены насилия, приема наркотиков, причем достаточно привлекательно для неискушенной публики, каковой и была советская зрительская аудитория 1989 г. Тут — серые советские будни, а там — настоящая, романтическая жизнь с пряной сладостью греха… 

Наиболее точно сущность фильма раскрыл кинокритик Сергей Шолохов: «...Фильм Рашида Нугманова нельзя прочитать как притчу о романтическом принце, который пришёл освободить свою принцессу из сонного царства. Ибо за пределами наркотического сна её ждёт наркотическое бодрствование, и выхода, по существу, нет». 

Сам Нугманов, по его собственным словам, думал, что после довольно живописных сцен с приемом наркотиков, грубой лексики и других спорных моментов, фильму влепят 3-ю категорию (низшая в советской киноиерархии) и положат на полку. 

Однако, случилось все с точностью наоборот: фильм пустили в прокат. За 1989 год картину посмотрели почти 15 млн зрителей. Хотя в рейтинге наиболее популярных фильмов «Игла» заняла только 9 место (печально знаменитая «Интердевочка» заняла второе место - 34 млн. просмотров). Фильм почему-то оставили в прокате и на 1990 г. и распространили его. В общей сложности его посмотрело 30 млн. человек. 

А теперь задумаемся. После показа «Интердевочки» страну заливает пандемия проституции. По статистическим опросам, 30% старшеклассницы в 1990 г. готовы были походить на главную героиню. После настойчивого, даже назойливого показа «Иглы» в 1990-1991 г. страну охватила пандемия наркомании и, соответственно, преступности на этой почве. Сужу поэтому не понаслышке: зимой 1990 г. меня едва не убили с моим другом, когда мы попались шайке наркоманов. Спаслись чудом. 

Вообще, перестроечное кино и телевидение обладали удивительным свойством — борясь с пороком, рекламировать его. Многие помнят передачу Невзорова «Шестьсот секунд», которая доблестно раскрывала преступления и красочно их описывала. Так вот, однажды двое подростков с железным прутом подходят к третьему и спрашивают: «Тебя в Шестистах секундах показывали?» - «Нет». - «Ну так покажут». И железным прутом по голове. К счастью, его не убили — шапка была слишком плотная. Но инвалидом сделали. Александр Глебович так умело разрекламировал насилие, под личиной борьбы с ним, что вдохновил этих отроков на этот «подвиг». 

В 1991 г. после 19 августа была отменена уголовная ответственность за прием наркотиков и пожар стал полыхать дальше. В результате только по официальной статистике в середине девяностых годов в России насчитывалось 3,5 млн наркоманов. Количество смертей от передозировки и других причин за эти годы подсчету не поддается.
Впору говорить об ответственности художника за то, что он делает… Сразу же предвижу, как на меня набросится стая критиков: «Отец протодьякон, Вы что, обвините Нугманова и Цоя в том, что с помощью спецслужб они организовали пандемию наркомании?» Разумеется, нет, причин ее много, в том числе и известный духовный вакуум, который существовал в позднесоветском обществе, и социальное неблагополучие и нестабильность, и деятельность криминальных структур, все более сращивавшихся с государственными, и деятельность спецслужб, и не только отечественных, но и зарубежны. Однако, огромную роль играла и пропаганда порока, в том числе и соответствующие видеоряды. И мастера культуры здесь также отметились Свою ложку дегтя, на наш взгляд, влили и Нугманов, и Цой. Конечно, в Священном Писании сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы». Но, понимая, почему появился труп, не надо забывать и об орлах, или стервятниках. Родина должна знать имена своих «героев». 
А теперь о главном. В статье уважаемого Павла Вячеславовича Тихомирова и в комментариях к моей статье поднят ряд важных тем и прежде всего Русского рока. Начнем, однако, с того, что Русский рок — в известном смысле миф. Да, его можно назвать русским по языку и национальности, но его трудно считать таковым в смысле явления культуры, в смысле русской души. Напротив, ритмы, строй музыки и главное дух — это запад. Снова, со страшной скоростью, задрав штаны, с обожанием, мы помчались поклоняться кумирам «страны святых чудес».
При этом поклонение доходило до смешного. 

Как пел Высоцкий про культового певца: 

«С него сорвали свитер
Отгрызли вмиг часы
И растащили плиты
Со взлетной полосы». 

Перейдем к главному. Что такое рок в своей сущности? Это — попытка воздействия на человеческий организм с помощью определенных ритмов, работать уже не с сознанием, а с подсознанием, с человеческой физиологией, вводить человека в транс, по своему типу сходный с гипнотическим и с магическим. Для рефлексии места нет, но зато возбуждаются рефлексы, часто — не очень достойные. Это, по сути дела — возрождение языческого шаманства, магии, с использованием наркотических веществ и заклинаний. 

Любимый мною Павел Вячеславович Тихомиров обличил меня в том, что я не замечаю поэтических достоинств творений Цоя. Грешен, не замечаю. Увы, потому, что чаще всего и замечать-то нечего. Возьмем, к примеру песню «Кочегар». Она по сути дела состоит из двух стихов, многократно повторяющихся - «Я хочу стать кочегаром» (8 раз) и «Это кочегара рок» (8 раз). Кроме игры словами в последнем случае (рок — судьба и рок — музыкальное направление) никаких поэтических достоинств за ней не числится. Но то, что касается психотехники — искусства зомбирования масс — согласен, это творение гениально.  В нем вбивается пара мантр и создается соответствующее настроение транса, за которым и приходят массы. 

Умение Цоя «держать» зал отмечают практически все. Его мама вспоминала: «Однажды Юра Каспарян сказал мне, что Витя был великий шаман, который управлял тысячами людей с помощью той силы, которой он владел. Виктор был очень сильной натурой. Я как-то спросила у него: "Ты же сам простой, а люди по тебе с ума сходят, почему?" Он молчит. Я спрашиваю: "Как дела-то хоть у тебя?" Он говорит: "Хорошо". Спрашиваю: "Вить, а трудно быть таким?" Ответил: "Очень трудно"». (Виталий Калгин. «ЖЗЛ. Виктор Цой». Издательство «Молодая гвардия», 2015 год). 

Рассмотрим другое стихотворение - Транквилизатор.
Я выхожу из парадной, раскрываю свой зонт.
Я выхожу под поток атмосферных осадков.
Я понимаю, что это капризы природы.
Мне даже нравится чем-то эта погода.
У-у, транквилизатор...
Метеоролог сказал, дождь будет недолго.
Я разобрал весь приемник, как опытный практик.
Ты понимаешь, что мне было трудно сдержаться.
Мне даже нравится этот, такой мой характер.
У-у, транквилизатор... 

С точки зрения чистой поэзии, без музыкального сопровождение — стих не о чем, бессодержательный, неритмичный, неряшливый, с очень приблизительными рифмами. Единственно, что остается после его прочтения — легкое чувство депрессии, в основном из-за рефрена, а также легкое чувство удивления перед самодовольством автора («мне даже нравится этот, такой мой характер»). Но в соединении с музыкой, ее ритмами, нацеленными на подсознание, подобный, мягко говоря, посредственный текст, производит неизгладимое впечатление на «разогретую» публику. 

Примечательна история этой песни. Вспоминают друзья и родные:
«Тихий размеренный ход лета и запланированную поездку на море в Малоречку пустила "под откос" повестка из военкомата. Раньше Цой успешно избегал этого, учась в разных ПТУ. Но как только он получил диплом и устроился на работу, военкомат решил заняться им всерьез. Марьяна вспоминала, что однажды Виктор полушутливо полусерьезно сказал ей: "Я уйду в армию, а ты тут замуж выйдешь". Марьяна посоветовала Цою выбросить эту ерунду из головы: прекрасно понимала, что речь идет вовсе не о ее замужестве, а о том, что Виктор просто не мог на два года уйти от рок-н-ролла на службу в армию. Тем более, что у призывников с восточной внешностью были более высокие шансы попасть в Афганистан. Несмотря на негодование родителей Виктор по совету друзей решил закосить под психа». 

Далее вспоминает Юрий Каспарян: «Марьяша потом рассказывала, как Цоя на Пряжку укладывали. Там нужно было "косить" под маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены посильнее. У Марьяны был договор с кем-то из знакомых, что Цоя туда возьмут, но нужно было что-то показать "скорой". А Цой терпеть не мог крови. Для него порез на пальце уже трагедия. Он же гитарист был... В общем, вызвали "скорую", приехали врачи, а Цой сидит такой от смущения розовый, на руках он себе нацарапал слегка так... И все же его забрали». Цой представлял две недели в «психушке» веселым приключением, но, увы, не повезло. По прихоти (!) врача, заподозрившего симуляцию, Виктору пришлось провести в дурдоме полтора месяца, после чего был выписан "законным советским психом". По словам Марьяны, он покинул лечебное учреждение "почти прозрачным". Марьяна Цой: «На Цоя было страшно смотреть. Когда его выписывали, я еле дотащила Витю до машины и повезла домой. И вот просыпаюсь часа в два ночи, Цоя нет рядом. Выхожу на кухню: в темноте кромешной он что-то корябает карандашиком на разорванном спичечном коробке. Это был текст «Транквилизатора»... 

Не будем никого осуждать и произносить громкие слова «Дезертир. Самострел». Напомним только одну норму Византийского воинского закона, по которой человека, нанесшего себе увечье, чтобы не идти на воинскую службу, надлежит продать в рабство, как предателя Родины и ее свободы. И опять-таки, без всякого осуждения и демонизации: подобный поступок плохо вяжется с героическим образом каратиста и «ниндзя». И вот чей памятник занимает место памятника герою Советского Союза Владиславу Владиславовичу Хрустицкому, сгоревшему в танке в бою под Волосово 26 января 1944 г. Напомню последние его слова были: «Стоять насмерть. Делай, как я».

Уважаемый и любимый мною Павел Вячеславович обличает меня в конспирологических фантазиях и в любви к советской песне: «Вполне допускаю то, что о.Владимир, будучи моим ровесником и жителем Питера, не совсем в теме Русского Рока. Возможно, и вправду верит, что весь этот рок является одним из спецпроектов ЦРУ в рамках "плана Даллеса". Дескать, отечественная госбезопасность пыталась возглавить протест, с которым уже невозможно было бороться, однако, "карманные протестуны" вышли из-под контроля и начали рассыпать направо и налево искры пожаров. Т.е. если бы не игры внешних разведок и местных контрразведок, то молодёжь продолжала бы удовлетворять свои эстетические потребности музыкально-поэтической продукцией, производимой "Песнями-77" про БАМ, Тундру, Вологду и т. д.».     

Начнем с того, что негоже прохаживаться относительно песен про БАМ и тундру. Под эти песни наши отцы и деды строили великую Байкало-Амурскую Магистраль, возводили новые города, сооружали газопроводы и нефтепроводы, с которых, мы, кстати, сейчас и кормимся. Под песни Цоя за эти тридцать лет не сооружено более-менее ничего серьезного. Песни про БАМ и тундру учили труду, служению и дружбе. Песни Цоя — индивидуализму и уклонизму, гордыне и депрессии. А за подлинно народную песню о Вологде, кружевную, сердечную и раздольную я не колеблясь отдал бы все творчество Цоя и Башлачева в придачу (да простят меня их поклонники). 

А что касается спецслужб… Разумеется, то, что произошло, не является плодом исключительно их усилий, в рамках упомянутой нами уже формулы: «Где будет труп, там соберутся орлы». Но это не значит, что орлов не было вовсе и в их клекоте не ощущалось ничего особенного. 

На мой взгляд, спецслужбы пасли всю эту музыкальную тусовку, официально находившуюся в подполье, а в час «ноль» вытащили ее из-за печки для достижения и оформления своих целей — демонтажа СССР. Лучше всего это показывает история возвышения Цоя и группы Кино в изложении их сторонников. 

«27 июня 1986 года в Америке благодаря стараниям Джоанны Стингрей фирма "Биг Таймз Рекордз" выпустила тиражом 10 тысяч экземпляров двойной альбом Red Wave ("Красная волна"), где целая сторона одного из дисков была отдана песням "Кино" (так же по одной стороне было предоставлено "Аквариуму", "Алисе" и "Странным играм"). В подзаголовке диска значилось: "Четыре подпольные группы из СССР". По одному экземпляру альбома Стингрей отправила президенту США Рональду Рейгану и генеральному секретарю КПСС Михаилу Горбачеву, сопроводив это заявлением: чего не могут достичь политики на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате такого "американского привета" случилось небывалое — Горбачев спросил у своих советников: "Какой такой «Аквариум»? Почему у них нет пластинки?" И министерство культуры дало директиву фирме "Мелодия" в срочном порядке выпустить пластинки групп, указанных в альбоме, дабы создать иллюзию того, что их пластинки давно выпущены и продаются. "Мелодия" выпустила грампластинку с заброшенным альбомом "Кино" — "Ночь"» (Виталий Калгин. «ЖЗЛ. Виктор Цой». Издательство «Молодая гвардия», 2015 год). 

Позвольте здесь несколько усомниться. Какая-то певица Джоанна Стингрей шлет какие-то альбомы двум президентам сверхдержав — весьма занятым людям и одновременно убеждает их в перспективности проекта народной дипломатии «Рок музыка». И немедленно падают все занавесы, открываются темницы, герои выходят из подполья. Либо все было несколько не так и пластинку Горбачеву отправили из Госдепартамента США, либо вопрос подготавливался заранее, учитывая то, что Джоанна Стингрей впервые побывала в СССР в 1984 г., когда кстати и познакомилась с Борисом Гребенщиковым и с той компанией, которая тусовалась вокруг кафе «Сайгон» и которую просвечивали и пасли спецслужбы. Отметим, что ее поездки в СССР не могли совершаться без ведома сотрудников КГБ. И проект «Русский рок» на 100% был использован для возбуждения масс, демонтажа советской системы и разрушения отечественной культуры. Хотя, разумеется, причины подобных процессов лежали не только в нем и не столько в нем, но он сыграл свою роль катализатора в этой страшной химической реакции. 

Далее дорогой Павел Вячеславович по-братски обличал меня в следующем: «Изобразив Цоя "наркоманом", противопоставив Церковь мнимым антисоветчикам, о.Владимир помогает нашим заклятым партнёрам по идеологической войне выстроить несложную диспозицию. Есть те, кто борется против превращения людей в стадо (а Цой пел именно об этом, а не о "гласности", "ускорении" и "перестройке"), а есть те, кто против Цоя, а следовательно, за "превращение людей в стадо"». 

Увы, досточтимый Павел Вячеславович, все намного сложнее. Провозглашая борьбу против превращения людей в стадо, Цой на самом деле организовывал новые стада — своих поклонников, к которым он относился достаточно высокомерно. Случалось ли вам, дорогие читатели, видеть толпу наэлектризованных и обкуренных фанатов, поющих очередную роковую мантру с нецензурными словами? Поклонники В.Цоя, к сожалению, часто становились таким стадом. Мне приходилось сталкиваться с настоящими трагедиями, в т.ч. и в православных семьях, когда, казалось, благополучные юноши и девушки бросали работу и уходили из семьи на фоне привязанности к музыке В.Цоя. И напомним про целую волну самоубийств, которая прошла после его смерти, когда некоторые фанаты не выдержали смерти кумира… Воистину, не сотвори себе кумира… 

Из всего сказанного ясно: памятник В.Цою занимает чужое место, тем более, что жил певец — не на улице Хрустицкого, а гораздо далее, к тому же у него в Ленинграде было много адресов. Для возрождения России нам нужны памятники таким людям, как Владислав Владиславович Хрустицкий, стоявший насмерть ради спасения нашего Отечества. Памятник же В.Цою (не пропадать же добру) можно переставить где угодно — хоть в кафе Сайгон. И очень горько, что подобные элементарные вещи приходится проговаривать снова и снова.

Протодиакон Владимир Василик, 
доктор исторических наук, 
кандидат филологических наук, кандидат богословия, 
профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, 
член Синодальной богослужебной комиссии

___________________
См. также: 

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100